Солнечная система.Урок.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Понкратова Вера Петровна

Урок окружающего мира Солнечная система.2 класс.программа "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnaya_sistema.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока «Солнечная система»

  • Цель:
  • формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звёзды;
  • познакомить с планетой Земля, её формой и размером; создать условия для формирования представлений о науке «астрономия».
  • развивать интеллектуальные умения (сравнение, классификации, анализ);
  • развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Тема «Солнечная система» 2 класс, учитель Понкратова Вера Петровна.

Ход урока

1. Оргмомент.)

Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!

2. Актуализация базовых знаний

Учитель: Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы. (слайд 2)

Как вы думаете, что означает слово «планета»? (слайд)) работа учителя с интерактивной доской.

Дети: Планета – это шар, дорога, земля, жизнь; путь, движение, круглая, живая.

Откроем учебник с96. Найдите определение Что такое планета по учебнику.

Учитель: Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами. Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом?

Дети: Звезды, Солнце, НЛО, планеты, кометы, спутники (Луна), метеориты (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.

3. Выход на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О Космосе, о Земле.

Учитель: У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые попытаются ответить на вопросы.

- Что такое Земля?
- Каковы формы и размер Земли?
- Что такое Солнце?
- Сколько планет входит в Солнечную систему?
- Как называется наша Галактика?
- Какой естественный спутник есть у Земли?

Объявляю тему урока.

4. Изучение нового материала.

Учитель: - Путь нашего исследования представлен на схеме. Как вы думаете, с чего мы начнем наш разговор?

http://festival.1september.ru/articles/511888/img1.jpg

Как вы думаете с чего начнем разговор?

Дети: - Поговорим о планете Земля.

Учитель: В нашем классе готовились четыре исследовательские группы, которые представят свои доклады и сообщения по своим темам:

- Послушаем 1 группу. Они исследовали исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема «Назад в прошлое».

«Представления древних о Земле».

- Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?

Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.

Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.

Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках (Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха? (слайд 7). работа учителя с интерактивной доской.

Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо

Древние вавилоняне представляли себе, что Земля - это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо

Вот как люди представляли землю. Но человечество шло вперед и появились

«Первые ученые – исследователи Земли».

Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля. (слайд) работа учителя с интерактивной доской.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (слайд )). работа учителя с интерактивной доской.

Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.

Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник (слайд )). работа учителя с интерактивной доской.

Коперник представлял себе Вселенную так:

Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.

Просмотр фрагмента фильма» зарождение солнечной системы»

Учитель: Выступает 2 группа. Тема «Планета Земля».

«Форма и размер Земли».

Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца (слайд ). работа учителя с интерактивной доской. Земля – сравнительно небольшая планета.  

Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»

Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.

Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.

В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор

 Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.

У земли есть подружка, которая всегда рядом это…..

«Спутник Земли – Луна» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.

Луна – это спутник Земли, каменный шар размером намного меньше Земли, который вращается вокруг нашей планеты.  

На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их – результат ударов метеоритов о поверхность Луны. Большие темные пятна на поверхности Луны называются морями. На самом деле это вовсе не моря, а гигантские равнины,

Луна сияет не своим собственным, а отраженным солнечным светом, который отражает только её одну сторону. Из-за вращения вокруг Земли освещённая сторона Луны видна не полностью, а лишь частями.(слайд) работа учителя с интерактивной доской.

Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил  Армстронг (слайд

Мы знаем, что Земля, луна вращаются вокруг большой звезды – солнца.).

Учитель: Выступает 3 группа.

«Солнце – что это такое?» (слайд 0). работа учителя с интерактивной доской.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа.

 В центре Солнца страшная температура – 15 - 20 млн. градусов.

Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле.

Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне – Аполлоном или Фебом, а славяне – Ярилой. Солнце существует миллиарды лет.

Так каково значение солнца?

«Значение Солнца в жизни планеты» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.

Солнце – источник жизни на Земле.

Жители Земли очень благодарны Солнцу за то, что оно постоянно дает тепло нашей планете и на Земле бывает такое замечательное время года, как лето.

 Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.

Таким образом, Солнце дает нам жизнь!

Физминутка.

А вы знаете, что такое солнечная система? Вот об этом мы и поговорим.. Будьте внимательны, в конце урока я об этом узнаю.

2Учитель: Я предоставляю слово 4-й исследовательской группе.

«Солнечная система и ее планеты» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.

Солнечная система – это семья, в котором живет 9 планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Познакомимся с ними поближе.

Меркурий (слайд ) работа учителя с интерактивной доской. – самая близкая к Солнцу планета,  Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной,  Обращается вокруг Солнца за 88 дней, вокруг своей оси – за 59 дней. Меркурий Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достается в 6 раз больше чем Земле. Не скрою, днем у меня жарковато, в полдень температура поднимается до +420 градусов. Моя поверхность раскаляется так, что можно печь пироги прямо на ней без всяких сковородок и духовок. Но делать это не советую, пироги все равно сгорят Зато с приходом ночи начинается мороз -80 градусов. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны у меня никогда не бывает.

Венера (слайд ) работа учителя с интерактивной доской. такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её поверхность скрывают плотные белые облака.  Это Венера.

Её называли так в честь древнеримской богини красоты. Она вторая планета нашей Солнечной системы. Как и другие планеты, Венера сама не светится, а только отражает Солнечный свет, поэтому кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту её часто называют Утренней Звездой. Про неё люди сложили сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями. А ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и неповоротлива по сравнению с Землей. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а Венера только раз.

Марс (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.- планета вдвое меньше Земли. Люди называют его Красной планетой, так как он состоит из красного камня. Воздух на Марсе не похож на земной, и человек им дышать не может. На Марсе есть большие пустыни, глубокие каньоны и гигантские вулканы.

У Марса 2 спутника. Наибольший – Фобос.

Планету Сатурн (слайд ) работа учителя с интерактивной доской. легко узнать по светящимся кольцам. Внутри Сатурн состоит из газов – это самая легкая планета Солнечной системы. Благодаря своим загадочным кольцам, состоящим из кусков камня и льда, Сатурн издавна считается самой красивой и необычной планетой Солнечной системы.

Самый яркий – Юпитер (слайд 8) работа учителя с интерактивной доской., его легко найти в ночном небе. Как и вокруг всех газообразных планет вокруг Юпитера имеются кольца, но они так тонки, что их трудно заметить. Поверхность этой планеты покрыта красными и желтыми вихревыми облаками. Красные и белые пятна в облаках Юпитера – это бури, наибольшая из которых называется Большим Красным Пятном.

Уран и Нептун (слайд 0) работа учителя с интерактивной доской., также состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что там всегда темно и холодно. У Урана 21 спутник. Самый наибольший – Титания.

У Нептуна 8 спутников. Наибольший из них – Тритон.

По учебнику с98 прочитаем, как еще их называют.

Плутон (слайд ) работа учителя с интерактивной доской. – самая маленькая и самая удаленная планета Солнечной системы . Эта единственная планета, «окрестности» которой еще не посетили космические аппараты. Плутон имеет только один спутник - Харон.

По учебнику с 98 как ученые назвали эту планету.

Итак, Солнечная система – это Солнце, девять планет с их спутниками.

Практическая работа

5. Рефлексия.

Вразброс даны планеты. Собрать их в порядке следования движения вокруг солнца по своим орбитам. работа с интерактивной доской. ЕКЦОР

Учитель: Я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной

 Где мы живем? 

Дети: На Земле.

Учитель: - Где находится Земля?

Дети: В Солнечной системе.

Учитель: - Где находится Солнечная система? 

Дети: В галактике Млечный путь.

Учитель: - Где находится Галактика?

Дети: Во Вселенной.

Получается приблизительно такой адрес: (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.

страна – Вселенная,
город – галактика Млечный путь,
улица – Солнечная система,
дом № 3 – планета Земля.

Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой.

Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты! (слайды) работа учителя с интерактивной доской.

А в заключении послушайте стихи, которые посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной! (двое заранее подготовленных учеников рассказывают стихотворение)

.Эй, Земля, моя планета, где твой край?
А вовсе нету.
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на китах лежу.
Кто ж они – твоя семья,
Солнца дочь и сыновья?
- То Венера и Меркурий.
И ещё шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
И с такой семьёй солидной,
Где живёте вы – не видно?
Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом – галактика большая
Под названьем Млечный путь!
А Галактика, одна?
Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Уроки развития речи в системе уроков русского языка"

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл....

Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...

Система уроков природоведения для 1 класса

Система уроков на тему " Живая и неживая природа" состоит из 7 уроков...

Система уроков по теме "Внетабличное деление для случая 42:3"

В представленной серии уроков показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока...

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи...