Великая война и Великая Победа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Морозова Светлана Николаевна

Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе или классного часа ко Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_viktorina_po_istorii_na_temu.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе

Великая война и Великая Победа

Цели: продолжать формирование представлений о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать патриотизм.

Оборудование: слайды, рисунки, репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны.

Ход урока

  1. Оргмомент, сообщение темы и целей урока

 - Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет речь на уроке.

   

   Его бомбили – он лежал.

   К нему летел снаряд.

   В него стреляли – он бежал

   Вперед, а не назад.

   «Чем дальше я пройду вперед,-

   Мечтал солдатик мой,-

   Тем больше хлеба в этот год

   Засеем мы весной.

 

   Чем больше немцев уложу,-

   Смекал он на ходу,-

   Тем раньше путь освобожу,

   Скорей домой приду!

   При немцах на моей земле

   Мне не бывать в родном селе…»

   И беззаветно потому

   Солдат мой воевал,

   И было некогда ему,

   И он ночей не спал.

- Чему посвящено стихотворение С.Михалкова? Сформулируйте тему урока.

- Тема урока: «Великая война и Великая Победа»

  1. Проверка домашнего задания.

- В течение недели вы читали книги о войне, проводили исследование – выясняли, какой след война оставила в семье каждого из вас, кто из ваших родных и близких был свидетелем войны. Расскажите об этом.

Дети рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, узниках концлагерей, тружениках тыла..

  1. Изучение нового материала.
  1. Беседа.

 - Мы много знаем о Великой Отечественной войне. Когда она началась? Сколько лет длилась эта война? Когда наш народ отмечает День Победы?

- Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете? (показ слайдов)

- Назовите города-герои? (показ слайдов)

  1. Слово учителя.

 Сколько помнят себя люди – столько они  воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней.(Слайд 1) 
Но две войны занимают особое место в истории человечества – это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.
(Слайд 2) 
Первая Мировая война продолжалась более четырёх  лет (с 1.08.1914 г. по 11.11.1918г.). В  ней участвовало 38 государств. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик и продавать свои товары. Весь мир в то время уже был поделён между крупнейшими государствами, поэтому Германия решила применить силу для достижения своих целей. Первая Мировая война закончилась поражением Германии.
(Слайд 3)

 Вот уже почти 2 года в мире бушевала Вторая  Мировая война. Ранним утром  в воскресенье 22июня 1941г.фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:190 дивизий,(до 5 млн. человек),свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Первыми приняли на себя удар пограничники  и передовые части войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих пограничных застав полностью погибли. Несмотря на героическое сопротивление красноармейцев Брестской крепости, Равы-Русской, Перемышля, Могилёва, военно-морской базы Лиепая, Таллинна, Моонзундских островов и полуострова Ханко не смогли сдержать наступление противника на всех основных  направлениях.      (Слайд 5)

 Но уже в конце июля многие немецкие генералы поняли, что «БЛИЦКРИГ» (молниеносная война) провалился. По «Плану Барбаросса» немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель. Брестскую крепость планировали взять за 2-3 дня.  Но  организованные бои велись до 22июля. Отдельные солдаты,  укрывшиеся в казематах, стреляли  в спины немцам ещё несколько месяцев.  (Слайд 6)
Бои велись от Баренцева моря до Чёрного моря. В результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки ( к 10.07.1941г.) продвинулись в северо-западном направлении на 400-500 км, в западном – на 450-600 км, в юго-западном – на 300-350 км, захватили Латвию, Литву, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись  на территорию РСФСР, вышли  на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву.(
Слайд 7)

 23 июня была образована Ставка Главного Командования. 30 июня Государственный Комитет Обороны. С 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования – высший орган стратегического руководства Вооружёнными Силами. Председателем ГКО был назначен И.В.Сталин.(Слайд 8)

Стойкая оборона  Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленское сражение способствовало срыву гитлеровского плана молниеносной войны, но противник, умело маневрируя силами, продолжал наступление. (Слайд 9)
Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».
 (Слайд 10-11)

В начале августа гитлеровцы предприняли новое наступление на Ленинград. Начали на Карельском перешейке 31июля, затем бои распространились между Ладожским и Онежским озёрами, 8августа немецкие войска начали боевые действия на кингисеппском направлении, а затем и в районе озера Ильмень. 8 сентября вражеские войска прорвались с юга через посёлок Мга к  Ладожскому озеру  и захватили  Шлиссельбург. Фашистские войска стояли  на берегу Финского залива и далее по Неве до Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши. Связь с ним могла поддерживаться только по воздуху или через озеро.(Слайд 12-15)

 Вражеские армии рвались к столице. Гитлер считал, что если удастся взять МОСКВУ – война закончится. Противник  форсировал канал Москва-Волга и частично прорвался к Химкам. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Москву обороняла вся страна. 10 дивизий народного ополчения (добровольцы из тех, кто был освобождён от службы-пенсионеры, по болезни ) . Они были плохо вооружены, не хватало одежды. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе. (Слайд 16)

28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли.   План гитлеровцев  завершить войну до наступления зимы был сорван. Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.
В ходе стратегической обороны наши Вооружённые силы нанесли врагу огромный урон. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе.
 (Слайд 17)

Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск под Москвой положили начало коренному перелому в войне. (Слайд 18)

 Более 200 дней шло сражение у  Сталинграда, города на Волге. Здесь попали в окружение 22 вражеские дивизии. К  2 февраля 1943г. победа Красной Армии привела к коренному перелому в войне.   После Сталинграда началось освобождение страны. 12 июля Советские войска, измотав врага, перешли в контрнаступление. (Слайд 19-20)

Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков. (Слайд 21)

 То, что увидели  советские  войны и о чём  вскоре узнал весь мир было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали  на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. (Слайд 23-26)

Концлагеря – страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними.  Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта. (Слайд 27-29)

 Красное знамя, водружённое 30апреля 1945г. разведчиками  М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом, стало символом Победы. (Слайд 30)

Безоговорочная капитуляция. Она была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г. От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков(Слайд 31-36) 

 История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков. Победа нашему народу досталась дорогой ценой.  В результате фашистского нашествия наша страна потеряла более 26,6 млн. человек убитыми. 1 млн. наших воинов погибли,  освобождая народы Европы и Азии от оккупантов. (Слайд 37)

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по теме.

- Вспомните фильмы, посвященные Великой Отечественной войне.

- Не только фильмы, но и картины, плакаты, стихи и песни посвящены войне. Вспомните их (показ слайдов).

- Прочитайте материал учебника (с.142-145)

6. Закрепление изученного.

- А теперь проведем викторину. (Учащиеся получают карточки для самостоятельной работы)

Викторина по истории на тему: «Великая Отечественная Война»

Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.

  1. Вставить пропущенные даты и цифру в текст.

   Великая Отечественная война началась в ……… году, а закончилась в ……. Году. Она продолжалась ….. года.

  1. Ответить на вопросы.

   Как называется город, прославившийся обороной крепости?

   Назовите фамилию майора – участника обороны крепости.

  1. Написать сокращенные названия нашего государства в годы войны.

   Союз Советских Социалистических Республик – это ……………, или …………….

  1. Сопоставить слово и его объяснение.

А) захват территории страны иностранным                                ЭВАКУАЦИЯ

    государством;

б) вывоз из района военных действий людей,                            ТЫЛ

    техники, оборудования, предприятий;

в) линия столкновения войск противников;                                ОККУПАЦИЯ

г) территория страны, находящаяся за

    пределами военных действий.                                                   ФРОНТ

  1. Соотнесите события и даты.

Октябрьская революция                                      1941

Гражданская война                                              1917

Образование СССР                                              1918  

Великая Отечественная война                            1922

Битва под Москвой. 1941 год.

  1. Во время войны появились ордена А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Александра Невского, П.С.Нахимова. Напиши, кто эти люди.

Александр Невский - ………………………….

Михаил Кутузов -  ……………………………..

Александр Суворов - ………………………….

Павел Нахимов - ……………………………….

  1.  Вспомните  фамилию летчика.

   В ночь на 7 августа 1941 года фашистский бомбардировщик пытался прорваться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте 4 км Виктор ……………………. Принял решение идти на таран и винтом своего самолета отрубил хвост немецкому бомбардировщику.

  1. Укажите, какие войны являлись Отечественными.

А) война с французами в 1812 году.

Б) война белых и красных в 1918 году.

В) война  с немцами в 1941 году.

  1. Выберите правильный ответ.

Гитлер планировал закончить войну с СССР за:

 6 месяцев;   1 год;   4 года.

  1. Вспомните фамилию.

  В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве,  ……………………….

  1. О ком и о чем куплет этой песни?

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

Наша страна в годы войны. Падение Берлина.

  1. Работа с датами.

  Великая Отечественная война началась  … июня ….. года, закончилась … мая ….. года. Она продолжалась … года. Битва под Москвой произошла …  декабря ….. года. Сталинградская битва произошла … ноября …. Года.  Парад Победы в Москве на Красной площади состоялся … июня …… года.

  1. Укажите фамилию маршала Советского Союза, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, командующего войсками в битве под Москвой, в наступлении на Берлин:

  К.К.Рокосовский, Г.К.Жуков, И.С.Конев.

  1. О каком событии Великой Отечественной войны повествуют эти строки?

  Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

  На детских санках узеньких смешных

  В кастрюльках воду голубую возят,

  Дрова и скарб, умерших и больных.

ОТВЕТЫ

Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.

  1. 1941, 1945, 4.
  2. Брест, Гаврилов.
  3. СССр, или Советский Союз.
  4. 1) б; 2) г; 3) а; 4) в.
  5.  Октябрьская революция                                      1917

Гражданская война                                              1918

            Образование СССР                                              1922  

            Великая Отечественная война                            1941

Битва под Москвой. 1941 год.

  1. Александр Невский – князь, разгромивший шведов и немецких рыцарей. М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армией в 1812 году. А.В.Суворов – русский полководец. П.С. Нахимов – адмирал, командовавший обороной Севастополя.
  2. Талалихин.
  3. а), в).
  4. 6 месяцев.
  5. Г.К.Жуков.
  6. Песня о 28 панфиловцах, о битве под Москвой.  

        

Наша страна в годы войны. Падение Берлина.

  1. 22 июня 1941 года, 8-9 мая 1945 года, 4 года, 5-6 декабря 1941 года; 19 ноября 1942 года; 24 июня 1945 года.
  2. Г.К.Жуков.
  3. Блокада Ленинграда.

КРОССВОРД

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

По горизонтали:

1. Высший военный орден в годы Великой Отечественной Войны.

2. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

3. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

4. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

5. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

6. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо армию Паулюса (Сталинградская битва).

По вертикали:

  1. Город, прославившийся обороной крепости.
  2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.
  3. Дом правительства в Германии.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: Победа, Ленинград, Талалихин, Дорога, Тыл, Волга.

По вертикали: Брест, Партизаны, Рейхстаг.

  1. Подведение итогов урока

Блиц-опрос

- Когда началась Вторая мировая война?

- Когда Германия напала на Советский Союз?

- Сколько городов получили звание «город-герой»? Назовите их.

- Почему война называется Великой Отечественной?

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Когда Советская Армия перешла в наступление?

- Когда разгорелось сражение под Курском?

- Когда начался штурм Берлина?

- Кто им руководил?

- Какой день стал Днем Победы?

- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?

Молодцы!

  1. Домашнее задание

- Прочитать текст по учебнику, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания в рабочей тетради, нарисовать рисунок к школьному конкурсу «Дню Победы посвящается…»

Индивидуальные задания разного уровня сложности:

  1. Провести исследование «Ордена и медали Великой Отечественной»
  2. Подготовить сообщение «Города-герои России».
  3. Подготовить рассказ о детях – героях войны.

 

Викторина по истории на тему: «Великая Отечественная Война»

Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.

  1. Вставить пропущенные даты и цифру в текст.

   Великая Отечественная война началась в ……… году, а закончилась в ……. году. Она продолжалась ….. года.

  1. Ответить на вопросы.

   Как называется город, прославившийся обороной крепости?

   Назовите фамилию майора – участника обороны крепости.

  1. Написать сокращенные названия нашего государства в годы войны.

   Союз Советских Социалистических Республик – это ……………, или …………….

  1. Сопоставить слово и его объяснение.

а) захват территории страны иностранным                                ЭВАКУАЦИЯ

    государством;

б) вывоз из района военных действий людей,                            ТЫЛ

    техники, оборудования, предприятий;

в) линия столкновения войск противников;                                ОККУПАЦИЯ

г) территория страны, находящаяся за

    пределами военных действий.                                                   ФРОНТ

  1. Соотнесите события и даты.

Октябрьская революция                                      1941

Гражданская война                                              1917

Образование СССР                                              1918  

Великая Отечественная война                            1922

Битва под Москвой. 1941 год.

  1. Во время войны появились ордена А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Александра Невского, П.С.Нахимова. Напиши, кто эти люди.

Александр Невский - ………………………….

Михаил Кутузов -  ……………………………..

Александр Суворов - ………………………….

Павел Нахимов - ……………………………….

  1.  Вспомните  фамилию летчика.

   В ночь на 7 августа 1941 года фашистский бомбардировщик пытался прорваться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте 4 км Виктор ……………………. Принял решение идти на таран и винтом своего самолета отрубил хвост немецкому бомбардировщику.

  1. Укажите, какие войны являлись Отечественными.

а) война с французами в 1812 году.

б) война белых и красных в 1918 году.

в) война  с немцами в 1941 году.

  1. Выберите правильный ответ.

Гитлер планировал закончить войну с СССР за:

 6 месяцев;   1 год;   4 года.

  1. Вспомните фамилию.

  В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве,  ……………………….

  1. О ком и о чем куплет этой песни?

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

Наша страна в годы войны. Падение Берлина.

  1. Работа с датами.

  Великая Отечественная война началась  … июня ….. года, закончилась … мая ….. года. Она продолжалась … года. Битва под Москвой произошла …  декабря ….. года. Сталинградская битва произошла … ноября …. года.  Парад Победы в Москве на Красной площади состоялся … июня …… года.

  1. Укажите фамилию маршала Советского Союза, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, командующего войсками в битве под Москвой, в наступлении на Берлин:

  К.К.Рокосовский, Г.К.Жуков, И.С.Конев.

  1. О каком событии Великой Отечественной войны повествуют эти строки?

  Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

  На детских санках узеньких смешных

  В кастрюльках воду голубую возят,

  Дрова и скарб, умерших и больных.

 

ОТВЕТЫ

Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.

  1. 1941, 1945, 4.
  2. Брест, Гаврилов.
  3. СССр, или Советский Союз.
  4. 1) б; 2) г; 3) а; 4) в.
  5.  Октябрьская революция                                      1917

            Гражданская война                                              1918

            Образование СССР                                              1922  

            Великая Отечественная война                            1941

Битва под Москвой. 1941 год.

  1. Александр Невский – князь, разгромивший шведов и немецких рыцарей. М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армией в 1812 году. А.В.Суворов – русский полководец. П.С. Нахимов – адмирал, командовавший обороной Севастополя.
  2. Талалихин.
  3. а), в).
  4. 6 месяцев.
  5. Г.К.Жуков.
  6. Песня о 28 панфиловцах, о битве под Москвой.  

        Наша страна в годы войны. Падение Берлина.

  1. 22 июня 1941 года, 8-9 мая 1945 года, 4 года, 5-6 декабря 1941 года; 19 ноября 1942 года; 24 июня 1945 года.
  2. Г.К.Жуков.
  3. Блокада Ленинграда.

Кроссворд

По горизонтали: Победа, Ленинград, Талалихин, Дорога, Тыл, Волга.

По вертикали: Брест, Партизаны, Рейхстаг.

КРОССВОРД

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

По горизонтали:

1. Высший военный орден в годы Великой Отечественной Войны.

2. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

3. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

4. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

5. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

6. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо армию Паулюса (Сталинградская битва).

По вертикали:

  1. Город, прославившийся обороной крепости.
  2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.
  3. Дом правительства в Германии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  Вторая мировая война – самое страшное испытание, которое выпало на долю народа.

   22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР (Советский Союз). Немецкие армии двигались в трех главных направлениях: северном (на Ленинград), центральном (на Москву), южном (на Украину и Кавказ).

   Первый удар приняла Брестская крепость, враг стремительно продвигался вглубь страны. В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. В окруженном городе осталось около двух миллионов человек. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не поступало. В декабре 1941 года защитники города получали по 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.

   Вражеские армии рвались к столице. На отдельных участках они совсем близко подошли к Москве. Защитники города стояли насмерть. Солдаты дивизии генерала И.В.Панфилова 17 дней сдерживали натиск фашистских танков. В декабре 1941 года враг был отброшен от Москвы.

   Более 200 дней шло сражение у Сталинграда, города на Волге. Здесь попали в окружение 22 вражеские дивизии.

   Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков.

   Трудным был путь к победе, тяжелой ценой она досталась народу. Наверное, не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Все для фронта, все для победы».

   Долгих четыре года длилась эта война, которая стоила советскому народу более 25 миллионов жизней.

   9 мая 1945 года было объявлено о полном поражении Германии и об окончании войны.  С тех пор прошло много лет. Но война осталась в памяти людей, и ее нельзя забывать. Об этом нам постоянно напоминают памятники и монументы, братские могилы воинов, которые есть в каждом городе и селе нашей страны, фотографии наших прабабушек и прадедушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"

Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Великая война и Великая Победа

Письменная проверочная работа  по окружающему миру тестового характера 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...