Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Тип: изучение нового материала

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе

  •     Задачи:
  • познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить рассказывать о своих   наблюдениях в природе родного края;
  • учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и    фотографий, оценивать свои достижения;
  • ·                ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни

Планируемые результаты

  • Предметные:
  • - знать зимние изменения в неживой природе;
  • - объяснять причины изменений в неживой природе зимой;
  • - приводить примеры зимних явлений природы;
  • - понимать происхождение снежинок и знать их форму
  •  
  • Метапредметные:
  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
  • работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить     взаимопроверку и самопроверку;
  • выполнить рисунок на предложенную тему
  • обобщать изученный материал
  •  
  • Личностные:
  • - понимать целостность картины мира;
  • - проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;
  • - понимать и принимать ценности здорового образа жизни
  •  
  • Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»
  •  
  • Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая  тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; листы с синим фоном, краски, кисточки, баночки с водой, раздаточный материал – снежинки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока85.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку674.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе

Тема: В гости к зиме. Неживая природа зимой

Тип: изучение нового материала

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе

Задачи:

  • познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить рассказывать о своих   наблюдениях в природе родного края;
  • учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и    фотографий, оценивать свои достижения;
  • ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни

Планируемые результаты

Предметные:

- знать зимние изменения в неживой природе;

- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

- приводить примеры зимних явлений природы;

- понимать происхождение снежинок и знать их форму

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

- работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить     взаимопроверку и самопроверку;

- выполнить рисунок на предложенную тему

- обобщать изученный материал

Личностные:

- понимать целостность картины мира;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

- понимать и принимать ценности здорового образа жизни

Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая  тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; листы с синим фоном, краски, кисточки, баночки с водой, раздаточный материал – снежинки.

ХОД УРОКА

1. Мотивация познавательной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельность обучающихся

- Отгадайте загадку:

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла

 Отгадывают загадку, аргументируя ответ

- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Демонстрирует слайд с темой урока и зимним пейзажем

 

Высказывают предположения

Рассматривают и читают тему урока

 

  2. Актуализация необходимых знаний

Предлагает послушать стихотворение И. Сурикова «Зима» 

Слушают

Демонстрирует слайд с фотографиями  зимней и осеней природы

Рассматривают

- Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Сурикова? Почему?

Анализируют фотографии, делают выводы

- Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы? Кто покрасил всё в белый цвет? Послушайте сказку о художнике, рисующим зиму.

Сравнивают, делают выводы

3. Организация познавательной деятельности

Читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

Слушают и следят по тексту

Организует работу в паре с текстом.

Предлагает ответить на  вопросы:

- Что сделала зима?

- Зачем зима это сделала?

- Какой вы увидели зиму?

- Какие картины можно нарисовать к тексту?

- Кто из вас любит зиму? Почему?

- Какие пословицы о зиме вы знаете?

- Как зимой можно сохранить и укрепить здоровье?

Работают в парах: договариваются о способе выполнения задания, перечитывают текст, находят и подчеркивают в тесте нужные предложения, рассказывают о выполнении задания

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- На занятие в ДЭЦ вы говорили о том, как образуется снежинки. Расскажите об этом.

Предлагает ответить на  вопросы:

- Сколько лучей у снежинок?

- Как образуются снежные хлопья?

- Почему снег хрустит под ногами?

Организует работу в тетради (с.85, з. 2)

Рассказывают

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют правильность в парах

Предлагает ответить на  вопросы:

- Какие зимние явления в неживой природе вы знаете?

Предлагает поработать со словами:

снегопад          буря          оттепель                  

иней                 вьюга        сосульки

град                  метель       изморозь

                          пурга

- Прочитайте слова.

- Какие  явления природы вы не назвали?

- Почему эти слова записаны в три столбика?

- Что объединяет слова в первой группе?

- Как бы вы назвали одним словом?

- Что объединяет слова во второй группе?

- Чем эти явления природы отличаются друг от друга?

- Где можно узнать ответ на вопрос?

- Это ваше первое домашнее задание

- Что такое оттепель?

- Как появляются сосульки?

- Что такое изморозь?

- Это ваше второе домашнее задание.

Предлагает рассмотреть фотографии и ответить на вопрос:

- Какие явления в неживой природе вы видите на слайде?

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

Читают слова. Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

осадки

ветер со снегом

Рассматривают фотографии.

Анализируют фотографии, делают выводы

4. Творческая работа

Предлагает послушать стихотворение М. Лесна-Рунио

- Кто догадался о каком художнике идет речь?

Слушают

Отвечают на вопрос

Предлагает нарисовать зимний узор

Рисуют на листах с синим фоном. Затем устраивается выставка работ.

5. Подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы:

- Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

- Что нового узнали для себя?

- Как зимой нужно укреплять здоровье?

Организует самооценку работы на уроке.

- Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.

Отвечают на вопросы, осмысляют изученное.

Оценивают свою работу


ПРИЛОЖЕНИЕ

 Стихотворение М. Лесна-Раунио.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазёры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник.

Это всё его картины.

Порезвясь в широком поле

И устав в лесу скитаться,

Дед Мороз от скуки, что ли,

В тёплый дом решил забраться.

Но испуганные люди

Дверь держали на запоре,

И Морозно — будь что будет —

Сквозь окно полез к ним вскоре.

Но и там была преграда —

В окнах стёкла были всюду,

И Морозко от досады

Навредить решился людям.

Он прикинул хитрым оком,

Кисти взял, белил, эмали —

И к утру все стёкла окон

Света в дом не пропускали.

 Стихотворение И.Сурикова «Зима».

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

       Отрывок сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

Хорошая получилась картина зимнего леса!

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Пословицы

В зимний холод всякий молод.

Зима лодыря морозит.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Рассказ В. Архангельского « Летят снежные пушинки»

Пришла зима.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима. Неживая природа зимой

Слайд 2

Картины природы

Слайд 3

Зимние картины

Слайд 4

Ответьте на вопросы Сколько лучей у снежинок? Как образуются снежные хлопья? Почему снег хрустит под ногами?

Слайд 5

Явления природы снегопад буря оттепель иней вьюга сосульки град метель изморозь пурга

Слайд 6

Зимние явления в неживой природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"

На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бере...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...