Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Лефлер Татьяна Робертовна

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».

Форма проведения урока – урок путешествие. Такая форма урока значительно  способствует повышению мотивации при изучении нового материала. На уроке использовались различные формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная, в парах и индивидуализированная.

На уроке использовались следующие методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности: наглядный, словесный (рассказ, беседа); методы стимулирования и мотивации (игровой момент), методы самоконтроля и взаимоконтроля. Основной способ получения знаний на уроке - деятельностный подход. На уроке были созданы условия для формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока134 КБ
Microsoft Office document icon Тест82 КБ
Microsoft Office document icon Приложение№122.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение№224 КБ
Office presentation icon Презентация1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Бийск, Алтайский край.

Урок  окружающего мира.

Тема: «Москва – главный город нашей страны»

(Начальная школа 21 век)

                                                                                         

                                                                              Лефлер Татьяна Робертовна

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                               

                                               

Предмет: окружающий мир

Тип урока: комбинированный

Тема: «Москва – главный город нашей страны»

Класс: 2 класс

Программа: «Начальная школа 21 века»

Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего обучения и элементы технологии критического мышления.

Аннотация: данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».

Форма проведения урока – урок путешествие. Такая форма урока значительно  способствует повышению мотивации при изучении нового материала. На уроке использовались различные формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная, в парах и индивидуализированная.

На уроке использовались следующие методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности: наглядный, словесный (рассказ, беседа); методы стимулирования и мотивации (игровой момент), методы самоконтроля и взаимоконтроля. Основной способ получения знаний на уроке - деятельностный подход. На уроке были созданы условия для формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной.

Цели: познакомить с историей становления Москвы, её достопримечательностями;

создать условия для формирования познавательной активности;

воспитывать уважение к историческим ценностям.

Оборудование: иллюстрации «Москва-столица России», карточки-тесты, презентации, карточки для проведения физкультминуток, музыкальные записи, компьютер и интерактивная доска, учебник.

Модель урока:

                                                        Ход урока.

1.Организационный момент

«Прозвенел звонок – начинается урок». И как всегда мы будем с вами на уроке окружающего мира познавать новое, делать для себя новые открытия.

Продолжим разговор о красоте окружающего мира.

  1. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы говорили о профессиях. Выполним небольшую самостоятельную работу по индивидуальным карточкам:

  • ознакомьтесь с содержанием карточки;
  • в каждой карточке по 3 задания (соедини, подчеркни, допиши);
  • время выполнения ограничено;
  • по оценочной шкале оцени себя сам;
  • взаимопроверка «оцени соседа» (приложение).

  1. Работа по теме урока
  • Какая профессия тебе нравится больше других? Почему?
  • Есть ли, по вашему мнению, профессии наиболее важные или наименее важные?
  • Почему вы так считаете?
  • Знакома ли вам профессия экскурсовода?
  • Чем занимается человек этой профессии?  

Сегодня в  роли экскурсовода побывают ваши одноклассники и я, потому что мы отправимся в путешествие!

  • Хотите отправиться прямо сейчас?
  • А куда мы отправимся, назовите сами.

а) 2 слайд -  общий вид, одно из самых популярных мест Москвы (вид на Красную площадь);

 3 слайд – вид Москвы;

 4 слайд – стихотворение о Москве.

«Здесь, как было, так и ныне –

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят её святыни

За Кремлёвскую стеной!»      

                                                     (В.Я.Брюсов)

Сформулируйте тему урока.

Тема: «Москва-главный город страны».

       

  • Далеко ли от нас Москва?

   б) Москва находится далеко от нашего города. Путешествие будет заочным. Благодаря современной технологии у нас появилась возможность совершить виртуальное путешествие по столице России.

  • Что вы знаете о Москве?
  • Что хотели бы узнать? (цели  фиксируется на доске)

Москва современный огромный город и я предлагаю вам проехаться по нему на школьном автобусе (5 слайд – школьный автобус).

Вот карта нашего путешествия.

Карта маршрута

Во времена президентства В.В.Путина начала свою работу Президентская всероссийская программа «Школьный автобус». В рамках которой планируется каждой школе – школьный автобус. К сожалению, в нашей школе пока такого автобуса нет. Но я уверена, что он обязательно будет таким же красивым и удобным. Вот на нём и отправимся в путешествие. Усаживайтесь по удобнее. Поехали!

Как правило, экскурсия по городу начинается с того, что экскурсовод рассказывает об истории происхождения города.

Трудно представить, что было такое время, когда не было Москвы. На месте современного города с его улицами, площадями, высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и малые реки. В реках водилась рыба,  в лесах жили звери и птицы.

  • Когда же Москва стала городом?

Об этом вы узнаете сами, прочитав статью в учебнике на странице 133 «Как Москва строилась».

  • Прочитайте статью в паре;
  • Отметьте описание того места, которое было выбрано для постройки города.
  • Сколько лет назад Москва стала городом?

А точнее, первое упоминание в летописи о Москве датируется 1147 годом. Этот год  и принято считать годом основания Москвы. Основателем Москвы официально признан суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.

  • Зачитайте описание места, выбранного для строения крепости

(стр. 133, 2 абзац).

  • Как вы думаете, почему именно это место было выбрано? (красивое, богатое, удобно обороняться от врагов).
  • В чём заключается удобство места для построения крепости? (возвышенность, близость реки)

Мы привыкли к названию города.  Но попробуйте объяснить, что обозначает само слово «Москва» и сразу окажитесь в затруднении.

Давайте послушаем одну из легенд о происхождении названия города (приложение 1).  

6 слайд – вот так выглядела Москва при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита.

  • Назовите первых русских князей:
  • Рюрики
  • Олег
  • Игорь
  • Ольга

  • Каждый из них вошёл в историю, каждый из них чем – то прославился?
  • Что о них запомнили?
  • А вот чем прославился Иван Данилович прочитаете сами в учебнике на

стр. 134.

  • Калита стремился укрепить крепость. Дубовые брёвна в диаметре достигали 70 см.

Этот Кремль простоял более 25 лет, пока не случился пожар.

7 слайд – вот такой белокаменной Москва стала при правлении внука Ивана Калиты Дмитрии Донском. И стала она белокаменной после большого пожара. Тогда сгорели все деревянные постройки и даже стены кремля.

Рассмотрим те изображения, которые дошли до наших дней на странице учебника 135. Большую роль в истории Москва сыграли: Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской.

8 слайд – более 100 лет простоял белый кремль, а потом его заменил Кремль из красного кирпича, а площадь, на котором он расположен стали называть Красной площадью.

  • Почему красная площадь называется Красной? (приложение 2)

9, 10 слайд

  • На что похожи зубцы на стенах Кремля?

«Десять сотен ласточек

Спустились с высоты,

Сели, посидели,

Оставили хвосты».

Действительно зубцы кремлёвских стен похожи на хвосты ласточек. Каждый из них так и называется «ласточкин хвост». Их больше тысячи. Высота стен кремля в зависимости от рельефа местности  колеблется от 9 до 19 м (считая от подошвы до зубцов), а толщина от 3,5 до 6,5 м. По ним можно ходить. За зубцами есть специальные проходы.

  • Как вы думаете, какое назначение имели окошечки в Кремлёвской стене?

Это бойницы. Через них стреляли из луков и другого ручного огнестрельного оружия. Воинам, которые укрывались за бойницами, удобно было вести обстрел.

11 слайд – очень красивы башни Кремля. Башни были двух типов: проездные (воротные) с воротами, ведущими в Кремль, и глухие.

  • Хотите узнать, сколько башен в Кремле? Поработайте в паре и решите задачу:

В Кремле 13 глухих башен, а проездных на 7 меньше, чем глухих, да ещё 1 башня, Кутафье, расположена вне его стен. Сколько всего башен в Кремле? (20 башен)

Да вокруг Кремля 20 башен. Главные из них: Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константиново – Еленинская.

  • Как вы думаете, почему?

Все они разные по форме: круглые, многогранные, четырёхгранные. Форма зависела от роли в обороне.

  • А какие из них самые важные?

 Когда ходишь по Красной площади, можно услышать мелодичный звон.

  • Откуда этот звон?

Его издают часы.

  • Как называют часы на Спасской башне?

Они называются Куранты – главные часы страны, по которым мы сверяем время. Они самые точные. Высота  цифр-72см. Масса часов- 25тонн.

  • Кто знает, через какое время Куранты отбивают точное время (15 минут).

  1. Физкультминутка.

 В любом путешествии предусматривают отдых. Я предлагаю отвлечься от нашего путешествия и активно отдохнуть. Гости могут к нам присоединиться. Совсем не давно многие из нас увлекались телевизионной игрой «Стенка на стенку». Давайте то же поиграем (звучит музыка, учащиеся выполняют упражнения по карточкам).

 Теперь я вам предлагаю заглянуть за стены Кремля. На территории Кремля находится немало достопримечательностей, одна из которых – Царь – колокол (12  слайд). Это уникальный памятник русского искусства. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733 – 1735 г – х. Этот колокол самый большой в мире. Высота его 6,14 м, вес 200 т. Колоколу не повезло, он ещё стоял в литейном цехе, когда в Москве случился пожар. Колокол сильно накалился, а потом в результате резкого охлаждения от него откололся  кусок массой 11 т 500 кг. Так ему ни разу не довелось позвонить!

Не менее знаменит и другой исторический памятник – это гигант артиллерийского производства 16 – го века – Царь – пушка (14 слайд). Её сделал из чугуна мастер Андрей Чохов в 1586 году. Длина её ствола 5,34 м, вес – около 40 т.

А теперь наденьте волшебные очки и смотрите как красивейшие постройки Москвы оживут на нашем волшебном экране (презентация № 2 с краткими комментариями учителя): Университет на Ленинских горах, Московское метро, Фонтан – «Дружба народов», Дом Правительства РФ, Храм Христа Спасителя, Московский зоопарк, Московский дом музыки, Москва «Сити».

В Москву можно приехать с юга, с севера, с запада и востока. В Москву можно прилететь, приплыть, прикатить на  машине. В Москве 9 вокзалов, 4 аэропорта, 3 гавани.

  1. Закрепление (игра для туристов, 15 слайд, презентация 1)

  1.  Итог

К сожалению, охватить все исторические мести и достопримечательности Москвы не представляется возможным. Поэтому мы побывали там, где в первую очередь бывают все туристы Москвы.

Наше путешествие подходит к концу, обговорите в группах, что вы знали о Москве, а что узнали новое, что вам запомнилось больше всего.

  • Что нового узнали о Москве?
  • Всё ли мы обговорили на уроке, что планировали?
  • Хотите продолжить разговор?

  1. Домашнее задание
  • Сообщение о достопримечательностях Москвы, о которых не упоминалось на уроке;
  • Кто был в Москве рассказать о своей поездке;
  • Принести фотографии и рисунки о Москве.

Вы люди будущего. У вас всё впереди и наверняка побываете в Москве.



Предварительный просмотр:

                                                        ТЕСТ

ТЕМА: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

ВАРИАНТ 1

1.Соедини профессию и место работы.

Музей                               каменщик

Театр                                 металлург

Стройка                            экскурсовод         

Завод                                режиссёр

Шахта                               проходчик

Фабрика                          портниха

2.Подчеркни профессии людей, которые помогают получить хлеб.

Комбайнёр, учитель, пекарь, тракторист, доярка, шофёр, мельник, лётчик, продавец, космонавт.

3.Напишите, люди, каких профессий трудятся, чтобы получить эти продукты.

Молоко-

Овощи-

Мёд-

Рыба-

Яйцо-

                                                           

        Оцени себя по оценочной шкале:

Оценка:

  • всё верно
  • допускал ошибки

ТЕСТ

ТЕМА: «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

ВАРИАНТ 2

 Соедини профессию и место работы.                                                       

Завод                             шофёр

Детский сад                  рабочий

Кафе                               воспитатель

Автобус                          режиссёр

Театр                              повар

 Село                              фермер

 2.Подчеркни профессии людей, которые помогают получить хлеб.

Комбайнёр, учитель, пекарь, тракторист, доярка, шофёр, мельник, лётчик, продавец, космонавт.

                                                                                                                    3.Продолжи словосочетания.

Тракторист водит -

Стены выкрасил-

В жаркой  кузнице  работает-

В шахте трудится-

                    

                    

        Оцени себя по оценочной шкале:

Оценка:

  • всё верно
  • допускал ошибки



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Легенда о происхождении названия города Москва.

«Немало существует догадок о происхождении названия нашей древней столицы. Есть объяснения самые необыкновенные. Вот одно из них.

В стародавние времена жил и правил на территории нынешнего Московского Кремля князь Мосоха.  И была у него жена, по имени Ква. Жили они дружно. Были так неразлучны, что если кто – то говорил о князе, то обязательно упоминал и имя его жены. Постепенно два имени Мосоха и Ква – объединили в одно и стали называть край, принадлежащий князю – Москва.

Это конечно, сказка. Большинство учёных предполагают, что город назван по названию реки Москвы, на которой он был возведён.  



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Почему Красная площадь называется Красной.

По этому поводу существует несколько мнений. Одно из них: «Красная» - значит «красивая». Другое мнение разделяют люди, которым близки революционные идеалы, и они выводят название Красной площади из цвета: красный цвет – цвет красного знамени.

Третьи утверждают, что своё название Красная площадь получила по торговым рядам, которых было много в древние времена и которые назывались красными.

Большинство историков всё – таки сходятся в одном: эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы.

В древнерусском языке слово «красный» употреблялось, когда говорили о чём – то красивом, лучшем.

Красная площадь появилась в конце 15 века, а точнее, в 1493 году, когда великий князь Иван 3 приказал снести деревянные постройки вокруг Кремля. Они часто горели и представляли большую опасность.

Но опасность пожаров не исчезла. Ведь торговые ряды и многие здания, окружающие площадь, тоже были деревянные и продолжали гореть. Поэтому эта площадь позже стала называться Пожаром. Постепенно она стала главной площадью Москвы.

С тех давних времён Красная площадь так и остаётся самой главной и красивой     площадью  Москвы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т.Р. Лефлер Москва – столица нашей Родины. г. Бийск 2009

Слайд 4

Здесь, как было, так и ныне - Сердце всей Руси святой, Здесь стоят её святыни За Кремлёвскою стеной! (В.Я.Брюсов)

Слайд 6

Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147г. и связано с именем Юрия Долгорукого. Сильной и богатой стала Москва при князе Иване Данииловиче по прозвищу Калита.

Слайд 7

Во времена правления внука Ивана Калиты, Дмитрия Донского, стала Москва белокаменной .

Слайд 8

Более 100 лет простоял белый Кремль, а потом его заменил Кремль из красного кирпича и площадь на которой он расположился стали называть Красной .

Слайд 10

«Десять сотен ласточек Спустились с высоты, Сели посидели, Оставили хвосты.» Зубцы Кремлёвских стен похожи на хвосты ласточек. Высота стен колеблется от 9 до 19 метров, а толщина от 3,5 до 6,5 метров.

Слайд 11

Самые главные часы страны на Спасской башне. Высота цифр-72см. Масса часов- 25тонн. Куранты отбивают время, по которому живёт вся Россия.

Слайд 12

Этот колокол самый большой в мире. Высота его более 6 метров. Отливал его знаменитый московский литейщик Иван Моторин и его сын Михаил в 1733-1735г.

Слайд 13

Колоколу не повезло. Он ещё стоял в литейной яме, когда в Москве случился пожар. Колокол сильно накалился, а потом в результате сильного охлаждения от него откололся кусок массой 11тонн.Так ему и ни разу не удалось позвонить!

Слайд 14

Гигант артиллерийского производства 16 века-Царь пушка. Её сделал из чугуна мастер Андрей Чохов в 1586г. Длина её ствола 5,34 метра, вес около 40 тонн.

Слайд 15

Игра для туристов Назови достопримечательности Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...

Технологическая карта по окружающему миру, тема «Ты и твои друзья» 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема «Ты и твои друзья» 2 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Страница истории 20-30-х годов».УМК "Школа России".

Тема: «Страница истории 20-30-х годов».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  основными  этапами  истории  20-х – 30-х  годов;  с ...

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...

Москва –главный город России

Москва –главный город России...