Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пахомова Любовь Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_kurskiy_kray.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:        ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

УМК «ШКОЛА РОССИИ»                                                                                 Автор  учебника А. А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Учебник в 2 частях «Окружающий мир», . Рабочая тетрадь , 2 части, ТПО Проверь себя, 2 части. Издательство:Просвещение, 2010 год.

КЛАСС     4                                                                                                                

 ТЕМА УРОКА  :       РОДНОЙ КРАЙ-ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

    ЦЕЛЬ УРОКА : 

выявить и изучить особенности родного курского края (история, природа,экономика, экология, культура)                                                      ЗАДАЧИ УРОКА:

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                                                              -сформировать предстовление  о родном  крае, расширить и углубить знания о курской земле.

 РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать умение работать с картой и дополнительной литературой,                                                                                          -развивать познавательный интерес и умение рассуждать,сравнивать,  делать выводы.

         ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать любовь и уважение к родному краю, интерес к культуре и истории.

             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-знать расположение Курской области  карте России ( физической, административной, карте природных зон);

-знать особенности нашего края ( формы поверхности, полезные ископаемые, водные ресурсы, флору и фауну, занятия людей, экологию)

Методы обучения:

 словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с гербарием, с картой, самостоятельная работа), частично-поисковый , исследовательский.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-карта полушарий,

-физическая карта россии,
- карта природных зон россии,
-административная карта россии,

-аудиозапись песни «Любимый край»,

-самодельный альбом «Курский край-любимый край»,

-стихи о природе, стихи о курском крае.

-гербарий растений леса и степи

-выставка краеведческой литературы.

   ПЛАН УРОКА

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент урока)

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания (защита проектной работы  «Курский край- любимый край»).

5.Рефлексия деятельности( написание синквейна).  Оценивание деятельности.

6.Домашнее задание.

     Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент урока).

(звучит песня «Любимый край»)

Учитель

-О чём говорится в этой песне?

Ученики:

-о любимом крае, о родном крае, о российском крае, о полях раздольных, о соловьиных лесах

Учитель:

-эта песня прозвучала не случайно на уроке, потому что мы сегодня начинаем изучение нового большого раздела «Родной край-часть большой страны».Тема урока на сегодня «Наш край»

-Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю- по нашей родной стране России. Мы посмотрим на Россию из космоса, с высоты птичьего полёта, заглянем в подземные глубины А помогут нам в этом географические карты.

-Ребята, разрешите , мне быть вашим экскурсоводом , ну а вы- мои помощники.

  2.Актуализация знаний.

2.1 Работа с географическими картами.

Учитель:

-рассмотрите карту полушарий,в каком полушарии расположена наша страна?

Дети:

-в восточном полушарии.

Учитель:

-на каком материке?

Дети:

- на материке Евразия.

Учитель:

- назовите виды рельефа, встречающиеся на территории России(по физической карте России).

Дети:

-Восточно-Европейская равнина ,Западно-Сибирская               равнина ,Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны.

Учитель:

-воды какого океана омывают нашу страну на Севере?

Дети:

-Северного Ледовитого океана .Его моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Учитель:

-на Западе?

Дети:

-Атлантического океана. Его моря: Балтийское, Чёрное, Азовское.

Учитель:

-на Востоке?

Дети:

-Тихого океана. Его моря: Берингово, Охотское, Японское.

Учитель:

-какой океан не омывает нашу страну?

Дети:

-Индийский.

Учитель:

-назовите природные зоны, расположенные на территории нашей страны(по карте природных зон)

Дети:

-с севера на юг расположились- зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, зона лесов( хвойные леса(тайга), смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь, степь ,полупустыни.

Учитель:

-ребята, познакомьтесь с новым видом географических карт :административной картой России .Вся территория представляет собой ковёр из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются республики, края, округа, области входящие в состав России.

-найдите по карте и назовите самые крупные республики, области, округа, края в нашей стране.

Дети:

-Краснодарский край, Тюменская область, Красноярский край, Амурская область и.т.д.

Учитель:

-найдите Московскую область, назовите столицу области.

- найдите Курскую область, назовите главный город области.

-в каком направлении от Москвы находится наша область?

3.Постановка учебной задачи .

Учитель:

- наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой родине –Курскому краю .Вы готовили в течение нескольких недель проектную работу о Курском крае. Познакомьте нас с ней, а я буду вам помогать.

Дети:

-Проектная работа представляет собой альбом, сделанный своими руками, о Курской области. Мы назвали его « Курский край – любимый край».В этом альбоме мы рассказали о истории, природе, экономике, экологии , культуре Курской области

4. Открытие нового знания.                                                                                 Защита проектной работы                                     «Курский край- любимый край»

Учитель:

Курский край, родимый край!

Ты люби его и знай!

Ты люби его природу: траву, землю, небо, воду.

Все деревья и кусты…..

В сердце нашем будет вечно-

Добрым, Курский край, сердечный!!

Дети:                                                                                                                                 -рассказ детей о гербе Курской области( что изображено, что означает)

 По одним источникам назание «Курск»  город получил от ручья Кур, притока Тускари. Герб Курска  отражает деятельность людей в далёкие времена: земледелие, охоту на дичь в  непроходимых дубравах.

Представление страниц альбома                                 о Курском крае.

Учитель читает стихи  , а дети представляют страницы альбом 

 Страница 1.

По обычаям мудрым , по обычаям древним

Наши предки свои возводили селенья: среди русских равнин, на высоких холмах, на песчаных привольных родных берегах.

Лес рубили, могучие пни корчевали

Избы строили , щедрую землю пахали.

Оседали не на год- оседали на век

Нарекали селенья названьями рек!

                    Общий географический обзор:                   

Курская область размещается на Восточно- Европейской равнине. На Средне-Русской возвышенности.   Располагается в умеренном тепловом поясе, между лесной и степной зонами.                                                                                    Климат умеренно-континентальный( умеренно- холодная зима с устойчивым снежным покровом, лето- солнечное, временами жаркое, засушливое.Средние температуры: зима от-5 до -15 градусов мороза, лето-от +15 до +25 градусов тепла)

Самые богатые в области почвы-мощные чернозёмы.                                      А.П.Чехов писал : «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастит тарантас»                                                                                                                               На северо-западе область граничит с Брянской, на севере-с Орловской, на северо-востоке-с Липецкой, на востоке-с Воронежской, на юге-с Белгородскойобластями, на юго-западе с Сумской областью Украины.

 Центром Курской области является город Курск. Крупными городами области являются:  Курчатов,  Рыльск, Льгов,Обоянь,Щигры,Суджа, Дмитриев, Железногорск.

  Страница 2.

                Течёт река издалека. Течёт река. Течёт река.

Как хорошо, когда река и широка и глубока.

Поит поля и города

Несёт и лодки и суда.

        И рыбы ходят в глубине. И раки ползают на дне.

          Водные ресурсы

В Курской области протекает более 900 речек и ручьёв.

              Крупные реки области:

Сейм-длина 504 км. Протекает в Курске, Льгове, Курчатове.

Свапа-197 км

Псёл-159 км

Тускарь-108 км                                                                                                          Кшень-100 км

     Озёра , пруды,  водохранилища.

Естественными озёрами Курская область небогата.Размеры их невелики: чаще всего площадь не превышает 3-5 га.Всего насчитывается около 800 долинных озёр.

Искусственными водоёмами являются пруды и водохранилища. Крупные водохранилища области: Железногорское и Курчатовское.

  Страница 3.

Хозяйка подземных богатств в царство своё приглашает вас.

Открыты ворота подземной страны- любые клады найдёте вы.

   Подземные богатства                                  (полезные ископаемые).

Земные недра Курской области богаты многими полезными ископаемыми.

По использованию в хозяйсте эти природные богатства можно разделить на:

1.Топливно-энергетическое сырьё: ТОРФ,КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.

2.Рудные:  ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА.

3.Нерудные: ФОСФОРТИЫ.

4.Строительные материалы: ПЕСОК, ПЕСЧАНИКИ, ГЛИНА, МЕЛ.

                                                                                                                                                                   Страница 4.

Я люблю тебя малая родина!    

Край мой Курский , дивный , родной!

Где в садах есть сирень и смородина,

Где в лесах чистый воздух хмельной.

Горицвет ,ветреница лесная, дивный ландыш чарует наш взор.

         Колокольчик звенит не смолкая,                        

                Соловей ведёт разговор.

                Растительный мир Курской области

Курская область небогата лесами. Господствующем типом являются дубравы и смешанные леса.Основные представители растительного мира лесов: дуб, ель, сосна, липа, берёза, клён,вяз, ясень; орешник, шиповник, боярышник,бересклет, тёрн;  медуница, колокольчик, гусиный лук.

Степи: среди растений степи преобладают многолетники. Растения степной зоны: ковыль, тюльпан, полынь, мак,клевер, невянник, типчак, шалфей.

Луга- прекрасные сенокосные угодья. На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, мятлик луговой, одуванчик, пырей, мышиный горошек.

Растительность водоёмов: встречается кувшинка, калужница болотная, кубышка, рогоз, камыш, осока, тростник.

         Страница 5.

         Животный мир Курской области

            (животные лесов, степей, лугов, водоёмов)

Курская область располагается в пределах лесостепи, поэтому животный мир представлен степными и лесными обитателями.                                                                                                  В лесах встречаются: лось, косуля, кабан, ёж, волк, лисица, заяц-русак.                                                                                                      В степях водятся: суслик,хомяк, тушканчик,сурок,степной жаворонок,змеи, насекомые, ящерицы.     Наличие водоёмов — благоприятные условия для расселения ондатры, бобров.                                                                                Ценные породы рыб водятся  в реке Сейм, Тускарь, Свапа. Но больше всего для разведения рыб в пищевом отношении используют искусственные водоёмы( пруды, водохранилища). В озёрно-речных водоёмах водятся щука, язь, лещ, карп, карась, пескарь, голец .                                                                                       Особенно разнообразен мир  птиц: зяблик, лесные жаворонки, иволга, малиновка, дрозд, зелёный дятел, соловей, поползень, кукушка,у дод, славка,пеночка-теньковка, пустельга, скворец, болотная камышевка, снегирь, королёк.

Луга- многообразие представителей мира насекомых(шмель, кузнечик, кобылка, бабочка, божья коровка,муравьи,пчелы,жуки)

  Страница 6.

Если в лес зашёл вековой, ты не рушь благодать и покой!

Ветви ты не ломай !  Не рви первоцвет!

Зверя ты не трави ,  а покорми , пожалей.

И богатства природы на век сохрани!

        «Красная книга»  Курской области             (редкие, охраняемые виды растений и животных области)

На территории Курской области на протяжении столетий и до наших дней по различным причинам- вырубка лесов, сельскохозяйственная деятельность человека, строительство дорог, лесные пожары и.т.д. значительно изменился мир флоры и фауны .В лесах, степях, на водоёмах области редкими стали растения- печёночница, ветреница, сон-трава, купальница, кувшинка, колокольчик , подснежник ,ковыль перистый, ландыш, пролеска сибирская.

Уменьшилось и количество представителей животного мира, охота на них в нашей области  запрещена полностью или ограничена. Это-выхухоль русская, дрофа ,барскук, лось, косуля, куропатка, белка, ондатра, розовый скворец, тетерев.

Все представители исчезающих видов растений и животных  на территории Курской области нуждаются в охране и защите и занесены в «Красную книгу Курской области», а выхухоль и дрофа- в «Красную книгу СССР»                                                            

 Страница 7.

Великая радость- работа. В полях, за станком, за столом.

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта.

Всё счастье земли- за трудом!

  Экономика Курской области

        (сельское хозяйство, промышленность)

      Сельское хозяйство

Курская земля издавна привлекала людей своими плодородными почвами. Древнейшим занятием населения было сельское хозяйство.Земледелие (растениеводство) является основным направлением сельского хозяйства области. На курских землях выращивают зерновые культуры, сахарную свёклу,рапс, гречиху,овощи , ягоды, технические культуры.  

Животноводство представлено отрослями-свиноводство, птицеводство, рыбоводство,разведение крупного рогатого скота, пчеловодство,овцеводство.

     Промышленность.

МАШИНОСТРОЕНИЕ( приборы,станки,аккумуляторы,подшипники,запчасти к сельхозмашинам)

 СТРОЙМАТЕРИАЛЫ(кирпич, керамзит,железобетонные плиты)

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ( лаки, краски, медикаменты, изолента, рыболовные сети)

ПИЩЕВАЯ( сахар, хлебные , мясные, молочные изделия; консервы,растительное масло)

ЛЁГКАЯ( кожаная обувь,трикотаж)         

                                 

                     

 Страница 8.

 Вот степь! Ты много раз воспета.

                   Былою славою одета.

                 Ковыль, куда ни  взглянешь вдаль.

               По ветру стелется,  как встарь.

            Кругом кудрявые дубравы…..

         Ну что ж вам лучше  нужно , право!

      И в этот заповедник мой

   Я приглашаю вас с собой.

                                     ( В.В.Алёхин.)

      «Остров спасения»

(Центрально-Чернозёмный государственный биосферный заповедник)

История организации заповедника тесно связана с именем Василия Васильевича Алёхина .Уроженец города Курска ещё будучи студентом Московского университета,открыл для науки степную целину Стрелецкого, Ямского, Казацкого участкоа Центрального Черноземья.

10 февраля 1935 года было принято решение об учреждении Центрально-Чернозёмного заповедника имени В.В.Алёхина.Благодаря этому до наших дней сохранились целиннные непаханые земли в Курской и Белгородской областях.Заповедник является эталоном ландшафтов лесостепи.Небольшая территория заповедника( 4795 га)служит приютом более 900 видам растений, свойственным Курской области.Среди них свидетели «ледникоаого периода»:волчеягодник Юлии, проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, шиверекия подольская.

На территории заповедника зарегестрировано 205 видов наземных позвоночных животных.Мир беспозвоночных до конца не изечен, но полученные исследования говорят о его фантамтическом многообразии.

В «Красную книгу СССР» занесены обитатели заповедника: выхухоль -ровесница мамонтов,орёл-беркут, орёл-змееяд.

  1. Рефлексия деятельности .                                Творческая работа по сочинению синквейна на тему урока.

1 слово: тема(имя существительное)

2 слово : признак темы(прилагательное)

3 слово:действие темы( глаголы)

4 предложение на эту тему

5 слово:синоним темы.

Край!

Любимый, родной.

Молодеет, растёт, восхищает!

Мы гордимся тобой.

Родина!

 Подведение итогов урока, оценивание проектной работы.

6.Домашнее задание.

1.Исправь ошибки в сочинении ученика.

«Курский край находится на материке Евразия, на  Западно-Сибирской равнине. Страна  Россия. Главный город Курчатов.. Через всю Курскую область протекает река Волга. Из животных здесь обитают верблюды, волки, кабаны, лисы, бобры и куницы. Также очень много птиц: соловьи, галки, сороки, вороны, журавли, цапли, скворцы, дятлы. Символом Курского края является птица дрофа. В Курском крае развито оленеводство, рыбоводство, свиноводство, птицеводство, плодоводство, полеводство. Добывают полезные ископаемые: нефть, глину, песок, торф, газ, мел, железную руду. Богата курская земля знаменитыми  луговыми почвами. В «Красную книгу» Курской области занесено редкое животное, ровесница мамонтов,  зелёная черепаха. В Курской области располагается известный на весь мир заповедник «Розовая долина».

 2.Составь устный рассказ о своём селе Сухочево, пользуйся  планом проектной работы.

   Список литературы, использованной при

 подготовке к уроку.

  1. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.

  1. Экологические информационные бюллетени. - Курск 1996, 1997.

  1. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.

  1. История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Курск,2004 год.

  1. Край наш Курский. Курск. Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1989 год.

  1. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги СССР. - М.: Лесн. Пром-сть,1987.

7.Экологическая правда. Курск, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Про больших и маленьких (земноводные)»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Про больших и маленьких (земноводные)»...

Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"

Конспект открытого  урока по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся ра...

Конспект урока для 4 класса "Родной край - часть большой страны"

Открытый урок по окружающему миру по программе "Школа России". Тема урока "Родной край - часть большой страны" для 4 класса VII  вида. На уроке обучающиеся работают с политико...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Про больших и маленьких"

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс, ПНШ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Россия вступает в XX»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые  результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...