Разработка урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс "Откуда берется и куда девается мусор?"("Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Снежинская Лариса Алексеевна

Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием Google сервисов:

Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения,

установление смысловых и ассоциативных связей (смысловое чтение).

Работа с таблицами (умение классифицировать)

Проведение анкет для проверки усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по окружающему миру 1 класс27.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Технологическая карта проектирования учебной ситуации

Автор

     Снежинская Лариса Алексеевна

Предмет

     Окружающий мир

Класс

     

      1 класс

Тема

«Откуда берется и куда девается мусор?»

Образовательная модель

Проблемное обучение

Учебная
ситуация,
длительность

Исследование проблемы

Предметные
результаты, их практическая значимость

  • освоение основ экологической грамотности;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • выработка соответствующих норм и правил по экологической этике;
  • выполнение посильной деятельности по охране окружающей среды;
  • умение объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей.

Внутри- и межпредметные связи (знания)

  • получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
  • будут осваивать элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • будут изготавливать полезные вещи своими руками из вторсырья (изобразительное искусство, технология).

Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности

Google сервисы

Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения, установление смысловых и ассоциативных связей (смысловое чтение)

Работа с таблицами (умение классифицировать)

Виды
деятельности

  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем;
  • оценка поступков других людей;
  • выработка соответствующих норм и правил;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

Личностные результаты*

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; народов, культур и религий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Участвовать в диалоге на уроке

 Формировать умение работать в группах и парах.

Классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами, их положение в пространстве и времени;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели) 

Описание учебной ситуации

Задание

Дорогие, ребята! Сегодня на урок я принесла вам необычное сообщение. На сайты российских школ пришёл сигнал SOS. Кто из вас знает, что он означает? (Это сигнал бедствия). А за сигналом пришло сообщение, послушайте его внимательно.

    « Уважаемые жители Земли! Мы живём на планете ЯЛМЕЗ. Посылаем вам снимок нашей планеты, которой грозит гибель. Посоветуйте, как спасти нашу планету! Заранее вам мы благодарны!»

- Давайте посмотрим на снимок (Учитель показывает объёмный коллаж: на фоне космического пространства изображена планета, заваленная мусором, видны бутылки, пакеты, железные банки и др. На горе мусора – Злючка - Грязнючка)

- Дети, как вы думаете, какая беда случилась на планете? И что там делает Злючка-Грязючка?      (Предположения детей: она появляется там, где грязно)

- Как вы считаете, сможем ли мы помочь жителям этой планеты?

-Тогда вперёд! Удачи вам!

Самоопределение к учебной деятельности

(УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат)

- Предлагаю обратиться к словам-помощникам. Как вы думаете, какие важные вопросы надо задать, чтобы решить проблему?

 На доске цветок ромашка с вопросами на лепестках: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем? «Мозговой штурм» Коллективный отбор самых важных    вопросов: откуда берётся мусор? и куда убрать мусор? На доске появляется тема урока: «Откуда появляется и куда исчезает мусор?»

-Если мы ответим на эти вопросы, то, значит, справимся с заданием.

-Где мы будем находить ответы на вопросы? Определите наших помощников. (Спрашивать у учителя, друг у друга, обратиться к учебнику, к Мудрой Черепахе, на доске появляются знаки – символы «помощников»)

-Посмотрите в содержании учебника, нет ли в нём наших вопросов?

(Дети определяют по содержанию учебника с. 95. ,находят нужную страницу)

-Русская пословица гласит: «Один ум хорошо, а два – лучше». Последуем совету и будем работать в группах (Рассаживаются по группам постоянного состава)

 Усвоение новых знаний и способов действий

(УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и  выделение необходимой информации)

1. Актуализация знаний  по теме: «Откуда берётся мусор?»

 Работа в группах. Повторить правила работы в группах, распределение обязанностей в группе. Моделирование ситуации  (Опора на личный опыт,  наблюдения в жизненных ситуациях). Дети получают задание на карточках.

Карточка .Задание №1  Обсудите в группе, откуда берётся мусор?

1. шаг. Вспомните: чем пользуется человек каждый день?

            Какой мусор образуется после использования продуктов?

2. шаг. Проверь по учебнику на с. 78

3. шаг. Прочитайте на с. 78, что любит Злючка-Грязючка.

4.шаг. Подготовь сообщение: «Мы узнали…

Результат деятельности. (Рисунок Муравьишки на доске). Узнали, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща.(с. 78 учебник.)

Выслушав все сообщения, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту планеты?

 Выход на экологическую проблему: человек не может жить без этих вещей  = эти вещи мешают жизни.  Что делать?

-Давайте отдохнём для того, чтобы приступить к решению этой важной задачи.

2. Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. Вторая жизнь ненужных вещей.     Продолжить работу в группах.

Карточка. Задание №2 Подумайте и предложите, куда лучше девать  мусор?

  1. шаг. Куда девается мусор из нашего дома? Проследи путь мусора из вашей квартиры.  Составление и использование ментальной карты: «Путь мусора (утилизация)»

 2. шаг. Обсудите, куда лучше вывезти мусор. Объясните своё решение

3. шаг. Рассмотри верхний рисунок  в учебнике на с.79. Сделай вывод. 

Результат деятельности

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

- Где организуются свалки?

- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

3. Практическая работа

- Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Для чего они  это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе)

- Давайте и мы рассортируем мусор. ( Предлагается заполнить интерактивные анкеты).

-Что можно изготовить из вторсырья?

-А какие полезные вещи вы можете сделать своими руками? (Продолжить эту работу во внеурочной деятельности)

Результат деятельности:

 Научились сортировать мусор из разного материала.

 Итог урока  

Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили нас жители планеты ЯЛМЕЗ?

-Какие советы мы отправим им  для решения их проблемы?

- А теперь прочитайте название планеты наоборот. (ЗЕМЛЯ) 

Работа над раскрытием элемента гуманистических ценностей - окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.

Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

В природе нет мусора, нет и отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Девочка.    Мы на планете вместе живем:

Мальчик.    Эта планета наш общий дом:

Девочка.    Быстрые реки и синее море:

Мальчик.   Лес и поляны, и дальние горы:

Девочка.    Дом для зайчонка, дом для оленя...

Мальчик.    Дом для дельфина, кита и тюленя.

Вместе.     Всех приютила наша планета,

                  Только для мусора места здесь нет!

-Я надеюсь, что после сегодняшнего урока  на нашей ЗЕМЛЕ станет на 25 экологов больше.

Реализация

(анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов)

Выполнение

Примечание

Результат деятельности.  Узнали, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща.(с. 78 учебник.)

Выслушав все сообщения, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту планеты?

Результат деятельности

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

- Где организуются свалки?

- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

Результат деятельности: Научились сортировать мусор из разного материала

 Ментальная карта: «Путь мусора (утилизация)»

Заполнение анкет: «Сортировка мусора» и

«Скорость разложения различных веществ в природе»

Продукт деятельности учащихся

Описание, URL-адрес

Ментальная карта: «Путь мусора (утилизация)»

http://www.mindmeister.com/304031411#info 

Анкета: «Сортировка мусора»

http://goo.gl/OFHtc 

 Анкета «Скорость разложения различных веществ в природе»

http://goo.gl/zpmeK 

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

ение

-Оцените свои достижения на уроке:

«Я» - как чувствовал себя, доволен ли работой;

 «Мы» - комфортно ли  было работать в группе, какие  затруднения были в общении;

«Дело» - какие учебные задачи были решены , что узнали, чему научились?

Оцени работу с помощью знака (смайлики: красный, желтый, зеленый).

        

Check-лист:

 деятельность;

 метапредметные результаты;

 межпредметная направленность;

 дидактический потенциал ИКТ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России" )

Конспект урока "Растениеводство как отрасль экономики "в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) по традиционной программе "Школа России" (с возможным использованием презентации ...

презентация "Растениводство"к урока в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России" )

презентация к конспекту урока в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России" )...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных уче...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?", 1 класс

Открытый урок в рамках проведения межпредметной недели, посвященной году экологии в России...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Представляю вашему вниманию урок-исследование с применением ИКТ по предмету окружающий мир для 1 класса.  Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию....

Открытый урок по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?"

Цель: Создать условия для понимания обучающимся важности экологических проблем, связанных с возникновением и утилизацией мусора; учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающ...