Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Халикова Наиля Фаизовна

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе.

Тема « Петр Великий».

Форма проведения: урок – исследование

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_okruzhayushchiy_mir._4_klass.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе.

Тема « Петр Великий».

Форма проведения: урок – исследование

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.

2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

Формирование УДД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства  обучения:

1. Учебник. Окружающий    мир.  4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2013

2.Презентация « Петр Великий».

3. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 2014.

4. Карточки с заданиями для групповой работы.

5. Карточки  с  вопросами  для  «Мини-экзамена».

                                                                                                                Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

ΙΙΙ. Постановка  учебной  проблемы.

Работа  с  текстом  учебника.

ΙV. Выработка умений и навыков по новому материалу.

V.   Закрепление полученных знаний

.

VΙ. Рефлексия.

.

VΙΙ. Закрепление полученных знаний.

VΙΙΙ. Работа с учебником

ΙΙX. Итог.

ΙX. Домашнее задание

X. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбки и возьмитесь за руки.

Мы с вами снова отправляемся в историческое путешествие

по « реке времени». Пусть этот урок ,подготовленный и проведенный совместными усилиями, откроет нам много нового.

Прежде чем отправиться, вспомним изученный ранее материал.

На  слайдах   даты:

988г,  1242  г,  1380 г, 1563 г,   1612 г

Работу вы будете выполнять в группах. Возьмите задание с пометкой 1. Какое задание вы должны выполнить? Вопросы кроссворда соответствуют изученному нами материалу на прошлых уроках.

Сравним свои ответы с ответами на экране.  Самопроверка.

- Какая команда без ошибок разгадала кроссворд?

Кто допустил одну или более ошибок?

2. Возьмите задание с пометкой 2.

 Что вы должны выполнить?

- Прошли столетия, и  эти имена помнит история? Почему?

Вывод: Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства. О нем А. С. Пушкин в поэме « Медный всадник» сказал так:

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе…»

- О ком мы сегодня будем говорить?

- Петра Ι называли « Великим». Почему?

- Что вы хотите узнать о Петре?

Работа  по учебнику-  стр.94-95.

Для полного ответа мы разделились на две  исследовательские группы:

1 группа.

 « Я в учении нуждаюсь и в учителях»

2  группа.

   - Реформы Петра.

В каждой группе есть план работы.

               

                     Учитель:

В Голландском городке Заандаме, на верфи, где строились морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликнул его:

 « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Ι.

Физминутка.

     

 Учитель:

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости- строить города, заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные шведами. Для этого нужны образованные люди. На личной печати Петр вырезал « Я в учении нуждаюсь и в учителях».

Пётр  Первый   внес большой вклад в развитие государства.

Преобразования Петра направлены на преодоление вековой отсталости России.

 Преобразования (реформы), проведенные при Петре Ι укрепили русское государство.

Поговорим о нововведениях.

Петр Ι строит новые города: Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и, конечно, Санкт-Петербург.

Учитель:

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России. Места здесь болотистые, сырые. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи. Люди порой работали, стоя по пояс в воде.  Они умирали от различных болезней сотнями и тысячами. Петр работал со всеми и , конечно, считал, что если он может работать, то и другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа

 

Мини- экзамен.

.

О ком говорили сегодня на уроке?

Какое прозвище получил Пётр I в истории России? (Пётр Великий)

Во сколько лет был провозглашён Петр царём? (в 10 лет)

Какое любимое увлечение было  Петра, когда он был ещё маленьким? (Военные потехи)

Как назвался полк юного Петра? Кого набирали в его ярды?

(Потешный полк. Из сверстников юного Петра)

Чем отличался царь Пётр от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела)

Каковы главные качества Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам, учился всю жизнь, не любил, кода шли наперекор его воле)

Что нового появилось в России при Петре? (  города, флот, новый календарь, первая газета, музей, библиотека)

Какие дела Петра I вошли  в историю? (появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)

С какой целью надо было установить контакты с Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки)

Когда был заложен город на Неве?

С чего началось строительство города? ( 16 мая 1703 г  с Петропавловской крепости)

Назовите вторую крепость на берегах Невы (Адмиралтейство)

-Петр Ι любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Безделья он не терпел, и весь день был заполнен до предела.

Вставал он рано, до рассвета, и в 3- 4 часа утра уже приветствовал министров. Обсудив множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой кораблей, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом. За свою жизнь освоил 14 ремесел. В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд ( очень любил студень). После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал работу, а то и сам вставал на рабочее место….

Давайте  вместе  попробуем  составить  словесный  портрет  Петра  Первого. А  для  этого  вместе  составим  синквейн.

-

.

.

Это только некоторые преобразования Петра Ι для России.

В 1721 году Сенат ( Верховный орган) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государств.

-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?

- Прочитайте задание с пометкой 5.( Учебник с. 95 – 96.Прочитать, ответить на вопросы)

- Почему Петра называли ВЕЛИКИМ?

уч. с. 94 – 100. Т. с.

Рефлексия. Синквейн. «Урок»

Спасибо всем за работу.

Проверка готовности к уроку.

-наличие  учебника

-рабочие  тетради

-на  партах  карточки  для  групповой  работы

Учащиеся   называют  дату,  век, событие,    исторические  личности

Один  ученик  на  доске  записывает  век   римскими   цифрами.

Учащиеся  выполняют  задание  в  группах.

Задание: разгадать кроссворд.

(работа в группах).

Самопроверка.

Взаимопроверка.

Учащиеся   выполняют   работу  в  группах.

-отвечают  на  вопрос:

«Как  в  народе  называли  этих  князей и  за  что?»

Ответы  учащихся  на  вопрос  учителя .

-Как называли в народе этого  князя?

Рассказ  одного  ученика:

С одной стороны - представьте себе великана ростом без малого трех аршин ( 2 м 4 см). Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутники с трудом поспевали за ним вприпрыжку. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он все делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, посуду, стулья. Считался опытным зубным врачом. Но особенно привлекало его корабельное дело.

 А с другой стороны – это продолжатель династии Романовых царь Петр Ι.

  1. группа.
  1. Детство  царевича.
  2. Государю -10 лет.
  3. Военные «потехи»- любимая  игра. Увлечение  военными  науками.
  4. Царь –простой  мастеровой.

30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он любил играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками.

Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр. Было Петру 10 лет. Он большой интерес проявлял к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили паруса, Петр постигал премудрости новой потехи. Много прошло времени, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить корабли научился.

2  группа.

1. Новый  календарь.

2. Первая  печатная  газета.

3. Первый  музей-Кунсткамера.

4. Появился  морской  флот.

5. Основан  г.Санкт-Петербург и города  Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

6. 1721г- Россия  стала  империей.

Работа с учебником:

- Читают задание,

- Читают учебник.

- Отвечают на вопросы.

                 Взаимооценка.

Открываются новые школы, Академия наук, первый музей Кунсткамера, открыл первую библиотеку, первая типография. (Слайд)

Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не допускалось. Гости должны были показать знание светских манер.

При Петре Ι завезли из Европы новые продукты: картофель, кофе.  Не сразу поняли, что у картофеля едят клубни, а не ботву. Ботва оказалась горькой, да еще ядовитой. Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

Изменения во внешнем облике людей    -Изменилась одежда

- появились парики

- нет бороды у мужчин

Борода на Руси считалась признаком допропорядочности и солидности. Царь велел сбривать бороды. У бояр бороды отрезал собственноручно.

Это только некоторые преобразования Петра Ι для России.

В 1721 году Сенат ( Верховный орган) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государств.

Ответы   детей  на  вопросы.

(ответы  написаны  на  карточках,  как  билеты  на  экзамене)

Ответы   детей  на  вопросы.

(ответы  написаны  на  карточках,  как  билеты  на  экзамене)

Самооценка.

Учащиеся  выполняют  задания  по  рабочей  тетради:(с.32-33)

Задание  3. Найди  в  тексте  2  ошибки  и  подчеркни  их.

Задание 4. О ком пишет  автор  письма? Что  в  поведении  этого  человека  кажется  тебе  необычным?

Взаимопроверка.  Взаимооценка.

     Составление   синквейна.

1.Пётр  Первый.

2.Деятельный,  энергичный, волевой,  простой  мастеровой.

3.Заботился,  учился, преобразовал,  расширил.

4. «Я   ученик  и  нуждаюсь  в  учителях».

5. Пётр  Великий.

.

       На  слайдах   даты   с   изображением  исторических  личностей.

988г-памятник  князю Владимиру

1242 г- князь  Александр Невский

1380 г- Куликово  поле

1563 г- памятник  первопечатнику  Ивану Фёдорову

1612 г- памятник  Минину  и  Пожарскому

Слайды   2,3,4,5.6.

Слайд 7

1. Кто из князей дал отпор полякам?   ( Пожарский)

2. Кто был врагом русского народа в 1612 году? ( поляки)

3. Что поставили на Красной площади в Москве в честь победы над поляками?

( памятник)

4. Как назывались добровольцы, готовые постоять за родную землю?  ( ополчение)

5. В каком городе воздвигнут памятник патриотам России 1612 года?     ( Москва)

6. Кто призвал русский народ постоять за родную землю?

 ( Минин)

Слайд 8

Князь Владимир    (Красное Солнышко)

Князь Иван Данилович (Калита)                     Князь Олег (Вещий)                                         Князь  Александр     Ярославович ( Невский)

Князь Дмитрий   Иванович  

( Донской)

Портрет  Петра 1.

(на  доске)

Слайды 9, 10, 11

Слайды  14, 15

Слайды  16, 17.

Слайды  18, 19, 20,21.

           

1) Во сколько лет был провозглашён Пётр царём?

2) Как назывался полк, набранный для военной игры?

3) Кем трудился молодой Пётр Ι на верфях Голландии и Амстердама?

4) Сколько специальностей освоил Пётр Ι?

1) Какие новые города возникли при Петре Ι?

2) Перечислите нововведения Петра Ι.

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".

Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра  l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»

Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли;  развивать умение сравнивать,  обобщать,  делать выводы, умение работать в паре...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Петр Великий"

Цель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике. Задачи: 1. образователь...