Окружающий мир "Тело и вещество. Три состояния вещества"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Самсонова Ольга Викторовна

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса. УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Конспект открытого урока

Преподаватель: Самсонова Ольга Викторовна

Учебная дисциплина: окружающий мир

Тема: Тело и вещество. Три состояния вещества

Целевая аудитория: 3 класс

Цель урока: сформировать понятие «вещество», три состояния вещества

Задачи:

  • различать понятия «тело» и «вещество»; твёрдое, жидкое и газообразное состояние вещества
  • понимать информацию, представленную в виде рисунка
  • уметь приводить примеры тел и веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состояниях
  • уметь классифицировать тела и вещества по существенным признакам
  • уметь применять знания на практике, в исследовательской деятельности
  • уметь обобщать изученный материал
  • самостоятельно оценивать свою деятельность
  • повышение интереса к предмету
  • сотрудничество с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Оборудование и средства обучения: интерактивная доска, мультимедийная пре-зентация, наглядное пособие, учебник «Окружающий мир», тетрадь на печатной основе, лист путешествия, сувениры

                                 Ход  урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

  • Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в сказочное путешествие за новыми знаниями.                                                                                                        

          Слайд  «Сказочное путешествие»

  •  У каждого из вас на парте лежит лист путешествия. Как видите, от-правимся мы с вами на поезде. В правом верхнем углу напечатан би-лет, на котором мы будем ставить пометки в тех местах, где побываем. А пока проставьте на билете сегодняшнюю дату – 15.10.13. Поезд  называется «Окружающий мир». Перед тем как отправиться в путь, вспомним, что значит окружающий мир. (Ответы детей)

     2.  Сообщение темы урока

  • Прежде, чем мы отправимся в мир предметов и объектов, которые нас окружают, вспомните, как можно по-другому, одним словом, назвать перечисленные объекты, предметы? (Тела)
  • Первый вагончик нашего поезда так и будет называться – Тела.  Под-пишите вагончик в ваших листах путешествия. (Ученики подписыва-ют нарисованный на листе вагон, учитель подписывает наглядное пособие на доске)
  • Обратите внимание, сколько купе в нашем вагоне? (Три)
  •  На какие три группы можно разделить тела?

(тела живой природы, неживой природы и сделанные руками человека – рукотворные)

Подпишите купе.

  • Что из тел, что лежат у вас на партах может нам пригодиться в дороге за новыми знаниями? (Учебник, тетрадь, ручка, карандаш…)

-    Садимся  в вагончик под названием «Тела» и отправляемся в путь

      Слайд с изображение поезда и звуковым сопровождением.

  1. Повторение изученного материала

              Слайд с изображением сценки из сказки «Теремок»

-   Делаем первую остановку. Кто догадался, в какое сказочное место мы

    прибыли? (Сказка «Теремок»)  

             -  Оглянитесь вокруг, какие тела нас окружают? (Учащиеся называют)

                 Заполните свои купе в вагоне.(Ученики записывают)

                 Проверка ответов

             -   Пора делать первую отметку в своих билетах. Кто поселил в своих купе

                 по три и более тел, раскрашивают метку зелёным цветом, у кого по два

                 тела – жёлтым цветом, у кого по одному и менее – красным.

             -  Чем закончилась эта сказка? (Медведь сломал теремок)

             -  Из какого материала он был изготовлен? (Из древесины)

             -  Деревянный теремок надёжный, крепкий? (Да)

             -  Почему же медведь разрушил теремок? (Он был больше теремка)

             -  Вспомните, в какой ещё сказке было важно из чего построен дом. (Три

                поросёнка)

                            Слайд с изображением одного из эпизодов сказки

             -  Какой дом оказался спасением для поросят? (Каменный)

             -  Почему?

  1. Изучение нового материала

             -  Скажите, как  одним словом мы могли бы назвать то, из чего были по-

                 строены домики у героев сказок?

             -  Чем из взятых с собой тел, мы могли бы воспользоваться, чтобы найти

                 ответ на этот вопрос? (Учебником)

             -  Откройте учебник на стр.72 и прочитайте первый абзац.

             -  Как называется то, из чего состоят тела? (Вещества)

             -  Что такое вещества? (То, из чего состоят тела)

             -  Сегодня мы будем говорит о телах и веществах, из которых состоят тела

                           Слайд «Тела и вещества»

             -  Нам потребуется второй вагончик для веществ (Ученики  и учитель под-

                писывают второй вагончик)

               -  Отправляемся дальше в путь - за веществами.

            Слайд с изображением поезда и звуковым сигналом

            Слайд из сказки «Колобок»

               -    Кто догадался, в какую сказку мы теперь прибыли? (Колобок)

  • Кто из героев сказки вам больше импонирует? (Разные ответы)
  • Каким был Колобок? Был он крепким? (Да) Ведь ему приходилось укатываться от медведя, волка, зайца.
  • Что случилось с Колобком в сказке? Мы могли бы спасти Колобка? Как? (Взяв его с собой)
  • В какой вагон посадим? (Тела)
  • В какое купе? (Дети подписывают в купе «Рукотворные» - Колобок)
  • Вспомните сказку, из чего же состоит Колобок? (Из муки, сметаны)
  • В какой вагон поселим муку и сметану? (Вещества)
  • Сколько купе в вагоне «Вещества»? (Три)
  • В какое купе поселим сметану? (Не знаем)
  • Отправляемся дальше в путь за новыми знаниями.

         Слайд с изображением поезда и звуковым сопровождением

 Физминутка

  • А теперь пришло время отдохнуть, и паровозику с вагонами и нам. Перед нами лесная сказочная поляна. Покружитесь, наклонитесь к травке, погладьте оленей…  

       Слайд с изображением лесной поляны, на которой пасутся олени.

       Звучит музыка к песне «Оранжевое солнце»

     

                -   Ставим отметку в билете. Кто успел хорошо отдохнуть и подготовить-

                    ся к дальнейшему путешествию – закрашивают метку зелёным цветом,

                    кто восстановил свои силы наполовину – жёлтым, а те, кто не успел

                     отдохнуть – красным.

                           Слайд с изображением паровоза

  • Отправляемся дальше в путь, выезжаем из летнего леса и оказываемся в зимней  деревне.

      Слайды с изображением эпизодов из сказки «Снегурочка»

  • В какую сказку мы прибыли? («Снегурочка»)
  • Кто встречает нас? (Дед, баба, которые лепят Снегурочку)
  • Кто такая Снегурочка? (Девочка, вылепленная из снега)
  • Чем будет являться снег, телом или веществом?
  • Что мы можем сказать о снеге? Какой он? Почему из него дед и баба вылепили себе дочку?
  • Как чувствовала себя Снегурочка?
  • Мы ненадолго задержимся в этой сказке и посмотрим, что было дальше.
  • Наступила весна. Что изменилось? Как чувствует себя Снегурочка? Почему?
  • Что происходит с веществом, из которого вылеплена девочка?
  • Что вы можете сказать о воде, какое это вещество?
  • За весной всегда приходит лето. И Снегурочку позвали подружки погулять, попрыгать через костёр.
  • Что произошло со Снегурочкой? (Она растаяла и испарилась)
  • Во что превратился снег? (Сначала в воду, затем в пар)
  • Что такое пар?
  • Из чего состоит снег? А пар? (Из воды)
  • Вещество одно, а состояния разные.

      Показ слайдов: Три состояния вещества. Твёрдое. Жидкое. Газо-

образное.

                -  Сколько купе у нас в вагоне Вещества. (Три)

                -   Как мы их обозначим? (Твердое, жидкое и газообразное)

                -   Запишите в вагон с веществами воду так, что она будет собой пред-

                     ставлять в разных состояниях.

                     Проверка записи: снег (лёд), вода, пар.  

  • Чтобы эти вещества не скучали  по одиночке в купе, добавьте каждо-му пару (Камень, молоко, ртуть, углекислый газ…)

 Проверка ответов

  • Делаем пометки в билетах и отправляемся в обратный путь. Кто доба-вил пару в каждое купе – зелёным цветом, в два купе – жёлтым, в одно либо совсем никуда не добавил – красным)

      Слайд с изображение паровоза

        5. Закрепление изученного материала

           -  Для того, чтобы благополучно вернуться домой, необходимо выполнить

               задание в тетради. (Стр. 22)    Проверка  

           -  Каждый раз возвращаясь из путешествия, мы привозим с собой сувениры.

              Возьмите  сувениры, рассмотрите их внимательно, что это за тела, из ка-

              кого вещества они состоят, поселите сувениры в наш поезд. (Работа в па-

              рах)

              Выборочная проверка записей учеников.

          -  Отправляемся домой  

        Слайд с изображением паровоза и звуковым сопровождением

6.Подведение итогов и домашнее задание

            Слайд с фотографией учеников класса на осенней прогулке  

-  Мы вернулись домой, пора привести паровозик в порядок для следую-

щего путешествия, но для этого необходимо выполнить работу: вставить пропущенные слова в тексте

В окружающем мире много предметов и объектов, которые назы-ваются (телами). Тела состоят  из разных (веществ). Вещества бывают в трёх состояниях(твёрдом, жидком и газообразном).

              - Ставим последнюю пометочку о прибытии: вставил все слова правильно

                 – зелёным цветом, допустил одну ошибку – жёлтым, две и более ошибок  

                 – красным.

  • Подведём итоги. У кого билет оказался зелёного цвета, могут быть спокойны, они усвоили всё, о чём мы сегодня говорили, у кого присутствует жёлтый цвет – должны быть внимательны и ещё раз повторит то, что вызвало затруднение. А у кого билет с красным цветом должны ещё раз повторить всё, о чём мы сегодня говорили.
  • На этом уроке мы узнали, что тела состоят из веществ, на следующем уроке нам предстоит прицепить к составу ещё один вагон. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке?
  •  А пока оглянитесь дома вокруг, запишите тела, которые вас окру-жают, из какого вещества они состоят и в каком состоянии эти ве-щества.
  • Спасибо за совместное путешествие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

ТРИЗ "Агрегатное состояние вещества"

Подробная разработка проведения занятия по курсу "Мир загадок" 1 класс...

Агрегатные состояния веществ.

Данный материал поможет провести урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Тела.Вещества"...

Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова

Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме Как теплота влияет на состояние веществ

Цель: выяснить , влияет ли теплота на состояние веществ.Задачи:Изучить литературу по темеПровести опыты, которые показывают, как  теплота влияет на состояние веществ.Провести анкетирование среди ...

Проверочная работа по теме "Три состояния вещества"

Проверочная работа по теме "Три состояния вещества" 2 класс...