Урок "Солнце, воздух, вода и зелёное чудо-растения"
учебно-методическое пособие (окружающий мир, 2 класс) по теме

Галкина Людмила Викторовна

Урок по окружающему миру во 2 классе с презентацией по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

                Галкина Л.В.

Образовательная область: естествознание и обществознание.

Учебный предмет – «Окружающий мир»

(программа ПНШ, урок с применением ИКТ)

Тема урока: Солнце, воздух, вода и зелёное чудо – растения (Слайд №1)

Задачи урока:

  1. Повторение свойств воды и воздуха.
  2. Доказать взаимосвязь живой и неживой природы.
  3. Развитие умения работать с дополнительной литературой.

Оборудование: учебник, тетрадь, хрестоматия, мультимедиа, цветные карандаши, аудиокассета со звуками воды, ветра.

Ход урока

  1. Организационный момент – звучит музыка «Подводные фантазии». Проверка готовности класса к уроку. (слайд № 1)
  2. Актуализация знаний : на какие две группы можно разделить эти слова (слайд № 2)

Дети: живая и неживая природа.

Учитель: Какие ещё знаете предметы и явления живой и неживой природы?

Ответы детей.

Учитель: Из данных слов образуйте пары, связанные между собой по смыслу. Солнце, растения, вода, воздух, животные, земля, камень. Определите лишнее слово.

Дети: Лишнее слово камень.

Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, как связаны пары: солнце - растения, воздух – растения, вода – растения (слайд № 3).

  1. Учитель: Тема сегодняшнего урока (слайд № 4) Солнце, воздух, вода и зелёное чудо – растения.
  2. Создание проблемной ситуации:

Учитель: Как связаны пары:

солнце - растения,

воздух – растения,

вода – растения

и не берём пару земля – растения. Для ответа на данный вопрос давайте сначала вспомним свойства воды и воздуха.

Дети: Вода принимает форму сосуда, она прозрачная, бесцветная, испаряется, текучая, хороший растворитель, без вкуса, без запаха, содержит соли.

Дети: Воздух находится везде, он прозрачный, чистый, бесцветный, без запаха, плохо проводит тепло, пропускает солнечные лучи, хуже передает звук, чем дерево.

Учитель: А о солнце, что знаете?

Дети: лучик солнечного света до Земли летит 8 минут. Солнце – это источник тепла, восходит на востоке, а заходит на западе.

Учитель: Какие из перечисленных свойств воды, воздуха, солнца мы будем использовать, чтобы доказать связь солнца, воды, воздуха с растениями?

Дети: Свойства воды: она испаряется, хороший растворитель, содержит соли и чистая. Воздуха: плохо проводит тепло, пропускает солнечные лучи, он чист. Солнце - источник тепла и света.

  1. Совместное открытие знаний:

а) Дети: Растению необходимы свет и тепло, а это даёт солнце. Люди ставят цветы на подоконник для получения света растениям. Вода нужна растению как питание.

Учитель: А воздух? Зачем он нужен?

Ответы детей.

б) Самостоятельное добывание знаний из учебника (стр. 65).

Учитель: Что интересного вы узнали о листочке бальзамина?

Дети: На нижней стороне листа есть отверстия. Они называются устьица. Через эти отверстия растения дышат углекислым газом, который мы выдыхаем. (слайд № 5)

Учитель: Значит важно эти устьица сберечь. Как мы это можем сделать в классе?

Дети: Протирать листочки, опрыскивать растения.

в) Проблемный вопрос.

Учитель: Каким деревьям хвойным или лиственным? (слайд № 6)

  1. Физминутка.
  2. Работа с дополнительной литературой.

Учитель: Давайте найдем ответ в Хрестоматии (стр. 35).

Дети: Хвойным деревьям живётся труднее, так как у лиственных деревьев листья опадают ежегодно, а у ели и сосны нет. Устьица у хвойных деревьев забиваются грязью и пылью. Поэтому хвойные растения не дышат.

Учитель: Да, листья-иголочки (хвоинки) сменяются у ели и сосны в течение трёх лет, поэтому им труднее живётся, чем лиственным, которые сбрасывают листву каждой осенью. А как же быть с лиственницей?

Ответы детей.

Учитель: Значит, солнце, воздух и вода дают возможность для полноценного развития растений. А мы с вами дышим кислородом. Кто нам его даёт?

Дети: Растения. Ответьте на вопрос: как образуется кислород с помощью растений?

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Работа в тетради в парах (стр. 27) поможет нам ответить на вопрос: как образуется кислород с помощью растений?

  1. Проблемный вопрос.

Учитель: Может ли растение полноценно развиваться и существовать при наличии только двух условий существования? (слайд № 7)

Дети: Нет! Важны все три компонента.

  1. Обобщение знаний.

Учитель: Давайте обобщим наши знания. Я утверждаю, что для развития растения нужна живая природа.

Дети: Нет! Нужна неживая природа. Это солнце, воздух и вода. Ещё и ветер. С помощью ветра разносятся семена растений.

Учитель: А при чем тут ветер?

Дети: Так ветер – это тоже воздух.

Учитель: Убедили. А почему мы исключили в начале урока пару земля-растение?

Дети: Для «варки пищи» зелёным листьям нужен углекислый газ, вода и солнечный свет, а не земля. Это доказал Ван Гельмонд в своём опыте и мы узнали об этом в учебнике. Значит эта пара не нужна.

  1. Физминутка.
  2. Закрепление знаний.

Учитель: Выполните работу самостоятельно в печатной тетради на стр. 26. Это задание № 37.

  1. Задание на дом.

Учитель: Ответьте на вопрос: где растение накапливает свои запасы? Вам поможет учебник (стр.63-64) и Хрестоматия (стр.36-38).

  1. Итог урока. (слайд № 8)

Обмен мнениями об уроке.

Учитель: Кто из вас сделал открытие? Чья пара затруднялась работать в тетради? Чем запомнился урок? (слайд № 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная по ООМ 3 кл школа России по теме"Воздух", "Вода"

Материал позволит проверить знания по теме "Воздух". На листе 3 карточки, про воду 4 карточки...

Технологическая карта по теме " Твёрдые тела и вещества. Воздух. Вода."

Технологическая карта  по тема:"Твердые тела и вещества. Воздух. Вода. "  Данная технологическая карта используется в  УМК«Перспектива», УМК«Планета Знаний, УМК«Ш...

Тест по теме: "Солнце, воздух, вода и ...растения"

Тест по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" для обобщающего урока по теме:"Солнце, воздух, вода и ... растения"...

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Конспект с презентацией урока: Солнце,воздух,вода- факторы закаливания. Органы чувств, зрения. 1 класс по УМК "Школа 21 века"

      Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Он является уроком  для открытия новых знаний и разработан на основе исследовательских методов. В...

Урок-суд "Воздух.Вода" Школа 2100

Урок окружающего мира в 3 классе.(интегрированный)...

Проект по теме: «Свойства воздуха, воды, почвы»

Предметная выставка творческих практических работ по проекту (презентации, рисунки, схемы)...