Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Панченко Наталья Сергеевна

Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами.  Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Развивать познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Учитель: Панченко Н.С.

                                                                   МОБУ СОШ № 24

                                                                Отрадненский район

                                                     Ст. Попутная

Водоемы нашего края

Цели: познакомить учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами; раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать познавательную активность.

Ход урока

  1. Организационный момент

У. Ребята, сегодня мы отправимся в  путешествие по родному краю.

  1. Сообщение темы и целей урока

( учащиеся сами должны определить  тему урока)

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная  и вкусная вода!

 (ВОДОЕМЫ)

У. Водоемы нашего края.

Так звучит тема нашего урока.

 Мы сегодня на уроке будем знакомиться с водоемами Краснодарского края. Узнаем, какие водоемы есть в ст. Попутной.

3.Работа по теме урока.

Водоемы – это места  скопления или хранения воды. Водоемы бывают естественные и  искусственные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.

 К естественным относятся: море,  лиманы, ручей, река, озеро.

       К искусственным – канал,  водохранилище, пруд.

Работа с карточками:

У. На карточках  зачеркните лишнее слово и обведите названия  тех водоемов, которые есть у нас в крае?

( у каждого уч-ся лежит карточка на столе)

Река             море              океан            озеро              пруд

- Какое лишнее слово? Почему?  

( Лишнее слово пруд, потому что это искусственный водоём.)

- Какие водоемы есть в нашем крае?

( море, река, озеро, пруд).

 Какие водоемы есть в нашей станице?

- Покажите на карте водоемы Кубани?

( К доске выходит ученик и показывает водоемы)

Река Кубань, Черное море, Азовское море и т. д.

Беседа:

-Ребята, какое море есть в нашем Краснодарском крае?

(Черное море)

  (Море — это  часть океана, большое водное пространство

с горько-соленой водой.)

Что мы знаем о Черном море?

- Черное море теплое, не замерзает. Омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Площадь моря- 422 000 квадратных километров. Самая большая глубина – 2245 метров. Вода соленая. Животный мир сосредоточен в основном на глубине 150- 200 метров. В море водится самый быстрый дельфин – белобочка ( длина тела от 1,5 до 2,6 метра), а также афалина длиной до 3 метров! Обитает в море примерно 170 видов рыб. На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

 (Азовское море)

- Чем отличается от Черного?

( Берега песчано - ракушечные, невысокие. Площадь моря – 38 800 квадратных километров, в 11 раз меньше площади Черного).

- Какие реки впадают в Черное море?

(Река - постоянный водный поток значительных размеров с естественным течений по руслу от истока до устья)

Горные реки бегут быстро, равнинные – текут медленно, спокойно.

-Какая река – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа?

(Река Кубань. Протяженность Кубани – 870 километров).

- Какие еще водоемы есть в Краснодарском крае?

( Озера,  лиманы).

- Назовите наиболее крупные лиманы?

( Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский)

   (Озеро — замкнутый в берегах большой, естественный водоем.)

- Какие озера есть в Краснодарском крае?

( Озеро Ханское, Озеро Чембурка ( около Анапы), озеро Абрау (У Новороссийска)

В Сочи озеро Кардывач, озеро Любви и много маленьких озер.

Водохранилище - водоём, в котором скапливается и сохраняется вода.

     - Назовите крупнейшие водохранилища?

Краснодарское, Крюковское, Варнавинское.

     - Сейчас вы увидите картинки, на  которых показаны водоемы. Определите, где какой водоем?

- На какой картине есть река? озеро? море? Обоснуйте.

(На первой- река, так как видно, что вода течет. На второй  – море, оно большое, бушует, плавают корабли, летают чайки. На третьей – озеро, т.к. стоячая вода, со всех сторон суша.)

- Выполните задание  на карточке . Распределите понятия. (сделайте взаимопроверку)

ОЗЕРО                       вода течет                                             РЕКА

                                    стоячая вода

                                    два берега

                                    со всех сторон суша

                                 

    4.Физкультминутка.

 Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды.

5. Закрепление.

Начало реки называется -  исток.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют -  устье.

В реку впадают и другие реки- это притоки.

Ответвление от главного русла реки называется – рукав.

На доске:

Исток -

Устье -

Притоки -

Рукав -

        

- Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме «Водоемы», предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме. Работа проводится в парах.

       Обведите кружочком варианты правильных ответов.

  1. К искусственным водоемам относятся:

а) море;

б) пруд;

в) канал.

  1. Началом реки называется:

а) устье;

б) рукав

в) исток

6. Итог урока.

 Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!

-  Какова была цель нашего урока?

 Удалось ли нам её достичь?

 Какие новые слова вы узнали?

Что они обозначают?

- Наш урок окончен!

Спасибо вам за хорошую работу.

Литература:

1.  Научно – методический журнал «Начальная школа»

№ 2 - 2007г.

2. «География Краснодарского края. Природа»; И.А. Терская; Краснодар 2007 г.

  1. «Путешествие по родному краю», И.П. Лотышев;

Краснодар 2005 г.

  1. «Занимательное Краеведение», В.И. Борисов;

Кубанское книжное издательство, Краснодар  2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...

Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае»

Предлагаю материал по теме "Растениеводство в нашем крае" окружающий мир, 4 класс. Данный конспект урока заставит учащихся проявить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причи...

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...

Урок по теме: "Дикие животные нашего края. Медведь"

Урок по предмету "Мир природы и человека"  Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Цель урока: закрепление знаний по те...