окружающий мир 2 класс "Мы – граждане России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Золотова Наталья Вячеславовна

  Окружающий мир 2 класс  УМК « Начальная школаXXI век»

открый урок  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок.

  Окружающий мир 2 класс  УМК « Начальная школаXXI век»

Учитель Золотова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мы – граждане России

Цели педагогической деятельности: Создать условия для систематизации знаний учащихся о государственных символах России.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

Планируемые результаты:

Предметные: научатся: понимать, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права; получат возможность познакомиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ.

Метапредметные: регулятивные: действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства; коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.            

Личностные   : самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения;  нравственно –этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Методы и формы обучения:

Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: Презентация « Я гражданин России», Презентация « Права ребёнка»

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

I.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Устные ответы

II. Актуализация знаний

1. Беседа на тему « Мы – граждане России»

Организует беседу по вопросам:

- Как называется государство, в котором мы с вами живём? Как называются люди, живущие в одном государстве? Кто является главой нашего государства? Кто назовёт главный закон нашей страны?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои ответы и выводы.

Фронталь-ная,инди-видуальная работа

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

Устные ответы

III. Поиск решения пробле-мы   ( открытие нового знания)

1.Презентация « Я гражданин России».

2. Работа с учебником, с. 153-156

3. Физкультминутка (Приложение)

4.работа с учебником, 157-159.

Презентация «Права ребёнка»

  1. Организует работу по просмотру и обсуждению слайдов презентации.

2. Нацеливает учащихся на прочтение некоторых статей Конституции РФ и организует обсуждение этих статей.

3.  Проводит физкультминутку

4. Знакомит учащихся с правами детей, используя слайды презентации. Предлагает прочесть материал об обязанностях граждан России  и обсудить прочитанное.

1. Знакомятся со слайдами презентации, обсуждают информацию, отвечают на вопросы.

2. читают статьи Конституции, рассматривают иллюстрации, обсуждают их, делают собственные выводы.

3. Выполняет физические упражнения.

4. Знакомятся с новой информацией, обсуждают её, высказывают свою точку зрения, делают обобщённые выводы.

1. Фронталь-ная работа

2. Фронталь-ная работа

3.Фронтальная работа

3.Фронтальная работа

Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор.

Регулятивные: совместно  с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации

.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, готовы изменить свою точку зрения.

1. Устные ответы

2. Устные ответы.

Контроль выполнения упражнений.

4.Устные ответы.

IV.Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание в рабочей тетради, с. 50,№3

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.

Самостоятельно Выполняют задания в рабочих тетрадях

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Задание в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу по вопросам:

-С какими правами граждан вы познакомились? Какие обязанности граждан России вам известны?

1. Отвечают на вопросы.

2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домаш-нее задание

Учебник, с. 152-159

Конкретизирует задания

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

                                                                                                                                                                                                                               

Приложение

Наклоняемся с хлопком                     Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу

И с хлопком потом встаём.                Распрямиться—хлопнуть над головой.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка хлопни громче всех!                 Прыжки на одной ножке.

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем.

Очень долго прыгать можем.                Поворот головы влево и вправо.

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим  вправо          Ходьба на месте.

Так пройдёмся мы не много

И вернёмся вновь к уроку.                       Дети садятся за парты.

Интегрированный урок – практикум (2ч.)

3 класс

 Тема: К. Паустовский « Однажды ночью». Сочинение-описание « В чём красота русской зимы».

  Цели: показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания падежных окончаний, Систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формировать навыки самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, формировать умение выборочного перессказа, прививать любовь к природе.

  Оборудование: ( на доске):

1.Иллюстрации о зиме.

2.Альбом П. Чайковского « Времена года», Пьеса «Январь».

3. музыкальная запись и психологическая установка

4. Эпиграф: Замело, завьюжило

                       Все кусты подряд.

                       В голубое кружево

                       Нарядился сад.

                                                        А. Чепурнов.

5. Рабочий материал (запись на доске):

Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки; падают, порхают, кружатся.

Снег – пушистый, мохнатый, мягкий, бархатный ковёр.

Воздух – свежий, морозный, обжигающий, колючий, бодрит.

Иней – прозрачный, цветные огоньки, белое искристое платьице.

Зима – морозная, волшебная, суровая, чародейка, кудесница.

Небо – низкое, прозрачное, голубое, пасмурное.

Ход урока

  1. Психологическая установка под музыку.

Звучит негромкая музыка.

Слово учителя.

 - Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:

                                         Я в школе на уроке.

                                         Сейчас я начну учиться.

                                         Я радуюсь этому (Пауза).

                                         Внимание моё растёт.

                                         Я, как разведчик, всё замечу.

                                         Память моя крепка.

                                         Голова мыслит ясно (Пауза)

                                          Я хочу учиться.

                                          Я готов к работе.

                                          Работаю.

  1. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

 - Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке.

                  Тройка, тройка прилетела,

                  Скакуны в той тройке белы.

                  А в санях сидит царица,

                  Белолица, белокоса.

                  Как махнула рукавом –

                  Всё покрылось серебром. ( Зима)

  III.Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.

Слово учителя.

 - Да, дети, мы поговорим о зиме. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание « В чём красота русской зимы». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.

   - Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

   - Прочитайте предложения, записанные на доске:

 Снег покрыл землю ковром. Летят снежинки. На небе светит солнце. Пришла зима.

   Удачные ли предложения записаны на доске?

   - Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?

  - Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, Чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.

  - Какой текст получился у вас? Зачитайте

   - У кого интереснее и почему?

   Вывод. Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.

-  Ребята ,вспомните, а какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

-  Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи. (У доски)

Зимой русский лес сказочный!

Наступила зима.

Мороз разрисовал окна причудливыми узорами.

   Вывод. Имена прилагательные в предложении могут быть и определениями и сказуемыми.

   - Прочитайте предложения ещё раз.

   - Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

IV. Работа с текстом рассказа К. Паустовского « Однажды ночью».

  1. Слово учителя.

   Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство К. Паустовского, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. Девиз пейзажиста: «Сотри случайные  черты и ты увидишь – мир прекрасен!» И в рассказе « Однажды ночью» писатель делится своими впечатлениями о первом снеге. ( Иллюстрация) Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях о первом снеге и отразили их в сочинениях.

  1. Чтение рассказа « Однажды ночью»: учитель - дети «цепочкой».
  2. Словарная работа.

- Как понимаете слово первопуток? ( Первый зимний путь по свежему снегу.)

    4. Беседа.

   - Можно ли сказать, что мы прочитали текст?

   - О чём рассказал Паустовский в своём произведении?

   - Что так сильно поразило писателя?

   - А у вас было такое ощущение?

Физкультминутка

5.Выборочное чтение.

- Прочитайте, как изменилась земля после первого снега.

- Как преобразились леса и озёра после снегопада? Прочитайте. Какую словесную картину можно нарисовать?

- Как вы думаете, нравится ли К. Паустовскому зима?

- Найдите и прочитайте имена прилагательные,  которые употребил писатель для описания неба?

6. Краткий пересказ.

- Перечитайте ту часть текста, где говорится о первом снеге и подготовьте краткий пересказ.

7. Беседа о русской зиме.

- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Давайте вспомним поэтические зарисовки в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть зимнего пейзажа. ( учитель читает отрывок « Зимнее утро» А.С. Пушкина)

   - Я знаю, что ребята нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.

   - Какие ещё замечательные слова о зиме вы выписали? Какой частью речи они являются?

   - На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?

 8. Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского « Январь».

   - Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведение ( Слушают пьесу П.И. Чайковского « Январь»)

   - Музыка пьесы « Январь» вначале спокойная, неторопливая, звучит мягко и нежно. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучит встревоженно, таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фраза – тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке. Каждый решит для себя, что рисует эта  музыкальная фраза.

   - Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Словом, пережитая тревога оставляет в душе какой-то след.

V. Работа над текстом сочинения.

Слово учителя.

   - Закройте глаза  и попытайтесь представить себе картину русской зимы.

   - Запишите тему сочинения.

   - Перед нами стоит задача описать красоты русской зимы. О чём вы должны написать в своём сочинении?

     Что можно сказать:

     А) о зиме;

     Б) о снеге;

     В) о снежинках;

     Г) о небе

     - Что вам нравится в ясную погоду?

     - Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?

     - Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)

     - О чём вы напишите в первой части? Как можно назвать?

     - о чём вы напишите во второй части? Как озаглавить?

     - Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?

Физкультминутка

   Слово учителя

   - Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. ( Зачитать) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.          

   - Я вам рекомендую свой план, но вы его можете изменить.

ПЛАН.

  1. Наступила зима.
  2. Зимняя фантазия:

А) Небо

Б) Ковёр земли.

В) Деревья зимой.  

Г) Сияние снежинок.

     3. За что я люблю зиму.

    VI. Итог урока.

Слово учителя

   - Так в чём же красота русской зимы?  

   - Слова какой части речи помогли и К. Паустовскому, и вам выразить эту красоту ?

   - Завтра мы подведём итоги по вашим сочинениям. Распределим роли следующим образом:

     1 ряд – редакторы журналов, отбирают работы в печати.

     2 ряд – писатели. Представляют свои работы.

     3 ряд – критики, высказывают своё мнение о работе писателей.

   - Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем большое- пребольшое спасибо. Урок закончен, все свободны, отдыхайте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                       

Resource id #3212

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Мы — граждане России. Конституция».

формировать у учащихся представление об основном законе страны – Конституции; о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; ...

Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"

Материал  урока  представлен  в  форме  игры  путешествия  по  "Королевству права и порядка", в ходе которого  учащиеся  знакомятся  с  осно...

Урок по окружающему миру «Мы - граждане России» в 1 классе.

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы - граждане России". УМК "Школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

урок окружающего мира "Мы - граждане России" 2 класс программа Школа XXI века

урок окружающего мира, конспект и анализ урока по ФГОС...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...