Забота о птицах зимой. Конспект занятия.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Юрченко Ирина Михайловна

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему :"Забота о птицах зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabota_o_ptitsakh_zimoy._konspekt_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Забота о птицах зимой»

Цели:

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

На доске слайд «Зимующие птицы»

1.Организационный момент.

-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).

-В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?

-Почему?

-Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).

Сегодня к нам в гости пришел интересный человек, ученый. Вот, что он нам поведает.

Ученый:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!

Воспитатель:

Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, н6и длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

-Как птице перезимовать? (выходят 3 ребенка, читают стихи)

 1

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

Воспитатель:

Но кто же им дает приют, когда снега метут?

2

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

3

Но если долго снег идет

И долго злится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

2.Работа с загадками о зимующих птицах.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное,  догадались, что наше мероприятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.

1 загадка.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица).

-Посмотрите на синицу (появляется слайд).

-Что же ученый нам расскажет о синице?

Ученый:

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.  Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

2 загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять!

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнуться холода-

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

-Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.

-А что же интересное знает о снегире ученый?

Ученый:

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Воспитатель: А еще к нам на кормушку прилетают щегол (показать слайд) и зеленушка (показать слайд).

3 загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел).

-Посмотрите на эту птичку на слайде.

-А ученый вот что нам расскажет.

Ученый:

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается,  в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.

Воспитатель: Не так часто у нас  можно встретить зимой чижа, лазоревку, чечетку. (показать слайды с изображением птиц)

4 загадка.

Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)

-Посмотрите и запомните как выглядит овсянка. (Показать слайд)

5 загадка.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.

-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.

Воспитатель:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.

-Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?

Ученый:

На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

6 загадка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз, и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица….(Поползень).

-Посмотрите,  как выглядит эта интересная птичка (слайд)

Ребенок:

Голубая спинка, рыженький бочок.

По стволу осинки, за скачком скачок.

Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.

Свистнул: «Эй  вы, дятлы! Клювом вниз скачу

Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!

Воспитатель: Ученый вам расскажет о нем.

Ученый:

Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.

Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.

3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»

Воспитатель:

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)

-Что главное в кормушке? (корм)

-А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)

Воспитатель:

За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.

Ребенок:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их, согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам, великое!»

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».

Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.

Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.

Воспитатель:

-Некоторые дети вместе с родителями  изготовили вот такие кормушки, посмотрите на выставку. Я думаю, что они дадут нам еще несколько советов о том, как изготовить кормушку.

1 :

 Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

2 :

Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

4.Викторина

Воспимтатель:

-А сейчас мы проверим как вы внимательно слушали о зимующих птицах и проведем небольшую викторину, где нужно будет ответить на несколько вопросов.

1.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

2.Какие птицы спят, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева)

3.Какая птица за 10 минут может обработать желудь или шишку? (дятел)

4.Какая птица ест семена,вареные овощи, несоленое сало? (синица)

5.Назови птицу- санитара? (ворона)

6.Какая птица может зимовать в пустотах подо льдом? (оляпка)

7.Лесная птичка, способная перемещаться по стволу деревьев головой вниз? (поползень)

5.Итог мероприятия.

Воспитатель: 

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Занятие на тему: «Забота о птицах и животных"

Данное занятие рассчитано для детей младшего школьного возраста 8 – 10 лет.Предлагаемое занятие предусматривает разнообразные формы, методы и приемы включения детей в активную деятельность: расс...

Классный час Забота о животных» план-конспект занятия (3 класс)

Это занятие посвящается заботе о домашних животных....

"Покормите птиц зимой" Конспект урока по окружающему миру для учащихся 1-ых классов

Конспект урока по окружающему миру для учащихся первых классов...