Окружающий мир Тема: Первый шаг из моря на сушу
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

Образовательные:

·       Дать понятие «позвоночные животные»

·       Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.

·       Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. 

·       Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.

Развивающие:

·       Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.

·       Развивать связную речь учащихся.

·       Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Воспитательные: 

·       Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

·       Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx145.32 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Первый шаг из моря на сушу

Цели:

Образовательные: 

  • Дать понятие «позвоночные животные»
  • Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
  • Уметь перечислять особенности рыб и земноводных.  
  • Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.

Развивающие: 

  • Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Воспитательные:  

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: Проектор, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы, , плакат «Животные», опорные сигналы.

Ход урока

  1. Орг. начало.

  1. Психологический настрой урока   ( Слайды 1-3 )

-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце.  Порой становится грустно.

 А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите, солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний  ( Слайды 4-8 )

-Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат  листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения.  Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в   листок свою фамилию и имя.

-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.

-Я уверена, что при изучении темы «Маленькие рыцари» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Маленькие рыцари».

-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты.

(индивидуальная работа)

-А теперь обменяйтесь карточками друг с другом. Возьмите ручку. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданиями.

-Итак, читаем первое задание. Обоснуйте свой ответ. Поставьте один плюсик тем детям, которые это задание выполнили правильно.

-Читаем второе задание. Значит можно с твердостью сказать, что каракурт – это паук, так как у него … (Показ иллюстрации). Поставьте два плюса за верный два верных ответа.  Если у вас 1, то +

-Проверяем 3-е задание. + +

-Как выполнили последнее задание?  + +

-Поднимите руку, кто выполнил все здания верно. У кого одна или две ошибки?

-Скажите, а в чем преимущество твердого скелета? ( + Дает опору мышцам ,+Прочно защищает все тело членистоногих)

-А чем его недостатки? ( - Он мешает росту данной группы животных. Поэтому насекомые, пауки и раки не могут иметь больших размеров)

-Что еще можно отнести к недостаткам наружного скелета? (Наружный скелет не дает возможности быстро двигаться)

                                                          Наружный скелет

                               Дает опору мышцам                   Мешает росту

                            Прочно защищает тело

  1.   Формулирование темы урока  ( Слайд 9 )

-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?

-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет. А вот какой, мы узнаем, если поприсутствуем при диалоге учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем диалог на с. 96

-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. Он отмечен в учебнике специальным знаком.  ……………………………… Это является задачей нашего урока.

 -Какова наша тема урока?(Рыбы.)

-А основу такого скелета составляет

-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей?  

-Что мы сейчас с вами делали?

  1. Постановка целей урока  ( Слайд 10 )

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

  1. «Открытие» детьми нового знания  ( Слайды 11-13 )

-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 96

-Прочитаем 1-й и 2-й абзацы в учебнике.  

-Что же вы узнали о внутреннем скелете?

-И какое это дает преимущество, по сравнению со внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).

-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.

-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)

-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)

-Что же тогда будет защищать тело позвоночных животных?  (Кожа)

  1. Самостоятельное применение знаний  ( Слайды 14-16 )

-Давайте теперь сравним с вами преимущества наружного и внутреннего скелета. Откройте свои рабочие тетради на с 47. Найдите задание 1. Это задание выполняем в парах. Можно тихонько посовещаться друг с другом. (Оценивание - ?)

-Проверка

-Внутренний скелет имеет важное значение в жизни животных. Давайте рассмотрим на с. 96 скелет рыбы. Кто у доски назовет и покажет некоторые части скелета?

-Для чего нужен позвоночник? (Опора)

-Для чего нужны жаберные крышки? Челюсти?

-А теперь возьмите закладку. Положите в учебник на с. 96. Закройте книгу. Ребята, я вам принесла муляж рыбы. Кто из вас может мне назвать, из каких частей состоит внешнее строение рыбы?

-А теперь рассмотрите рисунок на с. 97. О чем мы с вами еще не сказали?

-Прочитайте 1-й абзац под рисунком.

-Для чего же нужна боковая линия?

-Что представляет собой боковая линия у рыб?

-Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?

(Если затрудняются: Верна ли поговорка: Нем как рыба?)

-Мы с вами много говорили о рыбах. А где живут рыбы? Если рыбы живут в воде, то как их можно назвать по месту обитания? Т.е. их среда обитания – литосфера.

 

  1. Физминутка «В мире животных» ( Слайды 17-18 )

Итак, ребята, рыбы – это водные позвоночные. А где еще кроме литосферы могут обитать животные? Вспомните оболочки земля. (Имитируются движения животных)

  1. Проблемная ситуация ( Слайд 19 )

-Ребята, у сейчас вам задание на смекалку. У вас на партах лежат конверты. Распределите этих животных на две группы. ( Карась, лягушка, жаба, щука, окунь, тритон)

-Почему у вас столько разных мнений?

-Какой у вас тогда возникает вопрос? (Так и оставим в сторонке?)

  1. Поиск решения проблемы. Групповая работа по карточкам. ( Слайд 20 )

-Как вы думаете, что  сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?

-Вот сейчас мы выступим в роли ученых и проведем свое исследование. Скажите, а по какому признаку вы делили животных на две группы? Итак, одна группа, как вы предположили, это рыбы. Вторую мы пока не знаем как назвать. И тем более нам не хватает знаний, куда определить тритона. Давайте изучать. В ходе работы вам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Где живут эти животные?
  2. Чем покрыто их тело?
  3. Как они передвигаются?
  4. Каковы органы дыхания?
  5. Как они размножаются?

-Возьмите карточки – помощники. 1 -я группа – карточка с изображением рыбы. (Им проще, о рыбах уже говорили).

2,3,-я группы – карточка с изображением лягушки. (При проверке будут дополнять друг друга)

4-я группа – особое задание. Особенности развития лягушки.

Задание для микрогруппы  №1.

f20

Задание для микрогруппы  №2.

Frog_57

Задание для микрогруппы  №3. (Повышенный уровень сложности)

-Давайте сравним эти две группы животных и сделаем вывод: куда же отнести тритона?

Рыбы

?

Живут в воде

Живут в воде и на суше

Тело покрыто чешуей

Тело покрыто кожей

Передвигаются при помощи плавников

Передвигаются при помощи дух пар ног

Дышат жабрами

Дышат легкими

-Как же называется вторая группа животных? 

-Просмотр видео о тритоне. (Добавляется к доске рисунок  ) ( Слайд 21 )

  1. Самостоятельное применение знаний

-Тетрадь, задания 2, 5 – по выбору. Самооценка.

  1. Графический диктант.  ( Слайды 22-23 )

  1. Верно ли, что позвоночные животные – это животные с внутренним скелетом?
  2. Верно ли, что внутренний скелет мешает росту животного?
  3. Верно ли, что рыбы- позвоночные животные с жаберным дыханием?
  4. Верно ли, что земноводные – это позвоночные животные, живущие и воде и на суше?
  5. Верно ли, что земноводных есть боковая линия?

  1. Итог урока

-Назовите тему урока, над которой сегодня работали?

-Каких животных можно назвать позвоночными?

-В чем особенности внутреннего скелета?

-С какими группами позвоночных животных познакомились?

-Назовите отличительные особенности рыб.

Назовите отличительные особенности земноводных.

  1. Рефлексия урока.  ( Слайд 24 )

  1. Домашнее задание. ( Слайд 25 )

  1. Выполнить любые задания в тетради. Ответить на вопросы к тексту.
  2. Ответить на вопрос: Может ли камбала приплыть в гости к щуке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе " Первый шаг из моря на сушу"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. УМК "Школа 2000"....

конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."

На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных.  Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу" для 4 класса, программа 2100....

Урок окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Урок окружающего мира по УМК "Школа 21 века"  Урок открытия новых знаний....