Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Кононова Евгения Алексеевна

Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 4 «б» классе.

Тема: Пустыни

Тип: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить с природой пустыни, географическим положением, климатом, особенностями растений и животных данной зоны, экологическими проблемами.

Задачи урока:

 Cформировать у учащихся представление о природной зоне   пустынь,  ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.

  Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать,  делать выводы.

  Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.

По завершении урока учащийся должен знать: названия растений и животных пустыни, основные причины экологических проблем.

Уметь: находить зону пустыни на карте России, применять полученные знания в повседневной жизни.

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:  наглядный, поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран.

                Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Повторение предыдущего материала.
  3. Переход к новому материалу.
  4. Введение новых знаний

- вступление учителя:  Границы и зоны

- индивидуальная  работа с картой

- групповая работа по плану: климат, растения,

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение исследования : животные, экология
  3. Итоги урока.
  4. Домашнее задание.

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

 – Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь, с точки зрения каждой группы.

(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).

-   Каждая группа свой ответ.

 – Вы все решили, что в текстах говорится о степи.

 – Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

 На все стороны путь:

 Ни лесочка, ни гор!

 Необъятная гладь!

 Неоглядный простор!

- Почему он так пишет?

3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»

 – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России.

- Сейчас я вам предлагаю поработать в качестве зоологов,  каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки).

Я даю вам 1 минуту на обсуждение того в какой природной зоне обитают эти животные. Затем по моему приглашению вы помещаете карточки  с изображением животных на той части доски.

 (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся,  догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

(Сразу проверить после каждой группы) Нет ли ошибок!

( Если в пустой, то почему – этого животного в тех зонах не обитает)

 – Посмотрите, что у нас получилось.

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

 – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

 – Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. ( Подписать квадрат) Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

 Солнечный, жаркий

 Жёлтый поток

 Льётся в пустыне

 На жёлтый песок.

 В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.

 Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Какой цвет вы представили себе , слушая это стихотворение?

 – Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

 – Природу пустыни будем исследовать по плану:

Границы зоны.

Поверхность в пустыне.

Климат.

Растения.

Животные.

Экология.

4. Изучение нового материала. Работа с картой.

- С чего мы начнем  наше исследование?  

- Какой источник информации нам может помочь в исследовании границ?

 - Откройте атласы на стр.14 и попробуйте определить границы зоны пустынь.

 – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане.

 – Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

 – Какую зону сменяет пустыня?

-  Что мы будем  исследовать дальше по плану?

 – Переходим к следующему пункту плана.

Исследуем поверхность.

Посмотрим слайды.

-Что вы можете сказать о поверхности пустыне ? (ответы детей)

Давайте послушаем рассказ ученика. (2) ( Слайд 2,3,4)

-Что нового вы  узнали из рассказа о поверхности пустыне?

 - Какой у нас следующий пункт плана?

Климат ( слайд 5,6)

-Ребята давайте вернемся к атласу.

- Что вы можете сказать про расположение пустыни на материке?

(Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору)

 – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, , сухо).

Послушаем рассказ ученика эколога (слайд)

-  Что вы узнали про климат  из рассказа эколога?

 – Чем пустыни  отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах. ( 2 мин)

 - Ответы детей!!!!!

– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?

 – Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.

- А вы знаете какие растения там растут, что вы знаете об этих растениях?

Предлагаю вам узнать побольше о растениях (слайд)

Ботаники рассказ

-Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)

      - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (просмотр картинки).

- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного от дохнуть!

Про растения мы узнали, а про животных

-А какие животные ?

-А что вы про них знаете?

 А сейчас предоставим слово нашим зоологам.  Рассказ ученика.

- в каждой природной зоне есть свои экологические проблемы, давайте узнаем какие экологические проблемы в этой природной зоне.

Рассказ экологов.(слайд)

- Наше исследование заканчивается.

Подведение итогов занятия. Рефлексия        

- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали о пустынях?

-Что вас удивило?

Всем научным группам спасибо за работу!

Дополнительный материал:

Поверхность пустыни

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

   - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.

Климат

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

   Растения

   Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .

Джузгун - это не большой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья

  Животные

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки

     Текст с которым ребята работают                              

Пустыни

   Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка .У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое .Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) . Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им не где спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка . Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки.

 Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

   - Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые –это такыр.

  Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 го ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» .В этом заповеднике есть участки пустынь и полу пустынь, встречаются все виды животных.

  Одни из них роют норы, другие –тушканчики- быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину.  Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки – чернотелки, священные скарабеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Презентация к уроку "Папоротники,мхи и водоросли". Окружающий мир.2 класс

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе УМК ПНШ ...

Презентация к уроку "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс в двух частях

Презентация к уроку "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс в двух частях...

Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру 2 класс по теме Е.Пермяк "Четыре брата. Три состояния воды"

Цель этого урока: Учить работать с образами героев, с текстом произведения и его структурными элементами;Отрабатывать умение читать вслух и молча, умение выразительно читать;Обогащать читательски...