урок по окружающему миру 4 класс на тему Луг-природное сообщество
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

урок по окружающему миру 4 класс на тему Луг-природное сообщество 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру, 4 класс

Учебная тема: «Луг- природное сообщество»  

Тема

Луг- природное сообщество

Цель темы

 Научиться

    Получить возможность научиться

Находить  взаимосвязь растений и животных луга.

Составлять правила поведения в природе.

Умения

Предметные

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов.

Познакомиться с многооб-разием растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, в группе внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Осознавать себя жи-телем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её приро-ды.

Выражать любовь к своему родному краю,  

заботиться об охране и приумножении природных богатств.

   

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная,групповая, парная, ндивидуальная

Методы: словесный, частично-поисковый, практический        

Образовательные

 (цифровые ресурсы)

Учебник «Окружающий мир», 4 кл, атлас-определитель, презентация, кроссворд, тест

Инструментарий

оценки

графический диктант, тестирование

Этапы урока

Методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1 Организационный

момент

Словесный.

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок

Каждый день – всегда, везде, на занятиях в игре. Смело, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

-проверим готовность урока

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя

2.Проверка домашнего задания

Графический диктант

Сейчас проведём графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете

+ если согласны

- если не согласны( слайд)

1 Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2 Средний ярус - это мхи и лишайники

3 В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб - гусеница - птица – микробы

4 На дереве обитают кроты и землеройки

5 Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные

6 Жуки - короеды приносят вред лесному сообществу

7 Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу

8 Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания

9 Бурый медведь – хищник

10 Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу

-Расскажите, что вы узнали из Красной книги.

-Как вы думаете, что важно для лесного сообщества?

Да, очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого, необходимо природное равновесие.

-Молодцы! Я вижу, вы хорошо готовились дома!

Рисуют графический диктант

Отвечают на вопросы учителя

Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие

Оценивают правильность ответов по слайду

Слушают ответы товарищей

Фронтальный. Наблюдение учителя

3Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи

- Мы говорили о лесе как о природном сообществе. А какие ещё бывают природные сообщества, где могут вместе жить животные, насекомые, растения?

- Расшифруйте слово: угл

Чему мы должны научиться на уроке?

Называют природные сообщества

Расшифровывают, называют тему урока, ставят задачи

1)Узнать, какие растения и животные приспособились к жизни на  лугу; 

 2)Доказать, что луг является природным сообществом;

3) выяснить характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие

Фронтальный

4 Усвоение новых знаний и способов деятельности

Физкультминутка.

Фронтальная беседа

Частично-поисковый

Работа по картинкам

Творческая работа

- Как вы считаете, как выглядит луг? (выслушиваются предположения детей) 

- Рассмотрите "Луг" (слайд)

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет все эти растения?

-Давайте поближе познакомимся с растениями и обитателями луга.

Сейчас вы 10 минут работаете в группах: с учебником, с атласом - определителем и со схемой "Луга".

1 группа: готовит сообщение о растениях луга.

2 группа: готовит сообщение о насекомых луга.

3 группа: готовит сообщение о птицах луга и других животных.

- Итак, слушаем 1 группу, что они узнали о растениях луга. А потом я проверю, насколько внимательно вы слушали.

Показ слайдов  и узнавание растений.

Рассмотрение гербария растений.

-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга?

(Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).

- Закройте глаза, представьте летний луг. Богат луг разнообразием животных. О них нам расскажет 2 группа. Слушаем.

Показ  слайдов  и узнавание животных.

- О других животных нам поведает 3 группа.

Показ слайдов  и узнавание птиц.

А теперь посмотрим тех обитателей луга, о которых не сказали, узнаем и прочитаем о них.

Показ слайдов

-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу.

Как живут обитатели луга?

-Как по этому можно назвать луг?

(Природным сообществом.)

Бабочка вспорхнула

Крыльями взмахнула

Тут кузнечик скок-скок-скок,

Пчёлка перелетает с цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт,

Перепел из земли червячка достаёт,

Дружно все вздохнули

Мы немного отдохнули.

- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью "Луг и человек". Перескажите содержание текста друг другу в парах.

-Что дают луга человеку?

- Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

- При заготовке сена на лугах?

- Какую работу проводят работники сельского хозяйства?

-Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

- Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

 Рассмотрите 2 картинки и сравните их (слайд)

- Чем отличаются друг от друга?

- Какие правила друзей необходимо соблюдать на лугу, чтобы не навредить природному сообществу?

(показ слайдов)

Дети предполагают как выглядит луг

Ученица читает стихотворение

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер - кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ - как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики - вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых! (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…)

Отвечают на вопросы

Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы

Работают в группах

Сообщение о растениях

Сообщение о насекомых

Сообщение о птицах

Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. (Вместе, сообща).

Выполняют движения для снятия утомляемости

Чтение статьи «Луг и человек», пересказ в парах

Отвечают на вопросы учителя

 

Рассматривают и сравнивают картинки

Придумывают правила друзей природы

Наблюдение

Слушают стихотворение, анализируют

Формулируют своё мнение и позицию

 Умение работать в группе, с атласом-определителем, учебником, находить  нужную информацию

Наблюдают, анализируют, делают выводы

Строят речевые высказыва

ния в устной форме

Анализ картинок, высказывание своего мнения

Наблюдение учителя

Работа по учебнику и атласу-определителю

Работа по учебнику

Работа с иллюстрациями

5 Закрепление знаний и способов действий

Самостоятельная работа

Проверим как вы усвоили изученный материал.

  1. Группа  выполняет кроссворд. (приложение 1)
  2. Группа составит цепи питания, сложившиеся на лугу

Найди по цепи питания животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга (слайд)

Тестирование (приложение 2)

Выполняют кроссворд.

Составляют цепи питания

Находят животное

Выполняют тестирование на компьютере

наблюдение

6 Рефлексивно-оценочный

Обобщающая беседа

Какие задачи ставили в начале урока?

  • Какие живые существа встречаются на лугу?
  • Почему луг называют природным сообществом?
  • Как нужно охранять луга?
  • Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе. 

У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску

(Выявление уровня усвоения изученного материала).

А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен их беречь.

Домашнее задание: ответить на вопросы. Построить 2 цепи питания для животных организмов луга. Нарисовать природоохранные знаки.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

 Фронтальный. Оценка учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

урок окружающего мира 4 класс по теме "Лес - природное сообщество".

урок разработан с применением ИКТ, в конспекте даются ссылки на образовательные ресурсы....

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Луг- природное сообщество".

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес - природное сообщество" по учебнику Плешакова....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....