Урок окружающего мира 3 класс. Тема: "Умей предупреждать болезни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Умей предупреждать болезни.

Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Умей предупреждать болезни.

Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья;
  • научить детей бережно относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни. 
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм человека»

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, патриотические чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни

Ход урока

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Обсуждение творческого вопроса с прошлого урока.

Проблемная ситуация

Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.

Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.

Актуализация.

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что они уже знают.

  1. Вспомни, что тебе известно о микробах.
  2. Какие ткани защищают нас от микробов?
  3. По каким признакам можно понять, что человек болен?

2. Ученики определяют тему урока.

Совместное «открытие» знаний.

Вступительное слово учителя.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

- От чего же зависит здоровье человека?

- Что является причиной заболеваний?

- Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время — жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек —
Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так несчастных губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану,
Тигру, дикому коту.

- Что же ответили ручью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

- А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог).

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского языка  слово «инфекция»  означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.

Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.

- Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?

-  Делали ли вам прививки?

-  От каких болезней?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими. (Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)

-  Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

- Где можно встретить возбудителей заболеваний?

- Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?

-  Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

Проанализируйте ситуацию.

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.

- Чем отличается заболевший человек от здорового?

- Как вы думаете, приятно человеку болеть?

• Работа по учебнику (152 – 153).

-  Как помочь больному?

 - Отчего же мы все-таки иногда заболеваем? (Гипотезы.)рабочая тетрадь с. 65 №1.

• Почему при заболевании повышается температура?

(Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)

• Что при этом произойдет с возбудителями?

Как помочь больному при ознобе:

  • укутать;
  • дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
  • положить грелку.

При высокой температуре:

  • чаще проветривать комнату;
  • давать часто питье;
  • положить на голову холодный компресс;
  • сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса)

• Как еще можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. нас. 61.)

Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

— Кто лечит вас, когда вы болеете?

— Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт.)

— Детей? (Педиатр.)

— Зубы? (Стоматолог.)

— Глаза? (Окулист.)

— Уши, горло, нос? (Отоларинголог.)

— Делает операции? (Хирург.)

Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

— Какие лечебные учреждения вы знаете?

— Чем они отличаются и что у них общего?

• Задание 5 нас. 62.

Самостоятельное применение знаний.

• Вопросы на с. 153.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите, друг на друга, скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Тест «Твое здоровье»

(Ставьте «+» или «-»)

  1. У меня часто болит голова.
  2. У меня часто бывает насморк.
  3. У меня больные зубы.
  4. Иногда у меня болит ухо.
  5. У меня нередко болит горло.
  6. Каждый год я болею гриппом.
  7. Иногда меня тошнит.
  8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
  9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Чего получилось больше: «+» или «-»?

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

— Есть полезную пищу.

— Чистить зубы. Мыть руки.

— Выполнять физические упражнения и т.д.

Я предлагаю Вам  разделиться на группы по рядам и выполнить  подготовленные мною задания. У каждой группы один теоретический вопрос, ответить на который вам помогут ваши знания и текст учебника на стр._________ и одно практической задание.

Задания группам:  

Группа 1 «Спортивные консультанты»

Работа с учебниками. Объяснить смысл высказывания «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Дописать правила закаливания:

1.Закаливание проводится с помощью ________________,________________ и __________.

2.Делай зарядку при ___________________форточке.

3.Больше _____________ и чаще играй на ___________________________.

4.Начинать закаливание водой надо с _________________________душа.

5. После водных процедур нужно_________________________________________________.

6.Перед сном полезно обмывать__________________________________________________.

7. Принимая солнечные ванны, надевай на голову____________________________, чередуй несколько минут _______________________________, несколько минут ____________________.    

Группа 2: Консультанты-диетологи

 Какие питательные вещества необходимы организму?

Выбери из продуктов полезные и составь из них меню на завтрак, обед и ужин.

картофель фри

запеканка  

сладкие газированные напитки.

картофельные чипсы

чай

сладкие батончики.

Доширак

молоко

каша        

булочка

котлеты

суп

салат

какао

рыба        

компот

пюре             

сосиски, сардельки, вареная колбаса

жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

ЗАВТРАК_____________________________________________________________________________________________________________________________

ОБЕД_________________________________________________________________________________________________________________________________

УЖИН________________________________________________________________________________________________________________________________

Завтрак – каша,  компот,  булочка.        

Обед – салат, суп,  пюре,  котлета, чай.        

Ужин – запеканка, какао.

Группа 3 Хранители времени.

Нужен ли режим дня? Как распределить время с пользой для здоровья?

Выбери правильные советы.  Неправильные советы зачеркните.

Режим дня:

  • Утром делай зарядку.
  • Вовремя ложиться спать.
  • Полдня играть в компьютер.
  • Кушать в одно и то же время.
  • Кушать 3-5 раз в сутки.
  • Завтрак можно пропустить.
  • Кушать 3 раза в сутки.
  • Чередовать умственный труд и физический.
  • Долго сидеть перед телевизором.
  • Делать уроки поздно вечером.
  • Сразу после обеда бежать на футбол.
  • После занятий обязательно отдыхать.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.

Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.

Итог урока.

• Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Проверка с помощью чтения учебника).

•Что нового узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Умей предупреждать болезни" с презентацией

Урок окружающего мира мною составлен и проведен в 3 классе с презентацией, а также участием детей моего класса (ими были составлены сообщения по теме урока с использованием презентации)....

Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс

Урок окружающего мира "Умей предупреждать болезни" 3 класс. Представлен конспект урока,технологическая карта, самоанализ урока, презентация к уроку, песня "Ни мороз мне не страшен , ни жара"...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Умей предупреждать болезни"

Данный урок относится к разделу «Мы и наше здоровье». Тема урока: «Умей предупреждать болезни». Это предпоследний урок в этом разделе.     Формы организации деят...