Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организацион-ный этап
| - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. | Проверяют готов-ность уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения. |
2. Актуализация опорных знаний
| - Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля). - Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геологи ). – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Проверка домашнего задания. | Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
Тест по теме: «3 кита экономики». |
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
| - Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики - с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. - Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? ) | Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель. |
4. Формирование новых знаний | - В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»? - Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые » 1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова: 1 группа - Что называют полезными ископаемыми? 2 группа – Что такое месторождения? 3 группа - Что называют шахтой, карьером? 2. Составление кластера со слов учащихся.
3. Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста. 4. Дополнение кластера. | Отвечают на поставленные вопросы. Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
Таблица «Инсерт». |
5.Физминутка
| - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку. Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Мы настоящие геологи. | Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя. |
6. Практическая работа | Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. - Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых. - На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого________________________ Твёрдое или жидкое _______________ Растворимость ____________________ Цвет _______________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______ Прозрачное или непрозрачное __________________________ Горючее или негорючее ________________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________ Обозначение на карте__________________ |
- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Зеленая. Творчество. Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы. | Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя. Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы. Осуществляют исследование по инструкции.
Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.
|
|
|
|
7. Первичное закрепление
| -Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику. (По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик). -Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Как надо охранять полезные ископаемые? - Экономично использовать
- Оберегать от пожаров
- Соблюдать правила перевозки
- Заменять по возможности искусственными материалами
| Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
8. Рефлексия деятельности на уроке | - Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе? - Какие открытия для себя сделали? Напишите синквейн на тему «Ископаемые»: 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка - описание темы (2 прилагательных); 3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). |
Ископаемые. Полезные, нужные. Находят, добывают, используют. Необходимы челове-ку во все времена. Недра. |
9. Домашнее задание | - В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание: 1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе; 3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;
|
|