Мои уроки
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Никулина Татьяна Александровна

Здесь Вы можете ознакомиться с конспектами моих  уроков по Образовательной системе "Школа 2100". Некоторые уроки составлены с примененим проблемного метода обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Никулина Татьяна Александровна

Предмет: окружающий мир, 1 класс (по УМК «Школа 2100» ( А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг». Учебник в 2 частях)

Тема урока: «Твердые тела, жидкости и газы»

   Тип урока: открытие нового знания, практический.

Технологии: проблемное обучение с применение исследовательской деятельности (через опыты, которые проделывают сами обучающиеся  в группах совместно с учителем), ИКТ-технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа. 

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с тремя основными состояниями физических тел в природе.

Задачи:

- воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное;

- способствовать пониманию целей и задач урока;

- развивать у обучающихся представление о понятиях  «тела», «твердые тела», «жидкости», «газы»;

- познакомить с отличительными свойствами твердых тел, жидкостей и газов;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы;

- обучать детей коммуникативному поведению; приемам самоконтроля и адекватной самооценки.

Основные  термины и понятия: твердые тела, жидкости, газы, тир состояния воды, круговорот воды в природе.

Технология проведения

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

(в процессе формирования)

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к обучающемуся  со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Слушают учителя, фиксируют учебную задачу, строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, выполняют  ее.

Проговаривание темы и типа урока и называют этапы (шаги)  учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности (проверка готовности обучающихся, их настроя на работу).

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Подведение детей к формулированию

темы урока.

Организует уточнение типа урока, называние этапов (шагов) учебной деятельности.

1. Психологический настрой.

2. Самооценка с помощью карточек «Настроение»

3. Отгадывание загадок с целью определения темы урока.

4. Работа с толковым  словарем.

5. Инструктаж перед исследовательской работой.

Умение работать с толковым словарем:

находить в словаре слово по алфавиту; правильно читать словарную статью.

Личностные: 

- умение личностно самоопределяться (формируем внутреннюю позицию школьника).

Регулятивные: 

- умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу;

- умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные:

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать других.

Познавательные:

- умение

формулировать познавательную цель и темы урока;

- умение и способность  обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение) (при отгадывании загадок).

2.Актуализация знаний, постановка учебной проблемы и совместное открытие новых знаний.

Цели:

- организовать выявление обучающимися новых знаний;

- развивать умение находить ответы на проблемные вопросы;

- подвести обучающихся к самостоятельной формулировке выводов.

Исследовательская работа (практическая работа):

- анализируют предоставленные объекты на столах (групповая работа);

- знакомятся с понятиями «твердые тела», «жидкости», «газы»;

- составляют таблицу свойств изучаемых

веществ с проведением опытов.

Слушают учителя, фиксируют учебную задачу, строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, выполняют  ее.

Создает условия для возникновения у обучающихся практической потребности знакомства с новыми понятиями через исследование объектов, опытов и нахождение ответов на  проблемные вопросы.

1.Исследовательская работа для знакомства обучающихся с тремя основными состояниями физических тел в природе (практическая работа).

2. Знакомство с понятиями  «тела», «твердые тела», «жидкости», «газы»,

 3. Знакомство с отличительными свойствами твердых тел, жидкостей и газов через практическую работу (опыты)

Умение наблюдать, исследовать явления и объекты

окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные:

- умение и способность производить простые логические действия (анализ, сравнение) с целью выделения признаков;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение представлять информацию в виде таблицы;

- умение извлекать информацию из таблиц, из текста учебника;

- умение представлять информацию по предложенному плану

Регулятивные:

- умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

- умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;

- умение работать в группе, учитывая позицию собеседника.

3. Первичная проверка понимания и закрепление  знаний с комментированием во внешней речи.

Цель:

- зафиксировать новое знание во внешней речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Самооценка своей работы.

Организовать усвоение обучающимися новых знаний  с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа).

Первичная проверка усвоенного знания:

- классификация веществ:

«К какому состоянию веществ подходят следующие слова: лить, резать, вдыхать, пить, глотать, кидать, носить»?

Навык устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, соотносить к известным понятиям.

Познавательные:

- умение устанавливать аналогии;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Личностные:

- способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности.

4. Постановка проблемного вопроса. Открытие новых знаний.

Цели:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов получения информации.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует подводящий диалог.

Проводит опыт «Три состояния воды».

Организует просмотр видео «Круговорот воды в природе» с целью расширения кругозора и развития детей, углубления знаний об окружающем мире, активизации умственной деятельности обучающихся.

1.Подводящий диалог к теме «Три состояния воды».

2.Опыт с нагреванием воды.

3. Просмотр видео «Круговорот воды в природе».

Осознание целостности окружающего мира. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, опыт,  с получением информации из открытого информационного пространства).

Познавательные:

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение работать с новой информацией по теме.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют самостоятельно в тетради задание.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибку (если есть).

Оценивают свою самостоятельную работу (цветовые кружочки).

Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое задание.

Организует самопроверку по эталону (на слайде презентации).

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполнение задания в рабочей тетради (с.50, № 1)

Личностные:

- способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

- способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные:

- умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

- умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексируют свои действия на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Подведение итогов.

Рефлексия своей деятельности, как  индивидуальной, так и  групповой.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку (развитие речи) в 4 классе

«Работа с фразеологизмами».

Цели урока:

  1. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое     значение сочетаний.
  2. Продолжить работу над формированием письменно - речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.
  3. Формирование  коммуникативных умений при работе в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

              Прозвенел уже звонок.

              Начинаем наш урок.

              Поприветствуем гостей –

              Из других школ учителей.

              Пожелаем всем удачи –

              За работу, в добрый час!

      Ученики оформляют в тетрадях начало урока.

II. Знакомство с темой и структурой урока.

             Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Тему урока разгадаем,

Со словами поиграем,

Сочиним и сотворим.

Все, что знаем повторим!

   

  • Запишите слова, которые кроются под следующими номерами, пользуясь шифром, и вы узнаете тему нашего урока.

На доске записаны цифры, а под ними буквы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

е

у

к

т

р

ф

а

о

я

м

д

л

з

г

ы

э

б

и

4,  1,  10,  7  -                                                                                                  (тема)

2,  5,  8,  3,  7  -        (урока)

6,  5,  7,  13,  1,  8,  12,  8,  14,  18,  13,  10,  15  -                         (фразеологизмы)

     

     -    Какая тема нашего урока? («Фразеологизмы»).

  • Запишем тему урока – «Фразеологизмы». (Учитель пишет на доске,     ученики – в тетрадях).

III. Выполнение логически – поисковых заданий.

  1. Проверка умения  применять в речи фразеологизмы и знания их лексического значения.

 

  • Мы продолжаем работать с фразеологизмами. Угадайте, о каком предмете говорится. Заменим каждую фразу фразеологизмом с этим словом, которое повторилось в найденных вами устойчивых сочетаниях.

А) Его вешают, приходя в уныние.  

    Его задирают, задаваясь.

    Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.

     (Ученики говорят, что во всех фразах говорится о носе. Заменяют устно на фразеологизмы: 1 – повешать нос; 2 – задирать нос; 3 – всюду сует свой нос).

  • Запишем последний фразеологизм.

Аналогично проходит работа и с другими «тройками» фразеологизмов.

Б) Не цветы, а вянут.

    Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.

   Не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

           (1 – уши вянут; 2 – ушами хлопают; 3 – уши развесив).

В) Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.

    На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

   Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

            (1 – ищи ветра в поле; 2 – деньги на ветер; 3 – ветер в голове).

  1. Работа в группах.  Проверка умения находить в тексте фразеологизмы и умение их заменять словами – лексическими значениями.
  • О каком человеке можно так сказать, применив все эти фразеологизмы? (Любопытном, несерьезном, легкомысленном).
  • А подходит ко всем этим характеристикам Незнайка? (Да).
  • Давайте прочитаем рассказ Незнайки. Найдите в нем выражения. Которые можно заменить словами для справок. Сделайте замену. Прочитайте, что у вас получилось.

(У групп тексты даны на листочках).

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок:  неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

  1. Творческая работа. Работа в группах.
  • А теперь прочитайте, что у вас получилось. (Группы по очереди читают по предложениям свои версии предложений. Идет проверка правильности  и точности замены слов).
  • А теперь допишите несколько предложений (2 – 3), что произошло дальше и в предложениях желательно использовать фразеологизмы.

(Учитель во время работы групп ходит по рядам и помогает, корректирует (по просьбе детей) тексты предложений).

IV. Физминутка.

       Потрудились – отдохнем,

      Встанем, глубоко вдохнем.

      «Шлем творцов» мы одеваем.     (Концы ушей соединяем, по 10 раз).

      Глупые мысли отгоняем…            (Горизонтальные «восьмерки»    

                                                                одновременно двумя руками).

      Глазки тренируем…                      (Круговые движения глаз по часовой,

                                                                против часовой стрелки, по 5 раз;

                                                                открыли – закрыли глаза, по 5 раз).

      Улыбнулись, тихо сели.

V. Творческая работа.

       1. Повторение знаний о фразеологизмах.                                

  • А теперь давайте вспомним, что же такое фразеологизмы, какое значение имеют.     

(Ученики говорят, что знают о фразеологизмах, а учитель вывешивает опорные таблички:

Говорят ученики:

Таблички:

1. Фразеологизмы – это устойчивые выражения. Слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя.

2. Имеют часто переносное значение.

Т.е. не дословно что-то, это на что-то похоже, можно сравнить с кем-то, с чем-то.

3. Фразеологизмы имеют лексическое значение. Т.е. они что-то обозначают, что-то значат.

4.Фразеологизмы помогают речи быть яркой, эмоциональной, образной.

  • Давайте, например, поработаем со словом «УХО».
  1. У некоторых  людей, когда  они  смущены, взволнованы, к коже лица поступает большой прилив крови и они начинают краснеть. Отсюда и получилось выражение «покраснеть до ушей».
  2. У зверей, когда они хотят хорошо вокруг слышать ушки как бы устремляются вверх, например, у собак, и поэтому появилось выражение «ушки на макушки».
  3. Комар, когда жужжит и жужжит над ухом, это надоедает и поэтому появилось выражение «прожужжать все уши».

2. Творческая работа – составление своих фразеологизмов на заданные значения и с  конкретными словами. Работа в группах.

  • Попробуйте составить свои фразеологизмы со словами «ГОЛОВА» и  «ЯЗЫК» на разные значения, которые даны в табличке.

 

Группам дают таблички с заданиями.

ГОЛОВА

ЯЗЫК

ГЛУПЫЙ ЧЕЛОВЕК

УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ОБМАНЫВАТЬ КОГО-ТО

НАКАЗАНИЕ КОГО-ТО, ЧЕГО-ТО,
НАКАЗАТЬ КОГО-ТО

VI. Итог урока.

  • Что мы уже знаем о фразеологизмах?
  • Для чего они нужны в речи? Часто или редко вы применяете их в речи?
  • Легко или тяжело их сочинять?
  • Какой этап урока вам больше всего понравился? Почему?

 

VII. Домашнее задание.

  • Попробуйте дома сочинить свои фразеологизмы с любыми словами и с любыми значениями.



Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе (обучение грамоте) («Школа 2100»)

Тема урока:   Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.

Цели урока: 1. Обеспечить условие для  нахождения нового способа обозначения мягкости согласного на письме.

                     2. Научить применять новый способ  в письменной речи.

                                                         Ход  урока.

Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

            1. Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание.

Определите, какая из моделей, записанных на доске, соответствует слову «мал», а какая модель слову  «мял»? Запишите эти модели  в столбик в тетради и подпишите под ними соответствующие им слова.  Аналогично организуется работа со словами  «мол» и «мёл».

( звонкость

согласного

обозначаем

«точкой» в

левом

верхнем углу)

Учитель

Ученики:

- Сравните, чем различаются модели слова и буквенная запись этих слов?

 

 

- Почему один и тот же гласный звук а мы в этих словах обозначили разными гласными буквами?

 -Итак, мы вспомнили две функции гласных букв: обозначать гласный звук и обозначать твердость или мягкость предыдущего согласного звука.

-Так какой способ обозначения мягкости согласных звуков мы сейчас использовали?

-Когда этот способ можно использовать?

-К первой модели подходит    слово «мал» («мол»), ко второй -  «мял»(«мёл»).

-Звуковые модели различаются обозначением первых согласных звуков (твердого звука м, и мягкого – м'  ), а буквенные записи различаются гласными буквами а и я.

 -Гласные  буквы а,о,у,ы,э кроме обозначения соответсвующих звуков [а], [о] , [у] ,   [ы] ,  [э]    обозначают твердость предыдущих твердых согласных звуков,  а  буквы я,е,ё,ю,и кроме обозначения гласных звуков [ а] , [э] , [ о] , [ у] , [и] обозначают мягкость предыдущих согласных звуков. Т.Е. они выполняют две работы

 

-Обозначение мягкости согласных при помощи гласных букв е,ё,ю,я,и

-Когда мягкий согласный звук стоит перед гласным звуком.

      а             я

      о             ё

      у             ю

      ы            и

      э             е

2.Создание проблемной ситуации.

Практическое задание.

Определите, какие звуковые модели слов соответствуют словам

« банка » и « банька».  

( звонкость

согласного

обозначаем

«точкой» в

левом

верхнем углу)

Учитель:

Ученики:

- Запишите буквами слова

« банка »  и   « банька ».

- Первая схема – слово «банка», вторая – « банька ».

Работают в группах:

предложения детей появляются на доске.

банка

банека

банька

                    3.Осознание                                            

                  противоречия

- Почему получается несколько вариантов записи второго слова?

- Потому что не знаем, как обозначать мягкость согласного в позиции, когда после мягкого согласного стоит согласный.

4.Постановка учебной проблемы

- С какой проблемой столкнулись?

- Над чем будем думать?

- Как обозначать мягкость согласных, стоящих перед другими согласными.

- Как на письме обозначать мягкость согласного.

?

                                                             5.Решение учебной проблемы.

- Давайте разберем ваши версии.

- Подходит первая версия «банка»?

- Почему не подходит?

Вывод:

Этот способ не подходит, т.к. он не обозначает мягкость согласного звука     [н ,].

- А как мы раньше обозначали мягкость согласного на письме?

-В какой записи использован

этот способ?

- Проверим, хорошо ли срабатывает этот способ записи в данном слове?

Вывод:

Этот способ обозначения мягкости согласного не подходит, т.к. в  звуковой модели нет после мягкого согласного гласного звука.

- Значит, должен быть другой способ обозначения мягкости согласного.

И мы должны этот способ открыть !

- Нет.

- Она меняет лексическое значение слова – это слово не обозначает « маленькая баня».

- Мы не слышим мягкого звука [н,].

- Писали рядом гласную, которая смягчала согласный звук.

- Банека.

- И да, и нет.

 Да, мягкость обозначает.

 Нет,  меняет звучание слова, такого слова, вообще, нет

                                                                       6.Проверка гипотез

- Так какой должна быть буква, которая поможет обозначить мягкость согласного  [н,]  ?

-Давайте посмотрим в тексте  « Азбуки », есть ли там такие способы записи ( первые три ).

- Давайте поищем в алфавите букву, которая отвечает этим требованиям.

- Попробуем подставить. Что получилось?

- Понятен ли смысл слова, не исказилось ли слово?

- Обозначает ли эта буква какой-то звук?

- Почему буква называется мягкий знак?

Вывод:

Этот способ обозначения мягкости согласного подходит, т.к. лексическое значение слова не изменилось (слово понятно), обозначает только мягкость согласного и другой звук не обозначает.

- 1)Она не должна обозначать другие звуки;

2) она должна обозначать только мягкость согласного.

Например, мы предлагаем так:

Бан . ка – придумали новый значок;

Бан , ка – как в транскрипции;

Ба             ка – новый способ

придумали;

Банька – где то видели, что так пишется ,помним.

- Нет.

- Есть такая буква. Это – Ь (мягкий знак).

- Получилось слово « банька».

- Нет, смысл понятен.

- Нет.

- Обозначает мягкость согласного.  ( Звучит согласный мягко.)

   Б а н ? к а

  .        Ь

     н,

          7. Моделирование.

- Так сколько способов

обозначения мягкости

согласных мы знаем?

- Когда будем каждый из них применять? От чего зависит выбор способа?

- Какую схему мы можем составить, в которой будет выражен новый способ обозначения мягкости согласного?

- Два.

- Какой сосед справа: согласный или гласный.

     

       Ь

Практическое задание:

Какой звуковой модели соответствуют слова « был »  и

 « быль » ? Запишите эти слова.

( звонкость

согласного

обозначаем

«точкой» в

левом

верхнем углу)

- Можно ли каким-то из известных способов пользоваться в такой позиции?

Вывод:

Мягкий знак, обозначающий мягкий согласный звук может находиться в середине слова между двумя согласными, так и в конце слова, после мягкого согласного.

 Запишем это в схеме.

- Давайте составим алгоритм выбора  Ь для  обозначения мягкости согласного в словах.

-Да, новым способом, т.к. в модели мы видим, что после мягкого согласного нет гласного, а звук мягкий. Значит, мы пишем букву Ь.

- 1) Произносим слово.

   2) Находим мягкий согласный звук.

   3) Если с этим мягким согласным звуком не стоит одна из гласных, которая смягчает согласный, то пишем Ь.

   4) Читаем слово, если оно не исказилось, то вставили букву правильно.

       

           

        .

     

       Ь

    8. Первичное     закрепление.

Практическое задание.

Спишите выделенные слова. Вставьте, где это нужно, букву Ь. Проверим на практике, как  срабатывает наш  новый способ.

( Групповая работа, можно в парах.)

У Димы жар_. Жар _ пирожки скорее! Голодных птиц стало жал _. Друг долго жал_ мне руку. Удар_ быстрее   по мячу. Вот это удар _ !

             9. Рефлексия.

- Над решением какой проблемы работали на уроке?

- Как она возникла?

- Как ее решали?

- Удалось ли решить проблему?

- Какое открытие сделали?

- Где новые знания будем применять?

- Какие трудности возникли во время работы?

- Чему новому научились?



Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе (русский язык) («Школа 2100»)

Тема урока:   Разносклоняемые имена существительные.

Цели урока: 1. Обеспечить условия для усвоения знаний о разносклоняемых  именах существительных и написании окончаний в этих словах при склонении их по падежам.

                     2. Научить применять новый способ  в письменной речи.

                                                         Ход  урока.

Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

                                                                  1. Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание.

Просклоняйте (в тетрадях) имена существительные:

I  ряд  слово «яма»,

II  ряд – «сом»,

III ряд – «мышь».

Укажите склонение имен существительных.

Дана таблица:

П.

яма

сом

мышь

И.

Р.
Д.

В.

Т.

П.

П.

яма

сом

мышь

И.

Р.
Д.

В.

Т.

П.

яма

ямы

яме

яму

ямой

яме

Учитель

Ученики:

- К какому склонению относится слово «яма» («сом», «мышь»)?

- Докажите, почему это слово относится к 1 скл. (ко 2, 3)

- Были у кого-то сложности в работе?

- Молодцы!

- Что такое склонение?

- Посмотрите на падежные окончания имен существительных. Соответствуют ли они падежным окончаниям существительных по склонениям?

Ученики  выполняют работу индивидуально.

(Дети, выполнившие задание быстрее всех, могут выйти к доске и записать весь столбик склонения по падежам своего слова, выделяя окончания).

 - Слово «яма»  к 1 склонению («сом» - ко 2 скл., «мышь» - к 3 скл.)

- Потому что мы знаем, что слово «яма» женского рода с окончанием –а. А к 1 скл относятся слова мужского и женского рода с окончаниями   –а, -я. 

- Изменение существительных по падежам.

- Да, весь набор падежных окончаний соответствует 1 скл.

(Аналогично дети рассуждают о других окончаниях).

Вывод:

Склонение существительных мы можем определить по окончаниям в начальной форме и по набору падежных окончаний.

                                   2.Создание проблемной ситуации.

Практическое задание.

Просклоняйте имена существительные:  I и III ряды слово «имя» и   II ряд - «путь» самостоятельно. К какому склонению относятся эти слова?

 Обсудите результаты в группах.

Имя, путь.

Учитель:

Ученики:

- Группы, к какому склонению относятся слова «имя» и «путь», если рассматривать по всем признакам: окончания в начальной форме и по категории «род»?

- Что получается?

 

- Вывод:

мы не можем точно определить какого склонения  это слово, если оно стоит в начальной форме.

- «Имя» по окончанию к 1 скл., а по роду – ко 2 скл.

- «Путь» по окончанию и по роду –ко 2 скл.

- Мы не можем сказать точно какого склонения слово «имя».

              Имя

                 род

  1 скл.            2 скл.

               Путь

                          

                       род

      2 скл.        2 скл.

                                                                                                                                                                   3.Осознание   противоречия                                        

                 

- Давайте рассмотрим набор окончаний у этих существительных.

Раз «имя» стоит где-то между 1 и 2 склонением, то запишем это слово между «ямой» и «роялем».«Путь», вы говорите относится ко 2 склонению, значит запишем после «рояля».

- Запишите в таблицу на доске, что у вас получилось.

- Рассмотрим набор  падежных окончаний первого слова. Соответствует ли он наборам 1 и 2 склонения? Сравните с наборами окончаний слов «яма» и «рояль».

- Рассмотрим набор  падежных окончаний слова «путь». Соответствует ли здесь 2-ому склонению?

- Значит, пишем окончание либо –я, либо –а. Получается  нет чего? – путя, пута?

-Давайте дальше посмотрим.

Представители от групп выходят и записывают свои версии:

И.п. имя,         путь

Р.п. имени,     пути

Д.п. имени,     путю

                         (пути)

В.п. имя,          путь

Т.п. именем,    путем

П.п. об имене, о путе

      (об имени) (о пути)

- Нет.

- Нет.

На доске появляется запись слов с выделенными окончаниями:

И.п. –я           -

Р.п. – и          - и

Д.п. –и           - ю (-и)

В.п. –я           -

Т.п. - ем        - ём

П.п. –е (-и)    -  е (-и)

                                                                     4.Постановка учебной проблемы

- С какой проблемой столкнулись?

- Над чем будем думать?

- Подведем итоги, что мы знаем об этих словах:

1) в начальной форме слова «имя» и «путь» по окончаниям и по категории «род» относятся к одному типу склонения,

2) а по набору падежных окончаний к другим склонениям – то ко 2-ому, то к 3-ему.

- Так, что это за слова? К какому склонению они относятся? Обсудите это в группах.

- Набор падежных окончаний этих слов не соответствует набору падежных окончаний по известным нам склонениям.

 

             =/=

                                     5. Выдвижение гипотез  и решение учебной проблемы.

- Какие варианты решения у вас готовы?

- Мы должны проверить все гипотезы.

- Подходит первая версия  «4 склоняемое»?

- Если «да», тогда должен быть совсем другой набор окончаний, а у нас одинаковый набор с 3 склонением в Р., Д., П. падежах, а со 2-ым – в Т.п.

- Проверим, может быть это несклоняемые имена существительные?

- Рассмотрим версию «исключение». А в чем у этих существительных исключение?

Вывод:

Этот способ не подходит, т.к. он не помогает в написании окончаний.

- Давайте посмотрим в других словах окончания. На какое склонение это похоже?

Сравните с предыдущими словами, которые вы склоняли вначале «мышь» и «ночь».

- Но можем ли мы отнести эти слова к 3-ему склонению?

- Почему?

- Значит, должен быть другой способ определения  склонения  имен существительных и правила  написания окончаний в словах  типа «имя», «путь».

- Какое-то 4 склонение.

- Слова – исключения.

- Как есть несклоняемые существительные, так есть и другие какие-то существительные, которые склоняются так как существительные «имя» и «путь».

- Да.

- Нет.

- Тогда, нет.

- Нет, это не несклоняемые имена существительные. Так как они не подходят под характеристику несклоняемых существительных, которые не изменяются по падежу. А слова «имя» и «путь» склоняются - мы не скажем так: даю чему? имя, путь; творю чем? имя, путь.

- В том, что они являются как бы существительными 2-ого скл. («имя» - с.р., «путь» - м.р. с нулевым окончанием), а склоняются в Р., Д., П. падежах как существительные 3-ого склонения.

-  Меняется  лексическое значение слов – полученные слова  не употребляются  в речи («путя», «пута»), либо не удобно их произносить – «об имене».

- Похоже на третье. Там тоже в родительном, дательном и предложном (если будет такая версия) падежах окончание –и.

- Нет.

- В творительном падеже не совпадает окончание. В 3-ем склонении - -ю, а здесь - -ем,   -ём. А такое окончание есть во 2-ом склонении – «роялем».

- И все - таки к 3-ему склоне-нию относятся слова женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак., а здесь слово «имя» на –я.  «Путь» - слово мужского рода с «нулевым окончанием», значит 2-ое склонение.

                Имя, путь

                       

 4 скл.                           ?

          Нескл.    Искл.  

Р.п. –и

Д.п. –и    3скл

П.п. -и

Подведем итог: 1) здесь

не срабатывает способ определения склонения по окончаниям в И.п.

 2) это существительные по родовому признаку относятся ко 2-ому

склонению;

3) они склоняются по-разному: то 2 скл., то 3 скл.;

4) являются исключением из известных нам правил.

-  А как бы вы назвали такие существительные, которые склоняются как существительные 2 и 3 склонения? Обсудите в группах.

 

- В русском языке такие существительные называются  «разносклоняемыми».

Разносклоняемые имена существительные (их 11: 10 – среднего рода на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского

рода путь) склоняются то по 2-ому, то – по 3-ему склонению.

Чтобы лучше эти слова запомнить, я вам прочитаю стихотворение

(см. в «Приложении №1)

Дети  называют свои версии.

Все версии фиксируются на доске.

На доске открываю закрытую запись темы урока «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».

Затем появляется рисунок (на ватмане) иллюстрирующий тему.

                                                                                        6. Моделирование.

- Как схематично можно показать все признаки нового понятия?

- Давайте составим алгоритм «Склонение существительного и его окончания»

- Где место в нашем алгоритме модели новой темы?

- Важно ли вообще определять склонение?

1)Поставим в начальную форму (ед.ч., И.п.)

2)Узнаем склонение существительного, либо оно является несклоняемым, либо разносклоняемым.

3) Потом  найдем слово, от которого зависит существительное.

4)Задаем вопрос (или вопросы)

5)узнаем падеж.

6)Вспомогательное слово-помощник, склоняем его и по нему определяем окончание.

- Там, где узнаем какого склонения то или иное существительное, т.е. в третьем пункте алгоритма и после 7 пункта.

- Да, у них есть свои определенные правила, по которым мы должны узнавать какие писать окончания у существительных.

Разносклоняемые существительные

             

2 скл.        3 скл.

1) _____сущ__        

2) н.ф.

3)   р. +                   скл

                         1

                 

                     2

                            3      нескл.

4)  х

  слово    сущ.

5) ? падежа (? И ?)

                              И.

                              Р.

6) падеж              

                              П.

7) помощник

    ? п.

 

     

  Разноскл.

             

2 скл.        3 скл.

( сам термин «разноскл.» вставляем в 3 пункт алгоритма и всю табличку в конец алгоритма).

    7. Первичное     закрепление.

Практическое задание.

Спишите словосочетания, укажите склонение и падеж имен существительных. Проверим на практике, как  срабатывает наш  новый способ.

( Групповая работа, можно в парах.)

Гроза над (море), пойдем по (тропинка), сидеть без (пальто), звезда на (знамя), игрушка у (дочь), ехать на (олень), поделился (семя), прислушался к (речь),беспокоился о (путь).

             8. Рефлексия.

- Над решением какой проблемы работали на уроке?

- Как она возникла?

- Как ее решали?

- Удалось ли решить проблему?

- Какое открытие сделали?

- Где новые знания будем применять?

- Какие трудности возникли во время работы?

- Чему новому научились?

Отвечая на вопросы. Дети еще раз восстанавливают ход поисковой деятельности. Акцент делается на полученных навыках поисковой деятельности.

9. Д /з

Составить три предложения с разносклоняемыми существительными, употребив их в Р., Д., П. падежах.

10. Доп. задание

Практическое задание:

Составить предложения из слов ( на табличках), изменяя слова в скобках по смыслу. У существительных указать склонение и падеж.

Взлетали, (небо), к, (языки), (пламя), высоко

Сидели, у, мы, и, о, (костер), не думали, (время)

(звезда), а, по, (небо), летела, (путь), своим



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

(Образовательная система «Школа 2100)

учителя начальных классов МАОУ гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска

Никулиной Татьяны Александровны

Тема урока: «Несовпадения в категории одушевленности- неодушевленности имен существительных»

Цель урока: 

  1. Создать условия для возникновения проблемной ситуации с помощью приемов подводящий диалог и ситуации с удивлением для формирования понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные» и формирования умения определять одушевленность и неодушевленность имен существительных.
  2. Показать несовпадения в русском языке в категории одушевленность-неодушевленность имен существительных.

Задачи урока:

  1. Образовательная – дать представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных и некоторых несовпадениях в русском языке.
  2. Воспитательная – формирование  поведенческих и коммуникативных норм общения в группе, волевых черт характера; развитие творческого начала в ребенке.
  3. Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,  выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Используемые средства: учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык. 3 кл.» (II часть), презентация на компьютере (см. ниже), раздаточные карточки «Настроение», разноцветные полоски для рефлексии.

http://www.school2100.ru/izdaniya/books/img/umk_book/01_rus/ry_3k_1.jpg   Изображение 001     Изображение

Ход урока:

1 слайд. «Заставка». Звонок. Дети входят, строятся в классе.

- Здравствуйте, дети. Поприветствуем гостей.

2 слайд. «Звонок».

1. Орг. момент. Психологический настрой.

    Прозвенел звонок веселый,

    Всех зовет он на урок.

    Ну-ка, дети, все готовы?

    Начинаем точно в срок.

    На места все тихо сядем,

    Не нарушим тишину.

    Приготовились все слушать,

    Я урок сейчас начну.

- А урок начнем с записи числа и «Классная работа».

 (Записываю на закрытых створках доски)

3 слайд. «Солнышко» и «тучка»

- Если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями, то у него все получится. Давайте послушаем себя, какое настроение у вас сейчас.

- У вас на столах лежат «солнышки» и «тучки». Посмотрите, какие из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

- Все ваше хорошее настроение я обозначу одним большим «солнышком», а не очень хорошее – «тучкой». (На доску на магнит)

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

2. Минутка чистописания.

- С какой буквы начинается слово вашего настроения. Запишем.

( с солнце с солнце – орфограмма непроизносимая согласная л;

  т тучка т тучка – орфограмма чк)

(пишем ту букву, которое настроение выбрали дети).

- Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь. Вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.

- Поиграем в игру – разминку «Да» или «Нет»: (отвечают вслух)

- В алфавите 33 буквы?

- В неделе 9 дней?

- В радуге 8 цветов?

- «Жи-ши» пишется с буквой И?

- В слове «ноль» 3 буквы?

- Слово «Маша» пишется с маленькой буквы?

4 слайд. «Слова внучка, …»

3. Актуализация знаний.

- Слова на доске это существительные? (Да)

- Докажите. (Обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?)

- На какие группы мы можем разделить эти существительные?

(На 2: слова, отвечающие на вопрос кто? и что?)

- Работая в паре, разделите на группы и запишите в тетрадях.

(Фронтальная проверка: двое детей, которые быстрее сделали, выходят и расставляют на внутренней стороне доски, ставя вначале вопрос кто? или что?)

- Проверим. Поднимите руки, у кого точно так. Молодцы.

5 слайд (пустой)

4. Знакомство с новой темой.

- Как бы вы назвали все эти слова одним словом в 1 и 2 столбиках, какое бы название общее для всех?

 (Предположения детей. Все записываю на доску по - средине)

- А где мы можем узнать, как на самом деле называются эти слова?

(от учителя, в учебнике прочитать)

- Это мы можем посмотреть на с. 12 учебника – правило в рамочке вверху. Зная, как теперь они называются, запишем внизу под столбиками сокращенную запись «одуш.» и «неодуш.»

- Так какая тема нашего урока у нас сегодня?

- Как вы думаете, почему такие интересные названия – одушевленные и неодушевленные?

(В народе все, что не зависит, не передвигается самостоятельно, не издает каких-нибудь звуков, стало считаться неживым, не имеющим души, т.е. неодушевленным. И соответственно, наоборот с одушевленными. Это закрепилось в языке.)

- Одушевленность определяется не только по смыслу, но и по системе окончаний.

- Давайте посмотрим упр. 220, с. 12.

- Чтобы лучше изменять слова по вопросам, есть слова-помощники.

6 слайд. «Слова-помощники»

- Вы их видите на слайде. И теперь посмотрим эту таблицу с ними.

7 слайд. «Таблица»

- Понаблюдайте за вопросами изменением одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какие отличия вы заметили?

8 слайд. «Таблица с выделенными строчками»

(Дети говорят об одинаковых окончаниях)

- Поработайте в группах и выведите свой алгоритм «определения категории одушевленности-неодушевленности имен существительных»

(Запись в схеме: 1) по смыслу

                             2) одуш.

                                (нет)       = (виню)

     

                                 неодуш.

                                (есть)         = (виню)

5. Физ.минутка и гимнастика для глаз (использовала тренажеры для глаз)

Продолжается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять-

И внимательно сыграть.

Физминуткой мы займемся-

Ванькой-встанькой обернемся.

- Я называю слова, если одуш. имя сущ., то мы стоим и руки вверх поднимаем, неодущ – приседаем.

ПОЭТ, МАШИНА, ЧТЕЦ, МАТЕМАТИКА, УЧЕБНИК, УЧЕНИК, ПОЭЗИЯ, ЧТЕНИЕ, МАТЕМАТИК, БЕРЕЗА.

6. Постановка проблемы.

- Молодцы! Я вижу, вы хорошо поняли эту тему.

- А как вы думаете, одушевленные или неодушевленные имена существительные - призрак и народ?

9 слайд. «Призрак, народ»

- Все слова эти понятны?

- Обсудите это в группах (2 минуты даю).

7. Выдвижение гипотез.

(Дети говорят:

ПРИЗРАК – неодуш, это что-то несуществующее:

НАРОД – одуш., т.к. это живые люди)

- У кого другие версии, гипотезы? Нет. Так!

- А я где-то читала, что призраки могут появляться в разных местах. Значит, они могут передвигаться самостоятельно, где захотят. А некоторые издают даже вой, значит, они могут самостоятельно издавать звуки. А мы вначале говорили, что только одушевленные все могут делать сами. А вы говорите, что призрак неодушевленное имя существительное.

8. Формулирование проблемного  вопроса.

- Так какое у нас возникло противоречие, какой вопрос?

(Имя существительное ПРИЗРАК одуш или неодуш)

- И давайте заодно проверим и слово НАРОД.

9. Проверка гипотез.

- А как мы можем узнать правильную, решающую гипотезу, а какая – ошибочная? (посмотреть в учебнике, по алгоритму проверить)

- Давайте проверим по нашему алгоритму (на доске кто-то из учеников)

ПРИЗРАК                                                       НАРОД

Есть ПРИЗРАК_                                        есть НАРОД_

Нет ПРИЗРАКА                                         нет НАРОДА

Виню ПРИЗРАК_                                      виню НАРОД_

Одуш.                                                             неодуш.

- Удивлены? В русском языке есть несовпадения. И это один из таких примеров такого не совпадения. С другими вы познакомитесь дальше в процессе обучения.

10. Д/з

- Если хотите вы можете дома найти еще такие слова – несовпадения.

11. Первичное закрепление.

И вот прощальная игра-

Урок  заканчивать пора.

И я надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней.

И нам с вами пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

10 слайд. «Игра»

- Правила игры – превратите одушевленные имена сущ. в неодушевленные, заменив только одну букву в названии и наоборот – неодушевленные в одушевленные.

- Посмотрите на пример – был РАК (одуш.) стал МАК (неодуш.)

- Слова ЛИСА, КОРОНА, УЖ, МУКА, ЗВЕРЬ, ЦАПЛЯ.

- Слова продолжайте писать в столбики. Работаем в паре, если хотите.

12. Д/з

- Второе задание - сочините сказку о превращении одушевленного в неодушевленное имя существительное. (Дети выбирают одно из двух заданий).

11 слайд. «Рефлексия»

13. Рефлексия.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- За что можете себя похвалить?

- У вас на партах лежат полоски разных цветов. Кто из вас считает, что работал на отлично – покажите красную полоску, кто работал на хорошо – зеленую, а кто считает, что работал не в полном объеме, то покажите синюю полоску.

- А теперь покажите солнышко или тучку- ваше настроение в конце урока. На доску вывесим общее настроение.

- Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...