Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Ты и твои друзья" ( школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Шепова Елена Викторовна

Данный урок окружающего мира нацелен на самостоятельный поиск учащимися ответов на вопросы, каким должен быть друг, какие правила дружбы нужно соблюдать. Упор делается на технологию проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_2013.docx363.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе

по теме «Ты и твои друзья»

учителя начальных классов Шеповой Елены Викторовны

МАОУ СОШ № 12

Цели урока:

Выработка единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека.

Расширение представлений учащихся об окружающем мире.

Формирование умений правильно воспринимать другого человека,

правильно оценивать настроение собеседника, овладевать вежливым стилем разговора «Разговаривай с любым человеком, так как бы ты хотел, чтоб разговаривали с тобой»

Поддержание благоприятного климата в классе, продолжить работу над     формированием устной речи.

Воспитывать толерантные отношения.

Учебные материалы: учебник «Окружающий мир», 1 класс, авт. А.А. Вахрушев, рабочие листы с изображением героев, схема – кластер «Друг»,  карточки-кирпичики, для постройки Дома Дружбы, видеофильм, видеоаппаратура.  

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент

Хочу наш урок начать с дружеского приветствия: Ощущаю солнышко в груди, оно растёт, растёт. Тепло его лучиков тянется  к кончиком  рук, к кончикам ног. Тепло моего сердца я отдаю своим друзьям.

Дети выполняют действия.

ΙI. Актуализация знаний. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказочную страну.

«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

 Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки:

  Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?

Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).

- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)

Тема: «Ты и твои друзья». (крепится на доске)

Произошла

ситуация, при которой два мальчика поздоровались

не с соседками-

девочками, а друг с другом. Одна девочка на это обиделась и сказала об этом. Я спросила у мальчиков, почему они так сделали. Они ответили, потому что лучшие друзья. Так учащимся легко удалось определить тему урока.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ΙΙI. Постановка учебной задачи.

На уроке  мы будем работать в группах. У каждой группы свое задание. Напомню вам правила работы в группе:

 Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

Дети сами называют правила работы в группе.

ΙV. Открытие учащимися нового знания.

Задание 1группе:

Вам необходимо выбрать кирпичики для дома дружбы и наклеить их.  

Подарок

Счастье

Мир

Радость

Любовь

Доверие

А какие кирпичики нам не пригодились?

Горе

Злость

Жадность

Гнев

Задание 2 группе:

Вам нужно выбрать и наклеить человечку ротик, чтобы получился такой человечек, которого бы вам захотелось поселить в Доме Дружбы.

Задание 3 группе:

Вам нужно соотнести качества человека с изображением. И определите, какого бы человечка  вы хотели поселить в нашем доме дружбы.

Задание 4 группе:  Вам нужно заполнить схему «Друг» – выбрать такие качества, которые вам  бы хотелось видеть в друге.

На выполнение дается 5 минут. В это время звучит песня «Подари улыбку миру».

Проверка выполнения. Выступление каждой группы.

Каждая группа выполняет свое задание, потом защищает выбранные позиции.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение устанавливать аналогии;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

V. Физкультминутка

Упражнение «Отражение».

Сейчас мы проверим это. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.

Превратитесь:

Сердитого льва.

Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.

Печального и грустного козлёночка.

Радостную мартышку.

Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?

Конечно, улыбаться было приятней.

Ребята выполняют действия, отвечают на вопросы учителя.

VI. Включение нового знания в систему знаний.

Далее продолжим работать в парах. Откройте учебник с. 76.из каждой пары картинок выберете ту, которая вы считаете должна быть правилом дружбы.

Ответы:

Умей выслушать своего друга.

Называй друга по имени.

Совершив ошибку, признай и исправь её.

Для дальнейшего определения правил, каждая группа подготовила сценку.

1 группа:

Посмотрите сценку и подумайте, какого правила дружбы здесь не было.(Инсценировка)

Однажды Саша принёс в школу электронную игру, нему тут же подбежал

Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!"

 - Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Денис принёс в класс красивую машинку и  опять первым возле него оказался Максим.

- Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.

Но тут подошёл Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у

него машинка. Сегодня я с Денисом дружу!

- Можно ли  считать Максима настоящим другом? Почему?

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод.

- Дружить нужно не потому, что у  друга есть машинка или шоколадка, не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.

-  Как  же сберечь дружбу, не разрушить ее? Как надо себя вести?

Быть преданным.

Сценка 2 группы:

Тебе купили  велосипед. Ты еще ни разу не прокатился, как к тебе подошел твой друг и попросил тебя: дай мне покататься. Какое правило мы можем определить?

Делись с товарищами своими игрушками и другими предметами.

Сценка 3 группы:

Ты видишь, что твой друг дерется с одноклассником. Что ты будешь делать?

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Сценка 4 группы:

 Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать?

 Не ссорьтесь с друзьями.

Вначале проводилась работа в парах, где ребята, придя к общему мнению, показывали это знаком дружбы – поднятыми и скрепленными руками.

Каждая группа приготовила и разыграла ситуацию к определенному правилу, остальные группы определяли, что это за правило.

Правила по мере их определения вывешивали на доске.

Личностные УУД:

  1. формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

VI I.Итог урока.

Итак, наши правила дружбы появились на доске. Давайте их повторим. А  чтобы вы их не забывали, я приготовила вам памятку.

На прошлом уроке, когда мы создавали свои собственные книги, Максим сочинил стихотворение «Дружба гномов»

Сейчас он его прочитает.

Пим и Пом – они дружили

Гномы вместе ели, пили.

Однажды в лес они пошли,

Так клад большой они нашли.

Каждый клад хотел забрать,

Никто не хотел уступать.

Но хотелось им дружить,

Будем поровну делить.

Главный клад ведь –

Наша дружба!

Подружиться  срочно нужно!

     Друзьям принято дарить подарки, и я вам тоже подготовила подарок – фильм о дружбе в нашем классе. ( просмотр фильма под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Про дружбу»)

Ребята читают правила.

Чтение стихотворения учеником класса.

Просмотр видеофильма.