Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Луг "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Цель урока: сформировать представление о луге, как о природном сообществе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

образовательные:

- выявить и расширить знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира луга, взаимосвязи между ними;(б)

-раскрыть значение луга для человека;(б)

-научить описывать луг как природное сообщество;(п)

развивающие:

-развивать речь при аргументации своей позиции; (б)

- развивать навыки управления собственной деятельностью( планировать, контролировать, оценивать);(б)

воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес к изучению природы;

-воспитывать основы адекватного природосообразного поведения в окружающей среде;

- воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе  по теме:

«Как живет луг. Луг- природное сообщество.»

Цель урока: сформировать представление о луге, как о природном сообществе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

образовательные:

- выявить и расширить знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира луга, взаимосвязи между ними;(б)

-раскрыть значение луга для человека;(б)

-научить описывать луг как природное сообщество;(п)

развивающие:

-развивать речь при аргументации своей позиции; (б)

- развивать навыки управления собственной деятельностью( планировать, контролировать, оценивать);(б)

воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес к изучению природы;

-воспитывать основы адекватного природосообразного поведения в окружающей среде;

- воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Этапы урока

Содержание этапа

 Задачи этапа

Формы и методы обучения

I . Организационный момент.

II.Проверка домашней работы.

Слайд 1.

Листок оценивания.

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы, задач урока.

Слайд  2.

IV.Открытие знаний.

Слайд 3.

Слай 4.

V.Первичный контроль.

Слайд 5.

VI.Домашнее задание.

VII.Итог урока. Рефлексия.

Слайд 6.

Приветствие. Рабочий порядок на столе. Психологический настрой.

- Глубоко вдохните. Вместе с вдохом настройтесь на плодотворную работу, на работу в атмосфере взаимности, добра.

Сделайте выдох. Выдохните то, от чего вы желаете избавиться, то негативное, что может быть вас сегодня огорчало , расстраивало.

 1.Послушайте загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

О чём эта загадка? О болоте.

Почему мы начали урок с загадки о болоте?

-Мы начали урок с загадки о болоте , потому что на прошлом уроке шёл разговор о природном сообществе – болото.

2. Графический диктант

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–».

1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.

Ответы: +; +; –; +; –; –; +.

Самооценка по слайду на доске.

- Предлагаю вам самостоятельно проверить графический диктант по образцу на слайде и оценить свою работу в листке оценивания.

-Молодцы! Можем ли мы переходить к следующему этапу нашего урока?        Да, можем.Тогда продолжим наше путешествие по природным сообществам. Готовы?

- Слово предоставим Пасечной Ане. А вы подумайте, как оно связано с нашей работой.

Нынче удались цветы повсюду,

 Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик милый, милый,

А на холм, где расцвела ромашка,

 Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

-Повторю вопрос.

-Наверное, сегодня мы будем говорить о природном сообществе – луг.Как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема урока« Как живёт луг. Луг – природное сообщество».( ответы об-ся)

Какие учебные задачи перед собой поставим?        

1.Узнать о разнообразных растениях и животных луга, показать связи между ними.

2.Раскрыть значение луга для человека.

3.Показать роль человека в жизни луга.

Подведём итоги нашей работы на втором этапе.

Критерии оценивания:Активно отвечал на вопросы, имел свое мнение, понимал и принимал суть происходящего – 1 балл,отсутствие ответа – 0 баллов.Учащиеся оценивают себя в «Листе оценивания».

- Для решения поставленных задач предложите план изучения данного природного сообщества.

Кластер « Луг».

Ребята, а что такое луг в Вашем представлении?        Дети рассказывают о луге, исходя из жизненного опыта.

Все правильно высказывали свои мнения. Как вы думаете, этого достаточно для усвоения темы урока? Где  в каких источниках вы сможете найти нужную информацию .(учебник,

-Объём материала урока очень большой. Как Вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивной?        Самая продуктивная форма работы – групповая.

Групповая работа.

- Вспомним основные правила работы в группе.        

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушать друг друга.

3.Слушать других, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.

6.Уметь договориться, помочь друг другу.

7.Выбрать лидера группы.

 Объяснение об-ся задания,  вопросы на понимание, фиксируется  время работы.

-Соблюдение правил работы в группе будет являться критерием оценивания .Ребята делятся на четыре группы.

1 группа: изучает материал о растениях луга.

2 группа: изучает материал о животных луга.

3 группа: изучает материал об экологических проблемах луга.

4группа : о значении луга для человека и роли человека в жизни луга.        

   1 группа.

1.Рассмотрите книгу Ю. Дмитриева «Хоровод лепестков», учебник О. Т.Поглазовой«Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живёт луг».

2.Выпишите названия растений луга (помни: луговые травы растут ярусами – этажами, выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества. Укажи кормовые и медоносные растения, растения, занесённые в Красную книгу, ядовитые растения, лекарственные растения.

3. В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Что объединяет все растения луга?

2.Как вы считаете, какие условия необходимы им для жизни?

3.Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

4.На весеннем лугу растёт много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют ещё куриной слепотой. Как вы думаете, откуда это название?

5.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения.

 2 группа.

Рассмотрите книгу В. Флинта «Птицы наших лугов и полей», учебник.О.Т  Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество».

2.        Выпишите названия животных луга (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества.

3.        В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Как животные приспособились к жизни на лугу?

2.Кто может угрожать птицам луга и мелким животным?

3.Как вы думаете, на лугу должны быть хищники?

4.Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?

5.Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?

6.На лугу обитают разные живые существа. Как, на ваш взгляд, они связаны между собой? Приведите пример.

4.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения.

  3 группа.

Познакомьтесь с текстом в учебнике О.Т  Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество» о возможной деятельности человека на лугу.

Проанализируйте вышеуказанные материалы и подготовьте устное сообщение по плану:

1.Значение луга для человека.

2.Роль человека в жизни луга.

3.Что может произойти, если в жизнь луга вмешается человек?

             4 группа.

Познакомьтесь с текстом в учебнике О.Т  Поглазовой «Окружающий мир» часть 1 по теме «Как живет луг. Луг – природное сообщество» об охране и  экологически грамотном поведении человека на лугу и подготовьте устное сообщение по плану:

1.Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?

2.Как нельзя вести себя на лугу?

3.Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

4.Почему необходимо бережно относиться к живущим на лугу ящерицам, жабам, птицам?

5.Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

6.Какие меры предпринимают  работники сельского хозяйства, чтобы растения не исчезли?

6.Представьте результаты своей работы в виде устного сообщения

Идет работа в группах.

Представление работы групп, обсуждение результатов.

- Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Если захотите что-либо уточнить, можете в конце прослушивания задать  вопросы.         Дети слушают и задают вопросы на понимание.

Работа в парах. Экологическая игра «Найди ошибки  в рассказе».

- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Сал. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?Дети находят ошибки в поведении ребят и подчёркивают их красным карандашом. Работа ведётся в паре.

Чтение стихотворения учителем.

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

Учащиеся оценивают себя в «Листе оценивания».

1.Закрепить материал по теме в учебнике.

2.Подготовить свои варианты природоохранных значков о правилах поведения на лугу (не менее трёх

Нам удалось решить поставленные задачи?        Да.

Докажите.        Ответы учеников.

Как нам удалось получить эти знания?Работали индивидуально, парами, группами.

Работали с различными источниками информации (тексты, презентации, иллюстрации, « Как живет луг», ).

Давайте попробуем вспомнить все этапы нашего урока и продолжить предложение.

«Сегодня на уроке я узнал (а)…»

«Я удивился (удивилась)…»

        Ответы детей.

_ Кто поставил себе отметку «5»? Поднимите руку.

- Кто «4» ?  Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания с которыми пришли на урок,

на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке».Этот хлопок –тоже оценка вашей работы на уроке.

 Всем спасибо. До свидания.        

Эмоционально настроить обучающихся на активную учебно- познавательную деятельность.

-Мотивировать детей на учебную деятельность.

-Проверить уровень усвоения детьми знаний по теме «Богатства болот ».

-Проверить понимание детьми термина «природное сообщество».

-Воспитывать культуру индивидуального выполнения самостоятельной работы.

-Уметь формулировать учебные задачи.

-Мотивировать детей на принятие учебных задач.

-Воспитывать культуру слушания.

-Узнать о разнообразных растениях и животных луга, показать связи между ними.

-Раскрыть значение луга для человека.

-Уметь описывать луг, как природное сообщество.

-Уметь применять полученную информацию в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.

-Развивать речь при аргументации своей позиции, обобщении результатов исследования, умозаключениях и выводах.

-Развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать).

-Воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

1.Закрепить знания, полученные на уроке.

2.Согласовать домашнее задание.

 

Самопроверка обучающимися поставленной цели урока.

Выявить уровень усвоения материала.

Физкультминутка. Психологический настрой.

Фронтальная, самостоятельная работа.

Форма работы: фронтальная.

Метод работы: репродуктивный.

Форма работы: фронтальная, парная, групповая.

Метод работы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....