Урок-презентация в 1 классе.«Явления природы»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Эта методическая разработка поможет провести интересно урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

 «Начальная  школа  ХХI  века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: «Явления природы».

Учитель  Зиновьева Марина Анатольевна

Цель:

  • развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Задачи:

  • дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;
  • закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;                          
  • развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли;
  • через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей воспитывать в детях  эстетическое восприятие природы.

             

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для игры, фишки;

Основной метод обучения: обсуждение с детьми признаков времен года с целью обобщения, систематизации и закрепления знаний о явлениях  природы в разное время года.

Основной структурный элемент урока: диалог

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога «Радуги и Солнца»; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Ход урока.

Организационный момент.

Упражнение «Для начала урока»

-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра, поблагодарите небо, землю, воду. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

Сообщение темы и цели урока

Слайд 1   Учитель читает загадку

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по временам года, где будем  исследовать, и узнавать явления природы,  характерные для каждого времени года.

Работа по теме урока. Знакомство с явлениями природы.

 Слайд 2

Итак, мы начинаем путешествие. Отгадайте загадку.

Если дождик бьет в лицо,       Тучи по небу плывут

Ветер треплет деревцо.           Это осенью зовут.

Мы попадаем в прекрасное время года – осень.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Так  поэт  Ф. Тютчев написал об осени.

Солнце ярко сверкает, в начале осени можно наблюдать теплые деньки. Но набежит облачко, почувствуешь холодное дыхание осени. А золотое одеяние осени закружит, запляшет разноцветьем. А чем же огорчит нас осень?

Что бывает осенью часто? (Дождь) 

 Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Скребицкий

«Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится  очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь».

 А какое красивое явление природы мы видели, когда были на экскурсии в парке? (Листопад) Расскажите об этом явлении природы.

А  еще,  какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.  Туман

Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым  покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

Итак,  мы переходим в следующее время года.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? Зимой

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад. 

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый  наряд из многочисленных снежинок.

 Как называется такое явление? Иней. 

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

 Кто знает загадку об этом явлении?

Ученик:

Старик у ворот

Тепло  уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит. Мороз 

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель).

Мы продолжаем свое путешествие по временам года и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька

За ночь у окна.

Ручеек забулькал.

Что это? Весна.

- О каком времени года говорится в загадке?

 Какие же явления характерны для весны?

Найдите и выберите явления природы в учебнике  с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться  сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

 Как надо вести себя,  когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить? -  Как нужно вести себя во время ледохода?

Можно выходить на лед во время таяния снега на водоемах?

 - О каком времени года говорится в стихотворении?

Прогремел июньский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг!  О лете.

- Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.

 Какие же явления природы можно наблюдать летом?

 Найдите картинки и пометьте красными фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Слайд 3

Физ.минутка выполняется под музыку.

Тренажер для глаз «Разноцветные листья».

Закрепление изученного материала.

  1. Игра.  «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»

Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.

Дождь                  Метель

Снег                     Листопад

Радуга                  Ледоход

Туман                   Иней

Таяние снега        Гром и молния

Слайд 4

  1. Работа с учебником.

Прочитать рассказ К. Ушинского «Солнце и Радуга» с.42

Читает хорошо читающий ученик.

Учитель

-  О каких явлениях природы говорится в тексте?

(О дожде и радуге).

Слайд 5

- А кто знает загадки о радуге?

Что за чудо -  красота!                  Раскинулся золотой мост

Расписные ворота                         На семь сел, на семь верст.

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. 

- А вы знаете, как возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце.

- Сколько цветов у радуги? Перечислите.

  1. Речевая разминка.

Инсценирование  диалога «Радуги и Солнца».

Радуга. «Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются  и светятся».

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко.  «Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает».

Автор. А радуга только смеется, да пуще  хвалится.

Радуга.  «Нет, я  все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться».

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

- Как вы думаете, правильно вела себя  Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

Слайд 6

Физ.минутка

Бездомный дождик.

Тощий дождик босоногий

Плачет в луже у дороги.

- Успокойся, милый мой!

Заходи ко мне домой,

У меня в углу игрушки,

А в буфете есть ватрушки:

Посидим, чайку попьем

Вместе дождик переждем.

Слайд 7

Наблюдай, делай опыты. Практическая работа.

  • Почему про осенний дождь говорят: «Дождь  осенний – моросящий, холодный, нудный»?
  • Можно ли назвать осеннее небо «свинцовым»? Узнай, какого цвета свинец и почему небо называют «свинцовым».

Слайд 8

Сравните свинец и небо.

- Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

 Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

.

Слайд 9

Творческое задание в тетрадях

 Выберите и выполните самостоятельно задание, которое вам понравилось.

  1. Нарисуй, как солнышко выглядывает из-за тучи.
  2. Дорисуй дождь по образцу.
  3. У снежинки есть подружки. Нарисуй их.

Слайд 10

Итог урока. Сделаем вывод.

- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Изменения в природе:  дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

Слайд 11

Рефлексия.

Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и у вас  урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «солнышко», если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «тучка».

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.
  2. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Поурочное планирование Окружающий мир 1 класс издательство  Учитель 2012 год Новые стандарты Учимся работать

       Анализ урока

После проведения урока у детей было отличное настроение, детям на уроке было интересно. На уроке использовались разнообразные методы и приемы обучения, использовался различный материал: загадки, отрывки из произведений писателя  Скребицкого, игра, инсценирование диалога и элементы театрализации, практическая работа и наблюдение, где дети сравнивали и делали выводы, самостоятельно выполняли по выбору творческое задание, в конце урока делали вывод.

Во время проведения урока использовалась мультимедиа установка и компьютер, что помогло для поднятия интереса и активизации внимания учеников на уроке.

 На уроке использовалась  физминутки для глаз  .   что помогло снять напряжение и утомляемость.

В конце урока на вопрос: «Понравился вам урок и какое настроение он у вас вызвал?», нужно было показать карточку настроения «Солнышко» или «Тучку» все дети показали карточку «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация в 1 классе.«Явления природы»

Эта методическая разработка поможет провести интересно урок....

Окружающий мир. 2 класс. Явления природы

Цели деятельности учителя: формирование понятия «явления природы», «сезонные явления»; формирование умения пользоваться термометромПланируемые результаты:·...

Разработка урока Окружающий мир, 1 класс, Явления природы .

Разработка  урока  по образовательной системе “Начальная школа ХХI Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.Тема  урока :  Явления  природы .Тип...

Внеклассное мероприятие для 2 класса "Явления природы. Времена года"

Технологическая карта внеклассного мероприятия для 2 класса по теме: "Явления природы. Времена года"....

Окружающий мир, 2 класс, явления природы

Разработка заданий для урока...