Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Невидимое сокровище"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Лябчук Наталья Николаевна

Урок окружающего мира в 3 классе по программе Перспектива по теме : "Невидимое сокровище". На уроке изучаются свойства воздуха. В ходе урока использованы разнообразные формы работы: опыты, обучающий видеофильм, работа с учебником, тетрадью на печатной основе,  дополнительной литературой, работа с презентацией из электронного приложения. Урок построен в соответствии с планируемыми результатами к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 15.11.2013

Тема: «Невидимое сокровище»

Задачи:

  • Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.
  • Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.
  • Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека
  • Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради.
  • Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Новые слова: атмосфера, кислород, Монгольфьер, Д.И. Менделеев

Ход урока

  • Определение темы урока. (1 мин)

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

  • Мотивация обучающихся. Постановка задач урока. (6минут)

Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

Наличие воздуха

Учитель показывает пустую пробирку.

- Что в этой пробирке? (Ничего нет)

- Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в  стакане с водой).

- Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? (Воздух).

- Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся  с воздухом, узнаем о его свойствах.

- Следующие опыты наглядно продемонстрируют наличие воздуха:

Демонстрация 1 опыта (Тагиев Владислав)

  • Положи на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьми книгу и толкни ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол?
  • Положи снова бумагу на стол и взмахни над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумай, что теперь толкнуло лист на пол.
  • Проведи второй эксперимент в другом месте помещения. Подумай, что это доказывает.

Вывод: воздух находится везде

Демонстрация 2 опыта (Дидух София)

  • Налей в стакан воду. Брось в стакан с водой кусочек сахара, комок почвы, кирпичную крошку. Напиши, что ты увидел.

Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в твердых телах.

Демонстрация 3 опыта (Терникова Ксения)

  • Остуди стакан с водой, поставив его в холодильник.
  • Внеси охлажденный стакан с водой в тёплое помещение. Пронаблюдай, что появится на внутренних стенках стакана через некоторое время.

Вывод: воздух есть в воде.

- Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? (запаха нет)

  • Не имеет запаха.

Опыт: используя духи (освежитель воздуха), брызнуть. Через некоторое время запах распространяется по помещению.

Вывод: воздух всегда находится в движении

Ветер на службе у человека (3 минуты)

- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (Начинается ветер).

- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» - думали они. Но произошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.

- Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы).

- Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

- Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха - ветер).

Опыт (проводит учитель): теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль. (2 минуты)

  • Горячий воздух поднимается, а холодный опускается вниз (7 минут)

- Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма вверх различных предметов. (Просмотр развивающего видео фильма «Монгольфьер» http://www.youtube.com/watch?v=GY6j8HXju_w)

- Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения.

- Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? (Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер).

- Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата).

- Он был оснащен рулём, и гребным винтом

- Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? (Свойства горячего воздуха).

  • Состав воздуха (2 минуты)

- Что же такое воздух?

(Электронное приложение - состав воздуха)

Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха.

- Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа.

- Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего?

Демонстрация 1 опыта (Рогальникова Ксения) (6 минут)

  • Зажги невысокую свечу.
  • Накрой свечу стаканом, наблюдай, что происходит (не дай свече погаснуть)
  •  Немного приподними стакан, наблюдай, что происходит с пламенем огня.

Вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.

Демонстрация 2 опыта (Кондрашова Анастасия)

  • Зажги три свечи.  
  • Одну свечу накрой стаканом, другую накрой банкой. Третью ни чем не накрывай.

Вывод: чем больше поступает воздуха для горения, тем оно сильнее.

- Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой.  Толщина её достигает более 1 000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.

- Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле?

- Ребята, именно кислород поддерживает горение. при прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться?

- Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения. Но кислород необходим не только для дыхания.

Чтение рассказа "Невидимое сокровище" в книге А.А Плешакова "Великан на поляне". (5 минут)

- Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку?

Работа по рабочей тетради с. 43

  • Прозрачность
  • Бесцветность

- О каком свойстве вы не можете сказать с уверенностью? (Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении).

Демонстрация опыта (учитель) (5 минут)

  • Нагреваю колбу, в стакан с водой выходит воздух

Вывод: При нагревании воздух расширяется

  • Гашу огонь, охлаждаю колбу, вода поднимается в трубку

Вывод: При охлаждении воздух сжимается

  • Упруг (демонстрация мяча)
  • Плохо проводит тепло

Итог урока. (5 минут)

1. Работа на компьютере (выполнение проверочной работы – Электронное приложение к учебнику).

2. Фронтальная проверочная работы (выполнение проверочной работы - учебный диск).

3. Отметки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"

презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"...

Урок окружающего мира 4 класс по теме: "Невидимая сила"

Конспект урока, презентация, карта исследователя...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...