Рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Антонова Елена Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ПО  КУРСУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 для 2 класса

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиан, С.В. Тырина (М.: Баласс, 2012).

 Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках литературного чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному пониманию окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе и играет большую роль в воспитании и развитии личности.

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, сформированное умение постоянно систематизировать полученную информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с науками даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент таких предметов основной школы как физика, химия, биология, география, обществознание, история. В рамках данного курса удаётся решать и проблемы экологического образования и воспитания.

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу – 2 часа, контрольные уроки – 5 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцатидвадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия  объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

Цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. 

В этом случае мы пользуемся принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

III. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему  (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

- объяснять влияние притяжения Земли;

- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

- наблюдать за погодой и описывать её;

- уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;

        - пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;

- называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

IV. Содержание программы предмета (68 ч)

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца.  Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой.  Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (8 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (17 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (2 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 3 ч.

V. Перечень учебно-методических средств обучения.

1. Методическое обеспечение:

- Учебник «Окружающий мир» для 2 класса «Наша планета Земля» (в 2 частях)  А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М.: «Баласс», 2011 гг.;

- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса «Наша планета Земля»  А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М.: «Баласс», 2012 гг.;

 - самостоятельные и проверочные работы к курсу «Окружающий мир» 2 класса А.А.Вахрушев и др. – М.: «Баласс», 2014 гг.;

- «Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. И.И.Курапова, под редакцией А.А.Вахрушева. – М.: Баласс», 2013 гг.;

- «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 2 класс. Р.Н.Бунеев и др. - М.: «Баласс», 2014 гг.;

- «Учусь оценивать себя» - пособие из серии «Как мы учимся» Д.Д.Данилов, И.В.Кузнецова, Е.В.Сизова – М.: Баласс», 2014 гг.;

- «Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся» А.В.горячев,  Н.И.Иглина – М.: «Баласс», 2014 гг.

2. Наглядные пособия:

- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме, дома у учащихся;

- гербарии, коллекции насекомых, чучела представителей различных систематических групп, микропрепараты;

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;

- географические и исторические карты (полушарий, мира, политическая, природных зон);

- глобус, компас;

- предметы, представляющие быт семьи, её хозяйство.

3. Мультимедийные средства:

- компьютер, МасВook;

- диск «Кирилл и Мефодий» для 2 класса;

- электронная доска;

- интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

VI. Формы и средства контроля.

Любая дидактика предполагает контроль требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.

Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:

  1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах.

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. В учебнике в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. Материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний. Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

График контрольных работ

по пособию «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля). 2 класс».

Форма

Тема (умения)

1

Контрольная работа № 1

   Умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, раскрывать сведения о трёх состояниях вещества, определять стороны света по солнцу и при помощи компаса, связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли.

2

Контрольная работа № 2

   Умения связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли, объяснять влияние притяжения Земли, описывать природу.

3

Контрольная работа № 3

   Умение читать и пользоваться глобусом и картами, показывать на них части света, материки и океаны.

4

Контрольная работа № 4

   Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, перечислять основные природные зоны и их особенности.

5

Контрольная работа № 5

Умение читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны, оценивать правильность поведения в природе.


Примерное  поурочное календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир» во 2 классе по комплекту ОС «Школа 2100»

(Всего: 68 часов; в неделю: 2 часа)

п/

п

Дата

Раздел

Тема урока

Тип    урока

Деятельность учащихся

Уровень

изучения

Компьютерное оборудование

Программное обеспечение

Виды деятельности

Развитие УУД

необходимый

повышенный

максимальный

1

01.09

«Введение»

   Вводное занятие. Подготовка к путешествию. Знакомство с учебником окружающего мира.

В

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться.

Личностные:

- оценивать жизненные ситуации,

Регулятивные:

- определять,

формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и  одноклассни-ками.

Познавательные:

- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

2

  Общие слова – понятия. Вещи и природа (живая и неживая).

ОНЗ

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий.

  Сравнивать их.

 Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

  Приводить примеры явлений природы, веществ, описывать их.

+

Т

+

Интерактив.  доска

диск   КиМ

3

  Из чего состоят все предметы. Три состояния вещества.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

4

  Из чего состоят все предметы. Связь неживой и живой природы. Пр/р

РУН

+

Т

с/р

Интерактив.  доска

диск   КиМ

5

«Земля и солнце»

  Природные часы, календарь, компас. Основные стороны света (горизонта).

ОНЗ

   Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы.

   Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет.

   Ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, по местным признакам.

   Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний необходимую информа-цию о планетах Солнечной системы.

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

6

  Природные часы, календарь, компас.  Работа с компасом, горизонт.

РУН Пр.

+

Т

+

Интерактив.  доска

диск   КиМ

7

   Земля имеет форму шара. Линии горизонта, глобус.  Экспедиция Магеллана.

ОНЗ

Личностные:

- делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

- осуществлять
поиск необходимой информации в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

8

«Земля и солнце»

   Глобус – модель Земли. Экватор, полюсы, полушария.

ОНЗ

+

Т

с/р

Интерактив.  доска

диск   КиМ

9

   Повторение и закрепление пройденного материала. Контрольная работа № 1 Понятия и модель Земли.

К

+

+

10

  Земля в космосе. Земля – планета Солнечной системы.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

11

  Земля в космосе. Звёзды, планеты, спутники, Вселенная.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

диск   КиМ

12

  Притяжение Земли. Всемирное тяготение.

ОНЗ

   Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

резентация диск   КиМ

13

  Смена дня и ночи. День, ночь, сутки.

ОНЗ

 Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

   Объяснять движение Земли  относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

   Устанавливать связь между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.

Личностные:

-определять и высказывать самые простые общие для всех людей нормы поведения.

Регулятивные:

-уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи
(в рамках доступного).

Коммуникативные:

- уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

14

  Смена дня и ночи. Проверочная работа. Пр/р

РУН

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска

диск   КиМ

15

  Смена времён года. Особенности времён года.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

16

  Смена времён года. Солнце– источник света и тепла.

РУН

+

Т

Интерактив.  доска МасВook

диск   КиМ

Hot Potatoes викторина

17

  Где на Земле теплее. Тепловые пояса.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска МасВook

Power Point

презентация

Hot Potatoes викторина

18

  Погода и климат. Температура, осадки, климат.

ОНЗ

  Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние.

   Измерять температуру воды, воздуха.

   Сравнивать погоду и климат Характеризовать круговорот воды в природе.

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

19

 Погода и климат. Обобщение и повторение пройденного. Пр/р

РУНП

+

Т

с/р +

МасВook 

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина

диск   КиМ

20

  Контрольная работа №2. Планета Земля.

К

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

21

«Что изображают на глобусе и карте»

  План и карта. Масштаб, условные знаки.

ОНЗ

Характеризовать карту, глобус и план, их условные знаки.

  Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (на физической карте России)

  Работать с готовыми моделями (глобус, карта), находить материки и океаны, географические объекты и их названия.

  Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина..

 

Личностные:

- объяснять и оценивать поступки.

Регулятивные: 

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками
и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные:

- способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

+

+

Интерактив.  доска

Power Point

Презентация

22

  План и карта. Элементарные приёмы чтения карты.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

диск   КиМ

23

  Глобус и карта. Материки и океаны.

ОНЗ

+

Т

с/р

Интерактив.  доска

Power Point

Презентация

24

  Повторение и закрепление пройденного материала. Пр/р

П

+

Т

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

25

   Что изображают на карте. Определение суши и моря, высоты и глубины.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

26

   Что изображают на карте. Определение различных географических объектов.

РУН

+

Т

+

МасВook 

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина

диск   КиМ

27

   Материки и океаны. Части света.

ОНЗ

Личностные:

- объяснять и оценивать поступки.

Регулятивные:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

- учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации
в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

-определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь задавать уточняющие вопросы

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

28

   Материки и океаны. Учимся пользоваться картой. Пр/р

РУН

+

Т

с/р +

МасВook

Hot Potatoes викторина

29

 Земной поверхности»

Реки и озёра. Вода в природе. Водоёмы и их использование

ОНЗ

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей  местности.

  Находить на физ. карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной  поверхности, равнины и горы, определять их названия.

  Определять направления течения рек по карте и глобусу.

Извлекать необходимую информацию из доп. источников и учебника знаний об особенностях поверхности, водоёмах родного края, подготав-ливать доклады и обсуждать полученные сведения.

  Применять получен-ные знания в жизни.

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

30

   Реки и озёра. Особенности озёр.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

Paint Brash

рисование

31

   Равнины и горы. Формы поверхности. Низменности.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

32

  Равнины и горы. Узнавание на рисунке, в природе, на карте.

РУН

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска МасВook

диск   КиМ

Paint Brash

рисование

33

  Повторение и систематизация знаний. Пр/р

П

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

34

   Моря и острова. Особенности морей, островов и полуостровов. Пр/р

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

35

«Формы

   Моря и острова. Обитатели морей, нахождение на карте.

РУН

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска

диск   КиМ

36

   Контрольная работа № 3. Работа с картой.

К

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

37

«Земля – наш общий дом»

   Экологические системы. Законы экосистемы. Почва.

ОНЗ

  Характеризовать экосистемы на 1-2 примерах.

Личностные:

-определять и высказывать самые простые общие для всех людей нормы поведения.

- объяснять и оценивать поступки.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение
(версию), пробует предлагать способ проверки.

Познавательные:

- осуществлять
поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

- уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других,

-  высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

38

  Экологические системы. Как живёт экосистема.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина

39

   Природная зональность. Природные зоны России, их растительный и животный мир.

ОНЗ

  Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать необходимую информацию из доп. источников и учебника о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

   Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

+

Т

Интерактив.  доска МасВook

Power Point

презентация

Paint Brash

рисован        

40

   Природная зональность. Закон природной зональности.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

41

   Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни, тундра.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

42

 Особенности зоны холодного пояса, растительный и животный мир.

РУН

+

Т

+

МасВook 

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина   диск   КиМ

43

   Леса умеренного пояса. Тайга, смешанные, хвойные и широколиственные леса.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

Презентация

44

   Леса умеренного пояса. Жизнь леса, его растительный и животный мир.

РУН

+

Т

+

МасВook 

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина диск   КиМ

45

Засушливые зоны умеренного пояса. Особенности климата степи, полупустыни и пустыни.

ОНЗ

Личностные:

 -определять и высказывать самые простые общие для всех людей нормы поведения.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, 

-уметь задавать уточняющие вопросы.

+

Т

Интерактив.  доска МасВook

Power Point

Презентация

46

«Земля – наш общий дом»

Засушливые зоны умеренного пояса. Хрупкая природа степей и пустынь.

РУН

+

Т

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

47

Путешествие в тёплые края. Особенности климата.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

48

Путешествие в тёплые края. Особенности животного мира тропического леса

РУН

+

Т

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

49

  Горные экосистемы.     Высотные пояса. Особенности климата. Пр/р

ОНЗ

  Находить на карте изученные природные зоны.

   Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

   Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.      

   Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

+

Т

МасВook

Hot Potatoes викторина

50

  Горные экосистемы. Природные катастрофы (землетрясения, вулканы)

РУН

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

51

   Люди, города и страны. Человек – член общества.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

52

   Люди, города и страны. Влияние деятельности человека на природу. Пр/р

РУН

+

Т

с/р +

МасВook

Hot Potatoes викторина

53

  Контрольная работа № 4. Зональность и население.

К

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

54

«Части света»

   Путешествие тучки по   Европе. Москва – столица России.

ОНЗ

Личностные:

- объяснять и оценивать поступки.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

определять,

-формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

- стараться договариваться уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

Презентация диск   КиМ

55

  Страны и население Европы.  Природа, достижения и достопримечательности стран.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска МасВook

Power Point

презентация

Hot Potatoes викторина

56

  Азия. Природа и страны Азии, населяющие их народы Япония, Китай, Индия.

ОНЗ

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

57

  Азия. Достижения и достопримечательности.

РУН

+

Т

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

58

«Части света»

   Путешествие в дальние страны. Природа и страны Африки

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

59

   Страны Северной Америки. Природа, достижения и достопримечательности.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

60

  Страны Южной Америки. Природа, достижения и достопримечательности.

ОНЗ

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

61

   Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида.

ОНЗ

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска МасВook

Power Point

презентация Hot Potatoes викторина

62

   Россия – наша Родина. Природа, символика, народы.

ОНЗ

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу.

  Находить на карте России родной регион.

Личностные:

 -определять и высказывать самые простые общие для всех людей нормы поведения.

Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации
в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

63

   Россия – наша Родина. Достижения и достопримечательности. Пр/р

РУН

+

Т

с/р +

Интерактив.  доска

МасВook

Power Point

презентаци

Hot Potatoes викториная диск   КиМ

64

«Наша маленькая планета»

   Наша маленькая планета Земля. Экологическая опасность.

ОНЗ

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

    Моделировать

ситуации по сохранению природы и её защите.

  Применение полученных на уроках знаний и умений в жизни.

+

Т

Интерактив.  доска

Power Point

презентация диск   КиМ

65

    Наша маленькая планета Земля. Урок обобщение по пройденному разделу

РУН О

+

Т

с/р +

МасВook 

Интерактив.  доска

Hot Potatoes викторина

диск   КиМ

66

«Повторение»

    Контрольная работа № 5. Путешествие по России.

К

+

МасВook

Hot Potatoes викторина

67

   Учимся решать жизненные задачи.

РУН

+

Т

+

Интерактив.  доска

Power Point

презентация

68

   Итоговое занятие по пройденному материалу. Здравствуй, лето!

О

+

Интерактив.  доска

Power Point

Презентация диск   КиМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...