Программа по внеурочной деятельности "Наследие"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Петренко Светлана Вадимовна

Программа расчитана на школьников 1 - 4 классов. В её основе  развитие личности ребёнка по средством знакомства с историей родного края. Программа курса "Наследие" предусматривает  теоретический и практический материал. который выстраивается  из девяти взаимосвязанных разделов: Я и моя семья, Мой дом, Моя улица, Моя школа, Моя малая Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nasledie_1.doc636 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская  средняя  общеобразовательная  школа»

Мишкинского  района    Курганской  области

«РАССМОТРЕНО»                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

На заседании МО                                                                    Директор школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                         ________/_____________/

Протокол №______от                                                «______»__________2012 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          «______»__________2012 г.                                      

Руководитель МО___________

                                                                                               

Программа  внеурочной  деятельности

«Наследие»

для  младших  школьников

Составитель: Петренко Светлана Вадимовна, учитель начальных классов I квалификационной категории.

с. Кирово

2012 г.

…И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

Ефремов Ю.К.

Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования.

     Программа обучения рассчитана  на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

   В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

   Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих,  хочет каждый человек. Это возможно, если уважать себя и своих соседей, знать биографии уважаемых людей села,  района,  области,  стремиться быть похожим на них, помнить и чтить обычаи и традиции своего народа.

    Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Цель  программы:

 формирование  чувства любви к родной земле, месту, где родился, бережное отношение к красоте природы, уважение к истории  родного края, развитие исследовательских способностей учащихся.

Задачи программы:

- создание  условий  для  развития  у обучающихся стремления знать свой регион, формирование личностного отношения к своему краю;

- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской    

   деятельности;

- способствование формированию практических умений и навыков  учебно-    

  творческой деятельности;

- знакомство с историей  Зауралья;

-воспитание гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения    к своей "малой родине", бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни области, актуальность, воспитательная ценность.

     Программа  курса  «Наследие»  предусматривает теоретический и практический материал, который выстраивается  из  девяти  взаимосвязанных  разделов:
- Я и моя  семья.
- Мой  дом.

- Моя  улица.

- Моя  школа.

- Моя  малая  Родина.

- Мой  край.

- Моё  Зауралье.
- Земляки,  прославившие  Зауралье.

- Моя  Родина  в  годы  ВОВ.


    Основные задачи теоретических знаний:

 – дать необходимые знания по истории родного края;

– познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием;

– учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше Зауралье,  сделать его лучше, богаче  и  сильнее.
   Занятия  курса  носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать  сочинения, выполнять  творческую  работу,  составлять  коллажи,  работать с научно-популярной литературой. Научатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Выполнение практических заданий по краеведению позволят учащимся познакомиться с новыми людьми, узнать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях.  К  обучающимся  придёт понимание  того,  что  эти люди причастны к историческим событиям,  что история — это история людей.        

    Материал  курса  актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого, живущего рядом.

   Специфика курса  «Наследие» состоит в том, что он имеет интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие,  краеведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер  курса  «Наследие», а также реализация межпредметных связей с «Окружающим  миром»,  «Литературным чтением», «Русским языком», «Математикой», «Технологией», «Изобразительным  искусством» в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

    С внедрением  ФГОС  второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных учебных  действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения изучения  истории родного  края  в основной школе. Эта задача решается в ходе всего образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

      Программа обучения в 1- 4 классах  обеспечивает  поэтапное,  постепенное  погружение  ребёнка  в  осознание  богатства  и  многообразия  связей  истории и краеведения родного  края  с  жизнью  каждого  человека и  каждой  семьи. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1 - 2 классах  рассматриваются  отдельные  объекты и явления окружающей ребёнка  социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа «Наследие» в 3 и 4 классах построена таким образом,  что получаемые  знания  базируются  на  ранее полученных,  дополняя  и  углубляя их.

    Учитывая возрастные и психологические особенности детей,  необходимо использовать следующие  формы  работы: 

- групповая работа;

- беседы;

- встречи   с земляками;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- классный час;

- экскурсии;

- праздники;

- конкурсы;

- создание  и  защита творческих проектов и исследовательских  работ;

- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

- краеведческие викторины.

    Занятия проводятся в учебном кабинете,  приветствуется проведение занятий  и   в других  учреждениях (библиотека,  музей,  выставочный  зал)  1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

    Данная программа рассчитана на 4 года изучения:

1 класс —33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

   Всего объем составляет - 135 часов.

Планируемые  результаты  освоения  обучающимися  программы  внеурочной  деятельности  «Наследие».

Личностные:

  • осознание себя жителем Зауралья, чувство ответственности за сохранение ее природы  и  культурного наследия;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной зауральской  жизни;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, проживающих на территории Курганской  области;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования, как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на высокий уровень культурного  общения,  как  образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе исследовательскую, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) историко-краеведческого  материала, родного края;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (семья, класс, школа, учреждения культуры);
  • способность работать с  картой изучаемых объектов  Зауралья.

Предметные:

  • сформированность умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории  родного края;
  • сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);
  • сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения учебного  задания или для практических целей;
  • способность использовать готовые модели ( карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
  • способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания электричек, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения необходимой информации в быту;
  • умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;
  • способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его точкой зрения;
  • способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

    В  результате  реализации  программы  возможны  3  уровня  воспитательных  результата: 

     Первый уровень

  • представление понятий о  читальном зале,  абонементе,  книжном фонде, читательском  формуляре;
  • представление  о  семье  и  её  составе,  о  происхождении  имён  и  фамилий,  о  способах  создания  комфортной  и  тёплой  внутрисемейной  обстановки;
  • представление понятий о генеалогическом  древе,  о  родственных  связях  в  виде  схемы,  напоминающей  древо;
  • представление  знаний  об  истории  возникновения родного села, о названиях  улиц  и  их  протяженности;
  • получение информации  об  истории  и  традициях  школы, о знаменитых  выпускниках,  прославившие  село,  район  и  область;
  • представление о  профессиях, связанных с сельским хозяйством, об  известных  людях  села;
  • получение  знаний  о государственной  символике  Мишкинского  района (герб,  флаг);
  • получение  представлений о знаменательных  датах  Мишкинского  района;  
  • получение  представлений об  истории  образования  р.п. Мишкино и  его  достопримечательностей;
  • представление о  знаниях  работы с картами родного  края;
  • получение  знаний о государственных  символах Курганской  области, о Кургане, как столице  Зауралья, о соседях  Курганской  области  (с  опорой  на  карту);
  • представление о знаниях  Великой  Отечественной  войны,  об её участниках, о биографиях   фронтовиков  Курганской области;
  • представление об  истории  образования  Курганской  области,  о  её первом  русском  населённом  пункте – Далматов  монастырь, о  слободе и  декабристах;
  • представление о современных  храмах  Зауралья;
  • получение  представлений о  машиностроении  в  Кургане и об этапах его развития;
  • представление о людях,  прославивших  Зауралье (военные,  писатели,  работники искусства, учёные, работники образования,  сельхозработники и другие)

Второй уровень

  • внимательное  отношение к своим  родителям,  бабушкам  и дедушкам,  друг к другу,  уважение  старших;
  • уважительное  отношение к  педагогам-ветеранам, к  ветеранам  труда и Великой  Отечественной  войны;
  • бережное  отношение к памятникам  села и памятнику  природы,  к  зданиям   XIX – XX вв;
  •  уважительное отношение  к  землякам,  прославивших  Зауралье;

Третий уровень

  • опыт  самостоятельной  деятельности в проведении праздника «Детский день  рождения»;
  • опыт  самостоятельной  деятельности в оформлении  книжки – раскладушки «Учителя -ветераны  нашей  школы»;
  • опыт  самостоятельной  деятельности  в  Поисково - исследовательском  проекте  «Знаменитые  выпускники  нашей  школы»;
  • опыт  самостоятельной  деятельности  в  поисково – исследовательской  работе «История моего  села» (выступление перед  одноклассниками);
  •  опыт  самостоятельной  деятельности в подготовке и выступлении с юбилейным репортажем  «Я  горжусь  своими  предками» перед  обучающимися  2 класса;
  •  опыт  самостоятельной  деятельности  в оформлении  альбома о родном крае произведениями и  фотографиями поэтов родного края, чтение  понравившихся  произведений  обучающимся 1-3 классов;
  •  опыт  самостоятельной  деятельности  в диспуте «Знаменитые  люди  района» (выступление перед  одноклассниками);
  •  опыт  самостоятельной  деятельности   в создании  диафильма на бумаге      

      «Моё  Зауралье» и  выступление  с  ним перед  обучающимися  1 - 2  

       классов;

  • опыт  самостоятельной  деятельности  в подготовке  и  выступлении  по      

       теме: «Люди  Зауралья  дела  и  заботы» о Т.С. Мальцеве – почётном    

       академике  ВАСХНИЛ и о В.С. Планкове – чемпионе  СССР 1968 г  по  

       пахоте   для обучающихся 1-2 классов;

  • опыт  самостоятельной  деятельности  в театрализованном   выступлении  

       со сказкой  Л.И.Куликова  «Белочка – умелочка» перед  ребятами  

       детского  сада;

  •  творческих работ «Ими гордится Зауралье» (они войдут  в альбом о  родном  крае);
  •   опыт  самостоятельной  деятельности  в организации и проведении итоговой  пресс - конференции  перед учащимися 2–3 классов.

Требования  к  уровню  подготовки  обучающихся  к  концу  изучения  курса

Обучающиеся узнают:

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение, их  профессии,  традиции  и  увлечения;

- название родной страны, ее столицы; своего региона,  родного села  и  района;

- основные  этапы  развития  Зауралья,  района и  родного  села;

- исторические события в государстве и их отражение на жизнь зауральцев  и   на  односельчан;

- основные этапы развития народного образования,  системы  здравоохранения,  сельского  хозяйства,  культуры  в Зауралье  и  в  родном  селе, роль школы в жизни села и государства;

- имена выдающихся  земляков  своего  края, внесших достойный вклад в   развитие  Зауралья  и  всей  страны;

- положение России и своего региона (областного центра, примерное положение своего села  и  районного  посёлка) на карте;

- специфику географического положения, административно-территориального деления Курганской области на внутриобластные  экономические районы;

- государственную  символику  Мишкинского  района,   Курганской  области;

- историко-культурные  достопримечательности  Курганской  области: современные храмы, памятники архитектуры  и  природы;

- необходимые меры охраны природы;

- правила поведения  во время экскурсии;

- крупные предприятия  Курганской  области;

- исторические события, происходившие в  Зауралье в годы Великой Отечественной войны;

- роль  Зауралья  в жизни страны;

Учащиеся научатся::

- составлять родословную своей семьи;

- рассказывать о результатах экскурсии по селу;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;

- показывать  на карте границу области, столицу  Зауралья,  города,  районы, крупные сельские населенные пункты;

- работать со справочной литературой, составлять краткую характеристику своего края на основе разнообразных источников, излагать  её  в виде сообщения, рассказа;
- в доступной форме давать оценку деятельности людей  Зауралья;

- принимать участие в сохранении историко-культурных  достопримечательностях  Курганской  области.

Формы подведения итогов реализации программы.

По окончании  реализации  программы  участники  курса  должны  подвести итоги. Формами  итогов  должны  быть:
1. Оформление проекта «Моё  генеалогическое  древо».

2. Оформление и защита  исследовательских  работ.
3. Оформление и  защита  альбома о родном  крае.
4. Оформление   выставки  к  празднованию  330-летия  села  Кирова.
5. Оформление  книжки – раскладушки «Учителя -ветераны  нашей  школы».

6. Оформление  проекта  «Знаменитые  выпускники  нашей  школы».

7. Оформление  диафильма на бумаге  «Моё  Зауралье»

8. Организация  и  проведение празднично-конкурсной программы «Славься  наш  край!»

9. Организация и проведение итоговой  пресс - конференции.
10.  Печатание собранного материала в школьной  газете «Лидер».
11. Участие в районных конкурсах  по  историко – краеведческому направлению.
   В итоге работы ребята смогут собрать краеведческий материал для школьного  кабинета   истории,  выставок,  школьного   музея.

Учебно – тематический план

1 класс

Тема

Количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

1

Я -ученик.

6

3

3

1

Вводное занятие. Знакомство с курсом «Наследие»

1

1

2

Экскурсия «Наша школа».

1

1

3

Совместное обсуждение правил поведения комфортных для каждого.

1

1

4

Экскурсия «Библиотека – дом книг».

2

1

1

5

Экскурсия в Дом культуры и детско-юношескую спортивную школу.

1

1

2

Я и моя семья.

8

3

5

1

Семья. Я – член семьи.

1

1

2

Родители, сёстры и братья.

1

1

3

Отношение друг к другу в семье.

1

1

4

Мои бабушка и дедушка.

1

1

5

Профессии в моей семье.

1

1

6

Наши семейные увлечения.

3

3

3

Мой дом. Моя улица.

8

3

5

1

Экскурсия по улицам села Кирова.

1

1

2

Самый красивый дом на моей улице.

2

2

3

Мой домашний адрес.

1

1

4

Дом начала XX века.

2

1

1

5

Я  люблю  свою  улицу. Литературные произведения об улице.

2

1

1

4

Моя малая Родина.

10

2

8

1

Село Кирово

2

1

1

2

История возникновения родного села.

1

1

3

Село Кирово – часть Курганской области.

1

1

4

Экскурсия в школьный музей «Село в годы Великой Отечественной войны».

1

1

5

Встреча с ветеранами и тружениками тыла.

1

1

6

Возложение цветов к могиле воинов ВОВ.

1

1

7

Групповой проект-изготовление «Место памяти о войне в селе»

2

2

8

Посещение библиотеки «Жители села в годы войны».

1

1

5

Итоговое занятие. Викторина «Моя малая Родина»..

1

1

итого

33

12

21

2 класс

Тема

Количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

1

       Мой  край

4

2

2

1

Я – житель Мишкинского  района.

1

1

2

Из  истории  Мишкинского  района.

2

1

1

3

Экскурсия  в  музей  р.п.Мишкино.

1

1

2

 Моя семья.

5

4

1

1

Имена  и  фамилии.

1

1

2

Детство  моих  бабушек и дедушек.

1

1

3

Генеалогическое  древо.

2

1

1

4

Старая  фотография  из  альбома моей  бабушки.

1

1

3

Моя  школа.

6

6

0

1

Видеофильм о школе.

1

1

2

История  школы.

1

1

3

Традиции  школы.

1

1

4

Встреча с  педагогами – ветеранами школы.

1

1

5

Родители, бабушки, дедушки– выпускники школы.

1

1

6

Встреча  с  защитниками  Отечества  нашей  школы.

1

1

4

Моя малая Родина.

11

4

7

1

Моя  малая  Родина

1

1

2

Начало оформления  альбома  о  родном крае. I блок.

1

1

3

Экскурсии в библиотеку.

2

2

4

Экскурсия  в  организации.

2

2

5

Познавательная  игра  «Хочу знать».

1

1

6

Оформление I блока  альбома.

2

2

7

Кировский  бор.

2

1

1

5

Моя  Родина  в  годы  ВОВ  

5

2

3

1

Памятники  села.

5

2

3

6

Итоговое занятие. 

3

2

1

Фестиваль «Село  моё  родное».

итого

34

20

14

3 класс

Тема

Количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

1

       Моя семья

6

4

2

1

Герб  семьи.

1

1

2

Вещь из далёкого прошлого.

1

1

3

Любимый  семейный  праздник.

4

2

2

2

 Моя школа.

11

5

6

1

Первая  сельская  школа.

1

1

2

Информационный  проект «Учителя-ветераны  нашей  школы».

4

2

2

3

Исследовательский  проект  «Знаменитые  выпускники  нашей  школы».

6

2

4

3

Моя  малая  Родина.  

7

4

3

1

Начало оформления II блока альбома о  родном  крае  «История моего  села».

1

1

2

Экскурсии.

3

3

3

Оформление II блока альбома о родном крае.

2

2

4

Защита поисково – исследовательской  работы «История моего  села».

1

1

4

Мой  край.  

3

2

1

1

Карта  родного  края.

1

1

2

Прошлое  родного  края.

1

1

3

Экскурсия в музей р.п.Мишкино.

1

1

5

Моя  Родина  в  годы  ВОВ  

4

2

2

1

Вахта  памяти

1

1

2

Подготовка к юбилейному репортажу «Я  горжусь  своими  предками».

2

1

1

3

Выступление с юбилейным репортажем  перед  обучающимися  2 класса.

1

1

6

Итоговое занятие. 

3

3

0

1

Подготовка к празднично-конкурсной  программе  «Славься,  наш  край!».

1

1

2

Оформление  выставки исследовательских  и  творческих работ

1

1

3

Празднично-конкурсная  программа  «Славься,  наш  край!».

1

1

итого

34

20

14

4 класс

Тема

Количество часов

В том числе

аудиторных

внеаудиторных

1

       Моя семья

3

2

1

1

Поисково-исследовательская  работа «Летопись  моей  семьи».

2

1

1

2

Защита поисково-исследовательской  работы   перед  родителями.

1

1

2

 Мой   край.

9

5

4

1

  III блок альбома  о  родном  крае «Поэзия  родного  края».

3

2

1

2

Проект «Знаменитые  люди  района».

1

1

3

Экскурсии.

2

2

4

Оформление  проекта «Знаменитые  люди  района».

2

2

5

Диспут  за  круглым  столом «Знаменитые  люди  района».

1

1

3

Моё  Зауралье.

14

7

7

1

Государственные  символы Курганской  области.

1

1

2

Создание диафильма на бумаге  «Моё  Зауралье» (КТД проект).

10

4

6

3

Экскурсия  в  Свято – Троицкую    православную  церковь  р.п. Мишкино.

1

1

4

Защита  диафильма на бумаге «Моё  Зауралье».

2

2

Земляки,  прославившие  Зауралье.  

5

1

4

1

«Люди  Зауралья» КТД

4

1

3

2

Экскурсия в библиотеку.

1

1

6

Итоговое занятие. 

3

1

2

1

Итоговая  пресс – конференция.

3

1

2

итого

34

16

18

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Раздел

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии, встречи

Я  ученик

1

Вводное занятие. Знакомство с курсом «Наследие».

1

2

Наша школа. Экскурсия.

1

3

Совместное обсуждение правил поведения комфортных для каждого.

1

4

Библиотека – дом для книг.

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

5

Библиотека – дом для книг.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

6

Все занятия хороши – выбирай на вкус.

Экскурсии в ДК и ДЮСШ.

1

Я  и  моя  семья

1

Семья. Я – член  семьи.

1

2

Мои  родители, сёстры и братья.

1

3

Отношение друг к другу в семье.

1

4

Мои бабушка и дедушка.

1

5

Профессии в моей семье

1

6

Наши семейные увлечения.

1

7

Мастер-класс семейных увлечений.

1

Мой  дом.  Моя  улица

1

Экскурсия по улицам села Кирова.

1

2

Коллаж «Улицы моего села»

1

3

Самый красивый дом на моей улице.

1

4

Мой домашний адрес.

Рисование «Мой дом».

1

5

Дом начала XX века.

Экскурсия по улице Береговой.

1

6

Проект – изготовление «Дом моего села».

1

7

Я люблю свою улицу.

Произведения для детей.

1

8

Инсценирование произведений С.Михалкова «Моя улица», А.Барто «Моя улица Ордынка».

1

Моя малая Родина.

1

Моё село Кирово.

Просмотр видеофильма.

2

2

История моего села. Экскурсия к историческим объектам.

1

3

Моё  село – часть Курганской  области.

1

4

Экскурсия в школьный

 музей.

1

5

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

2

6

Возложение цветов к могиле воинов Великой Отечественной войны.

1

7

Моё село в годы Великой Отечественной войны.

Посещение библиотеки.

1

8

Групповой проект-изготовление «Место памяти о войне» (по выбору).

2

9

Итоговое занятие «Моя малая Родина». Викторина.

1

                                                       

2 класс

Раздел

           Тема занятия

        Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии,  встречи.

       Мой  край.

1

Я – житель  Мишкинского  района.

1

2-3

Мишкинскому  району – 90 лет. Из  истории   Мишкинского  района.

2

4

Экскурсия  в музей р.п.Мишкино.

1

                                Моя  семья.

1

Происхождение имён и фамилий.

1

2

Познавательно-развлекательная  игра «Моё  далёкое  детство».

1

3

Проект « Моё генеалогическое древо»

1

4

Защита  проекта « Моё генеалогическое древо»

1

5

Исследовательская  работа «Старая фотография рассказала…» .  

1

  Моя  школа.

1

Моя  школы. Видеофильм  о школе.  

1

2

История  школы.

Экскурсия в школьную  библиотеку.

1

3

Традиции  школы.

1

4

Встреча  с  педагогами – ветеранами  нашей  школы.

1

5

Мои  родители,  бабушка,  дедушка – выпускники  нашей  школы.

1

6

Встреча с защитниками  Отечества  нашей  школы.

1

   Моя  малая  Родина.

1

Моя  малая  Родина.

1

2

 Начало  оформления  альбома о родном крае  к  «330 лет  с. Кирову». I блок.

1

3

Экскурсия в сельскую библиотеку.

1

4

Экскурсия  в школьную библиотеку.

1

5-6

Экскурсия  в организации.

2

7-8

Оформление  I блока альбома.

2

9

Познавательная  игра «Хочу знать».

1

10

Рисунок-листовка «Берегите  памятник  природы  Зауралья!

1

11

Мы – санитары леса.

1

Моя  Родина   в  годы  ВОВ.

1

Экскурсия  в  школьную  библиотеку  «Памятники села».

1

2

Мемориальные  доски.

1

3

Экскурсия  в  школьный  музей.

4

История  парка  Победы.

Экскурсия  в  сельскую  библиотеку.

1

5

Экскурсия  в  парк  Победы.

1

Заключение.

1

Памятные сувениры к 330-летию села.  

1

2

Викторина «Знай и люби  свой  край!»

1

3

 Фестиваль  «Село  моё  родное».

1

                                                 3 класс

Раздел

           Тема занятия

        Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии,  встречи

1

Герб  семьи.

1

2

Вещь  из  далёкого  прошлого,  которой  дорожат  в  моей  семье.

1

3-6

Любимый семейный праздник. КТД «Детский  день  рождения»

4

  Моя  школа.

1

Первая  сельская  школа.

1

2-4

Информационный  проект «Учителя - ветераны  нашей  школы». КТД

2

1

5

Защита книжки - раскладушки  «Учителя – ветераны  нашей  школы»

1

6

Знаменитые  выпускники  нашей  школы.

1

7

Экскурсия в школьную  библиотеку.

1

8

Экскурсия в  школьный  музей.

1

9-11

Оформление  стенда.

3

Моя  малая  Родина.

1

Начало оформления II блока альбома о родном крае «История  моего  села».

1

2

Урок – экскурсия. Исторические здания села,  их  владельцы.

1

3

Экскурсия  в  сельскую  библиотеку.  «История  моего  села».

1

4

Экскурсия в школьный музей. Развитие  промышленности,  строительства,  торговли  в селе.

1

5-6

Оформление II блока альбома о  родном  крае.

2

7

Защита поисково – исследовательской  работы «История  моего  села».

1

   Мой  край.

1

Карта  родного  края.

1

2

Экскурсия в  музей р.п.Мишкино. История  образования  р.п. Мишкино.

1

3

Достопримечательности  р.п.Мишкино. Видеофильм.

1

Моя  Родина  в  годы ВОВ.

1-2

Подготовка к юбилейному  репортажу «Я  горжусь  своими  предками».

1

1

3

Юбилейный  репортаж «Я  горжусь  своими  предками».

1

4

Вахта  памяти,  посвящённая  70- летию  Великой  Победы  в  ВОВ.  

1

Заключение

1

Подготовка к  празднично-конкурсной  программе «Славься,  наш  край!»

1

2

Викторина  о  родном  крае.

1

3

Празднично-конкурсная  программа «Славься,  наш  край!».

1

                                                              4 класс

Раздел

           Тема занятия

        Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии,  встречи

            Моя  семья.

1-2

Поисково – исследовательская  работа «Летопись  моей  семьи».

1

1

3

Защита  исследовательской  работы.

1

                                               Мой  край.

1

Литературная  гостиная «В  гости  к любителям  художественного  слова».

Чтение произведений  о  родном  крае.

1

2

Оформление  III блока  альбома  о  родном  крае  «Поэзия  родного края».

2

3

Поэзия  родного  края.

4

Экскурсия  в  сельскую  библиотеку.

1

5

Оформление  проекта «Знаменитые  люди  района».

1

6

Экскурсия  в  школьную  библиотеку.

1

7

Оформление  проекта.

1

8

Подготовка к  диспуту «Знаменитые  люди  района».

1

9

Диспут «Знаменитые  люди  района».

1

Моё  Зауралье.

1

Курган – столица  Зауралья. Государственные  символы Курганской  области. Губернатор  Курганской  области.

1

2

Подготовка к  созданию  диафильма на бумаге «Моё  Зауралье».

1

3

Первый  русский  населённый  пункт – Далматов  монастырь. Старец  Далмат. Видеофильм 

1

4

Великая  эпопея  заселения  и  освоения  Зауральской  земли.

1

5

Купцы  и  промышленники. Первые  фабрики  и  заводы.

1

6

Первые  школы в  Зауралье.

1

7

«Путешествие  по  областному  центру». Главные достопримечательности  Кургана. Памятники и музеи.  

1

8

Город  на  Исети.  

1

9

Что  даёт  Зауралье  стране.

1

10

Машиностроение  в  Кургане.  

1

11

Современные  храмы  Зауралья.  

1

12

Экскурсия в Свято-Троицкую  православную  церковь р.п.Мишкино.

1

13-14

Просмотр   диафильма «Моё  Зауралье».

2

       Земляки,  прославившие  Зауралье.

1

Люди  села. Кинохроника  Зауралья  «Люди  Зауралья».  Т.С. Мальцев, В.С. Планков.  

1

2

Зауральская  наука. Доктора Г.А.Илизаров  Я.Д.Витебский. Видеофильм  

1

3

Генерал – майор  М.С. Шумилов,  М.И. Лагунова. Видеофильм  

1

4

Писатели,  работники  искусства.

Л.И.Куликов, Г.А. И.Д.Шадр, Травников. Видеофильм  

1

5

Учёные,  работники  образования. Спортсмены и тренеры  Зауралья.          ( А.Д. Сазонов, И.М. Первушин  и др.)  

1

Итоговое занятие

1-3

Итоговая  пресс-конференция.

2

1

                                                                                                        

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Я ученик (7 ч).

Знакомство с курсом «Наследие». Игра на знакомство.

Экскурсия «Наша школа». Совместное обсуждение правил поведения комфортных для каждого.

Экскурсия «Библиотека – дом книг». Читальный зал, абонемент, книжный фонд, читательский абонементом. Совместное обсуждение правил поведения принятых в библиотеке.

Экскурсия в Дом культуры и детско-юношескую спортивную школу с целью познакомиться с кружками и секциями «Все занятия хороши – выбирай на вкус».

Я и моя семья (8 ч).

Семья. Я – член семьи. Мои представления о семье. Состав моей семьи. Рисование на тему «Моя семья».

Родители, сёстры и братья. Рассматривание семейных фото.

Отношение друг к другу в семье. Способы создания комфортной и тёплой внутрисемейной обстановки (помощь взрослым, уважительное отношение к родителям, забота о младших). Разговор на тему «Чтобы … знал(а), что я забочусь о нем (ней), я сделаю…»

Мои бабушка и дедушка. (Имя, отчество, фамилия, чьи они родители папины или мамины) Рассматривание семейных фото.

Профессии в моей семье. Рассказы детей «Профессии моих родителей». Значимость этих профессий для села. Сюжетно-ролевая игра «Профессии».

Наши семейные увлечения. Совместная деятельность взрослых и детей (шахматы,  вязание,  семейное  чтение и инсценирование детских  произведений, резьба по дереву,  рыбалка и т.д.).

Увлечения семьи: мастер-класс, презентация, консультация.

Мой дом. Моя улица (8 ч)

Экскурсия по улицам села Кирова (название улиц, их расположение и протяжённость).Коллаж «Улица моего села» (групповая работа). Обсуждение «Наша улица самая …»(длинная, красивая, зелёная, молодая и т.д.).

Самый красивый дом на моей улице (групповая работа). Знакомство с жителями этого дома.

Мой домашний адрес. Рисунок «Мой дом», выполненный в реалистическом или сказочном представлении.

Дом начала XX века. История дома. Сравнение его с современными постройками (крыша – форма и покрытие, количество окон и их размер и форма). Групповой проект-изготовление дома с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала (по выбору).

Литературные произведения об улице (С.Михалков «Моя улица», А.Барто «Моя улица Ордынка»). Чтение и инсценирование (работа в группах).

Моя малая Родина (10 ч)

Село Кирово (визитная карточка): КСОШ, ДК, сельская библиотека, детский санаторий «Космос», детский сад «Солнышко», больница, почта, памятники, парк Победы. Просмотр видеофильма о селе Кирово, созданный учениками школы. Рисование родного села.

История возникновения родного села. Экскурсия к историческим объектам (памятники архитектуры, парк Победы, русло реки Миасс).

Село Кирово – часть Курганской области. Село Кирово на карте Курганской области. Нахождение Курганской области на карте Российской Федерации. Поиск нахождения села Кирово на карте Курганской области.

Экскурсия в школьный музей «Село в годы Великой Отечественной войны». Встреча с ветеранами и тружениками тыла. Возложение цветов к могиле воинов ВОВ.

Групповой проект-изготовление «Место памяти о войне» (по выбору).

Посещение библиотеки «Жители села в годы войны».

Итоговое занятие (1 ч)

Викторина «Моя малая Родина».

2 класс  ( 34 ч)

Мой  край  ( 4 ч)

 Р.п. Мишкино – районный  центр. Символы  Мишкинского  района  (герб,  флаг). Поиск нахождения Мишкинского района на карте Курганской области.

Из  истории   Мишкинского  района. Просмотр  фильма  о  достопримечательностях  района. Мишкинскому  району – 90 лет. (Знаменательные  даты : 105 лет  Свято-Троицкой  церкви,  100 лет назад  была  построена  земская больница с.Мишкино,  80 лет со  дня  первого  выпуска  учителей  Мишкинского  педагогического  училища  др ).  Посещение  районного  музея.

Моя  семья   (5 ч)  

Имена  и  фамилии. Их  происхождение в семье ребёнка. (Слово фамилия в переводе с латинского означает «семья»). Обсуждение «История выбора моего имени. Значение моего имени в разных толкованиях».

1 октября – праздник  пожилого  человека. Познавательно-развлекательная  игра «Моё  далёкое  детство». Знакомство  детей с  детством их бабушек  и  дедушек. Сравнение разных поколений  в  играх,  одежде, увлечениях.

Генеалогическое  древо. Знакомство   со  сведениями о  рождении  бабушек,  дедушек,  прабабушек  и  прадедушек.   Проект-изготовление  «Моё генеалогическое  древо»,   представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья.

Старая  фотография  рассказала … Фото  из  семейного  альбома  бабушки. Исследовательская  работа  старой  фотографии (кто  на  ней  изображён,  кем  приходится  ребёнку,  что  знают  об  этом  человеке  в  семье)    

Моя  школа  (7 ч)

Школа.  История  и  традиции  школы (пробег имени  А.П. Пухова,  Олимпийские  игры,  выпускной и другие). Общение с родителями и родственниками, как способ получения информации  об  истории  и  традициях  школы.   Рисунок  родной  школы.  Просмотр  и  обсуждение фильма  о  школе и  выпускниках.

Встреча  с  педагогами – ветеранами  школы. Просмотр и обсуждение  презентации «Учителя в годы Великой Отечественной войны». Совместное  рассматривание  фотографий из  школьного музея.  

Родители  и  родственники  ребёнка – выпускники  Кировской  средней  школы. Рассказывание  историй из  школьной  жизни.

Встреча  с  защитниками  Отечества - выпускниками. Значимость  службы  Отчизне,  Родине,  краю. Просмотр и  обсуждение презентации  «Вы  служите – мы  вас  подождём». Рисунок  «Воина-защитника».

Моя  малая  Родина  (11 ч)

Малая  Родина  ребёнка  (село  Кирово). Просмотр  презентаций   о  родном  селе. Совместное  обсуждение «Что  я  могу  сделать для  своего  села». Трудовая деятельность, как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества.

Начало  оформления  альбома  о  родном  крае. (Защита  альбома о  родном  крае – в  4кл). I блок «Ими  гордится  село». Передовики  села,  имеющие  высшие  правительственные  награды. Поисковая  работа в группах. Посещение  школьной  и сельской  библиотек, с  целью  найти  материал  о  известных  людях  села (медицинских  работниках,  тружениках  сельского  хозяйства,  работниках  культуры, образования, пищевой и швейной промышленности). Экскурсии в  организации, на предприятия. Оформление  I блока альбома  о  родном  крае. Познавательная  игра «Хочу знать» (обмен накопленным  материалом).                                                                              Кировский  бор – памятник  природы  регионального  значения.  Проблемы охраны природы. Рисунок-листовка «Берегите  памятник  природы  Зауралья!». Посещение бора с  целью  санитарных  мероприятий.

Моя  Родина  в  годы  ВОВ  (5 ч)

Памятники  села. Памятник  С.М. Кирову. Памятник погибшим в годы Гражданской войны над братской могилой. Мемориальная доска на школе в память о погибших выпускниках 1941 года выпуска. Памятник партизанам ВОВ. Мемориальная доска на бывшем доме священника. Знакомство  с историческими объектами   родного  села, мемориальными досками. Возложение  цветов  к  могилам  воинов  ВОВ.

Посещение  школьного  музея  и  библиотеки с целью нахождения  информации о погибших  воинах в ВОВ.

Заключение  (3 ч)

Фестиваль  «Село  моё  родное». Викторина «Знай  и  люби  свой  край!» Изготовление  памятных  сувениров к 330-летию села. Участие  в праздничной  программе.

3 класс  ( 34 ч)

Моя  семья (6 ч)

Создание  фамильного герба семьи. Общение  ребёнка  с  родителями  и  родственниками,  с  целью  выявления  информации  о  семейных  традициях  и  их  ценностях. Оформление  выставки « Герб  моей  семьи».

Вещь  из  далёкого  прошлого,  которой  дорожат  в  семье  ребёнка. Связь   нескольких  поколений. Поиск семейных документов и вещей.

Любимый  семейный  праздник. Традиции  празднования. КТД (коллективно-творческое дело) «Детский день рождения». Коллективное определение задач и функций каждого ребёнка (приглашение гостей, подготовка необходимой атрибутики и бутафории, проведение мероприятия). Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Проведение праздника «Детский день  рождения».

   

 Моя  школа ( 11ч)

Первая  сельская  школа: расположение,  обучающиеся, их  численность,  преподаватели. Рисование «Школа и  её ученики в далёком  прошлом».

Учителя  нашей   школы. Информационный  проект «Учителя -ветераны  нашей  школы». Коллективная  работа по созданию  книжки-раскладушки с использованием материалов, полученных в процессе поисковой работы. Защита книжки - раскладушки с показом оригинала и электронной презентации .

Знаменитые  выпускники  нашей  школы,  прославившие  село,  район  и  область. Исследовательский  проект  «Знаменитые  выпускники  нашей  школы». Посещение  библиотеки и школьного музея с целью  сбора  информации о выпускниках. Встречи с людьми, близко знавшими знаменитых выпускников школы. Оформление собранного материала о выпускниках в  виде стенда. Распространение накопленного материала  через  школьную  газету.

Моя  малая  Родина  (7ч)

Начало оформления II блока альбома о  родном  крае  «История моего  села».  Поисково – исследовательская  работа. Экскурсия  на  места  исторических  зданий  села с целью узнать, как  выглядело село Воскресенское – центр  Воскресенской  волости  (ныне  с.Кирово) в  конце XIX  начала XX вв. Здание 19в. построено под Волостную управу (ДК), купеческий дом (администрация), купеческая лавка после революции в ней была тюрьма (магазин).

Исторические  здания  села,  их  владельцы (купцы,  священники). Экскурсия в  библиотеку. Собрать материалы из  истории  села накопленные  в  школьной  и сельской  библиотеках.

Развитие  промышленности,  строительства,  торговли  в  селе. Экскурсия в школьный  музей. Рассматривание  фотографий и газет  прошлого века.

Оформление II блока альбома о родном крае.

Защита поисково – исследовательской  работы «История моего  села».

   

Мой  край  ( 3 ч )


Карта  родного  края. 53 населённых  пункта  Мишкинского  района. Поиск  и  показ  на  карте  изучаемых  населённых  пунктов
. Крупные сёла  и  исчезающие. Дискуссия «Причины  их  развития  и  исчезновения».

Прошлое  родного  края. История  образования  р.п. Мишкино. Экскурсия в  музей  р.п.Мишкино. Достопримечательности  р.п. Мишкино (памятники,  здания, центральная и привокзальная площади). Просмотр и  обсуждение  видеофильма о р.п.Мишкино.

Моя  Родина  в  годы  ВОВ (4 ч)

Подготовка к юбилейному репортажу «Я  горжусь  своими  предками». Общение с родителями и родственниками, как способ получения информации для репортажа  о  своих  родственниках - фронтовиках   Великой  Отечественной  войны. Выступление с юбилейным репортажем  перед  обучающимися  2 класса.

Вахта  памяти,  посвящённая  70-летию  Великой  Победы  в  Великой  Отечественной  войне.  

Заключение  (3 ч)

Подготовка к празднично-конкурсной  программе  «Славься,  наш  край!».

Коллективное (КТД) определение задач и функций каждого ребёнка (приглашение гостей, подготовка необходимой атрибутики и бутафории, оформление выставки, проведение мероприятия). Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Оформление  выставки исследовательских  и  творческих работ, выполненных  за  год.  Подготовка  вопросов  для  викторины  о родном  крае в школьную  газету.  Проведение  празднично-конкурсной  программы  детьми  совместно с педагогами для  родителей и гостей.

4 класс  (34 ч)

Моя  семья  (3 ч)

Поисково-исследовательская  работа «Летопись  моей  семьи». Общение с родителями, бабушками и дедушками, дядями и тетями. Сбор  информации (самые значительные факты из всей истории о семье). Подбор фотографий. Художественное оформление поисково-исследовательской  работы. Защита  работ  перед  родителями.

Мой  край  (9 ч)

  III блок  альбома о  родном  крае «Поэзия  родного  края». (Н.Моторина,  А.Карасёв,  Т.Волкова,  Н. Суворов,  Т. Юркина,  А. Карманова,  Н. Короткова).  Авторы произведений,  которые  с  любовью  пишут  о  родном  крае. Литературная гостиная по  творчеству поэтов родного края, на  которой дети знакомятся с   участниками  литературного  клуба «Родник», с их творчеством, чтение наизусть  произведений. Оформление  альбома о родном крае произведениями и  фотографиями поэтов родного края. Чтение  понравившихся  произведений  обучающимся 1-3 классов.

Знаменитые  люди  района,  получившие  ордена  и  медали,  внесшие  большой вклад  в  развитие  нашего  района. Подготовка к  участию  в  диспуте «Знаменитые  люди  района». Сбор  сведений  о  знаменитых  людях  района  в  местной  печати, в библиотеке,  школьном музее. Оформление  проекта в выбранной ими заранее форме (фотоколлаж, раскладушка, презентация) «Знаменитые  люди  района». Диспут  за  круглым  столом «Знаменитые  люди  района».

Моё  Зауралье  (14 ч)

Государственные  символы Курганской  области. Губернатор  Курганской  области. Курган – столица  Зауралья. Соседи  Курганской  области  (с  опорой  на  карту).

Создание диафильма на бумаге  «Моё  Зауралье» (КТД проект). Определение задач и функций каждого  ребёнка в          группе. Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Изготовление проекта диафильма по  рисункам и фотографиям с помощью конструирования на  рулоне бумаги. Каждая  группа наклеивает 1-3 кадра (лист А4), на  котором может быть изображение,   главные  достопримечательности: выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  и  их  краткое  описание.

1 группа Первый  русский  населённый  пункт – Далматов  монастырь,  основанный  в 1644 г.  монахом  Далматом  (Д.И. Мокринский). Просмотр  и  обсуждение  видеофильма о старце  Далмате..

2 группа Великая  эпопея  заселения  и  освоения  Зауральской  земли. Новоприходцы  и сосланные  люди. Темпы  роста  населения.

3 группа Первые  фабрики  и  заводы  (салотопни,  мыловарни,  пимокатни,  кожевенные,  первое  промышленное  предприятие – кирпичные  сараи  и  обжигательные  печи,  первый на  Урале  и  в  Сибири  фарфоровый  завод  купца  Фетисова  и первый  в  Сибири  Утятский  маслозавод),  их  развитие  и  их  владельцы.

1 группа  Первые  школы в Зауралье  (в  Кургане уездное  и  приходское  училище  и  женская  школа (40 девиц),  в Далматовском  монастыре   «цифирная  школа»)  их  развитие,  численность  обучающихся  и  первые  учителя.

2 группа Прошлое  областного  центра  в  названиях  улиц,  в  памятниках  культуры  и  в  памяти  народа.

3 группа Декабристы  в  Кургане. Судьба  15 россиян  была  связана  с  Курганской  землёй.  Дом  М.М.Нарышкина – мемориальный  музей  декабристов.

1 группа Город  на  Исети. Слобода  Юшки-Соловья  (Ю.Н. Малечкин)  основанная  в  1662г   стала  городом  со  своим  гербом  и  одним  из  крупных  хозяйственных  центров  Зауралья. Династия  Фетисовых. Развитие  Шадринска. Культура, быт  и  нравы  города в  XIX – XX вв.

Что  даёт  Зауралье  стране?  

2 группа Мировой  успех  курганского  масла в конце  XIX - XX в.

3 группа ЗАО «Курганстальмост» изготавливал  металлоконструкции  пролётных  строений  мостов.

1 группа Шумихинская  швейная  фабрика.

2 группа Машиностроение  в  Кургане.  Этапы  развития  машиностроения  (Механическая  мастерская в д.Логовушка дала жизнь заводам: «Кургансельмаш» и  Курганскому  заводу  колёсных  тягачей  (КЗКТ)).

3 группа Курганский  машиностроительный  завод  (КМЗ). Курганский  автобусный  завод. Машиностроительное  предприятие  «Корвет».

Современные  храмы  Зауралья. Экскурсия  в  Свято – Троицкую    православную  церковь  р.п. Мишкино.

Просмотр  диафильма на бумаге «Моё  Зауралье» перед  обучающимися  1 - 2 классов.

   

Земляки,  прославившие  Зауралье  ( 5 ч)

Коллективное (КТД) определение задач и функций каждого ребёнка в          группе  (подготовка к мероприятию, оформление, приглашение гостей, проведение мероприятия). Поиск  информации о людях  родного края, знакомство со статьями о писателях,  тренерах,  учёных,  художниках и других людях,  прославивших  Зауралье,  для  выполнения поставленных задач. Экскурсия  в  библиотеку. Проведение мероприятия. Материал, собранный ребятами, подготовить  для  печати в  школьной  газете «Лидер».

1 группа Люди  села. Кинохроника  Зауралья  «Люди  Зауралья  дела  и  заботы».  Т.С. Мальцев – почётный академик  ВАСХНИЛ,  В.С. Планков – чемпион  СССР 1968 г  по  пахоте.  Проведение мероприятия (по  выбору) для обучающихся 1-2 классов.

2 группа Генерал – майор  М.С. Шумилов,  М.И. Лагунова ( водила  танк  без  ног  на  протезах).  Проведение  мероприятия  (по  выбору) для обучающихся 1-2 классов.

3 группа Писатели,  работники  искусства.  Л.И.Куликов, И.Д.Шадр, Г.А. Травников и др. Выступление со сказкой  «Белочка – умелочка» перед  ребятами детского  сада.

4 группа Учёные,  работники  образования. Спортсмены и тренеры  Зауралья. ( А.Д. Сазонов, И.М. Первушин  и др.). Выступление с докладами перед родителями.

Заключение  (3 ч)

Итоговая  пресс - конференция. Коллективная  подготовка  к  мероприятию. Распределение  роли  каждому  участнику  пресс – конференции. Подготовка к  выставке  накопленного  материала, к  защите альбома о  родном  крае.

Подведение  итогов,  выявление  лучших  авторских работ,  активных участников и  передача  накопленного  материала  в  школьный  музей.

Организация  контроля

Оформление проекта «Моё  генеалогическое  древо» .

1 этап

Постановка проблемы.

2 этап

Планируемая  деятельность.

3 этап

Организация  деятельности  проекта.

Сбор информации  виде личных  данных.

Совместная деятельность  детей и родителей  по  оформлению  генеалогического древа. Представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья.

  1. этап

Представление  работ.

Оформление и защита  исследовательских  работ.

1.Теоретический этап (этапы планирования)

  • Определение области исследования
  • Определение проблемы и темы исследования
  • Цели и задачи  исследования

2. Практический этап (этап выполнения)

Сбор  информации.  Под  руководством учителя оформляют  работы  в  форме  реферата,  сообщения,  презентации  по теме исследования.

3.Защита-выступление.

Оформление и  защита  альбома о родном  крае.

План работы         

 I блок  «Ими  гордится  село» (2 класс)

1. Подготовительный этап.

Ставится проблемный вопрос: должны ли мы знать историю своего села, его традиции и о  людях  проживающих  в  нём?

2. Основной этап. Поисковая  работа в группах.

Посещение  школьной  и сельской  библиотек, с  целью  найти  материал  о  известных  людях  села (медицинских  работниках,  тружениках  сельского  хозяйства,  работниках  культуры, образования, пищевой и швейной промышленности). Экскурсии в  организации, на предприятия.

Все группы консультируются с учителем по ходу своей работы,  затем  оформляют собранный материал на листах.

 3. Заключительный этап.

Познавательная  игра «Хочу знать» (обмен накопленным  материалом).

II блок  «История моего  села»  (3 класс)

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап. Поисково – исследовательская  работа.  

Экскурсия  на  места  исторических  зданий  села с целью узнать, как  выглядело село Воскресенское – центр  Воскресенской  волости  (ныне  с.Кирово) в  конце XIX  начала XX вв. Здание 19в. построено под Волостную управу (ДК), купеческий дом (администрация), купеческая лавка после революции в ней была тюрьма (магазин).

Исторические  здания  села,  их  владельцы (купцы,  священники). Экскурсия в  библиотеку. Собрать материалы из  истории  села накопленные  в  школьной  и сельской  библиотеках.

Развитие  промышленности,  строительства,  торговли  в  селе. Экскурсия в школьный  музей. Рассматривание  фотографий и газет  прошлого века. Дети консультируются с учителем по ходу своей работы,  затем  оформляют собранный материал на листах.

3. Заключительный этап.

Защита поисково – исследовательской  работы «История моего  села».

III блок  «Поэзия  родного  края»  (4 класс)

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

Литературная гостиная по  творчеству поэтов родного края, на  которой дети знакомятся с   участниками  литературного  клуба «Родник», с их творчеством, чтение наизусть  произведений. Оформление  альбома о родном крае  произведениями и  фотографиями поэтов родного края.

3. Заключительный этап.

Чтение  понравившихся  произведений  обучающимся 1-3 классов.

В итоге  из  трёх  блоков, представленных  обучающимися получится  альбом "Мой  родной  край ", в котором каждый  примет  непосредственное участие.

Оформление  книжки – раскладушки «Учителя - ветераны  нашей  школы». (3 класс)

1. Подготовительный этап.

Знакомство с темой работы, определение целей и задач изучения. Обсуждение и выбор формы проекта. Распределение поручений.

2. Основной этап. Поисковая работа.

Учащиеся собирают материал  об  учителях – ветеранах  нашей  школы  используя материалы периодической печати, книги писателей-земляков. Обрабатывают собранную информацию.   Оформляют  страницы  книжки  в  компьютерном  варианте. Подготовка к защите проекта.

3. Заключительный этап.

Защита книжки - раскладушки с показом оригинала и электронной презентации .

Оформление  проекта  «Знаменитые  выпускники  нашей  школы». (3 класс)

1. Подготовительный этап.

Знакомство с темой работы, определение целей и задач изучения. Обсуждение и выбор формы проекта. Распределение поручений.

2. Основной этап. Исследовательская  работа.

Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Посещение  библиотеки и школьного музея с целью  сбора  информации о выпускниках. Встречи с людьми, близко знавшими знаменитых выпускников школы. Подготовить  фотографии  и  материал в компьютерном  варианте. Оформление собранного материала о выпускниках  в виде стенда. Распространение накопленного материала  через  школьную  газету.

3. Заключительный этап.

Открытие  стенда «Знаменитые  выпускники  нашей  школы».

Организация  и  проведение празднично-конкурсной программы «Славься  наш  край!»  (3 класс)

План  проведения  КТД

1. Подготовительный этап.

 Определение задач и функций каждого ребёнка (приглашение гостей, подготовка необходимой атрибутики и бутафории, оформление выставки, проведение мероприятия).

2. Основной этап.

Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Оформление  выставки исследовательских  и  творческих работ, выполненных  за  год. Подготовка  вопросов  для  викторины  о родном  крае в школьную  газету.  

3. Заключительный этап.

Проведение  празднично-конкурсной  программы  детьми  совместно с педагогами для  родителей и гостей.

Оформление диафильма на бумаге  «Моё  Зауралье» КТД  (4 класс)

1 этап. Подготовительный

Объединение  детей  в  микрогруппы. Распределение  тем,  постановка  целей  и  задач, составление  покадрового плана будущего диафильма.  Определение  функции  каждого ребёнка  в  группе.

2 этап. Основной

Поиск  информации,  для  выполнения поставленных задач. Изготовление проекта диафильма по  рисункам и фотографиям с помощью конструирования на  рулоне бумаги. Каждая  группа наклеивает 1-3 кадра (лист А4), на  котором может быть изображение,   главные  достопримечательности: выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  и  их  краткое  описание. Подготовка  к  показу  диафильма: оформление  обложки,  подписи  к  каждому  кадру.

3 этап.  Заключительный

Просмотр  диафильма  «Моё  Зауралье»  (Творческая  работа вывешивается  вдоль  стены). Выступление  каждой  группы по  своим  кадрам.

Организация и проведение итоговой  пресс - конференции. КТД (4 класс)
1. Подготовительный этап.

Распределение  роли  каждому  участнику  пресс – конференции.

2. Основной этап.

Подготовка к  выставке  накопленного  материала. Стихи  поэтов о родном крае, песни о родном  крае, о своей малой родине, о   людях Зауралья,  материалы периодической печати.

3. Заключительный этап.

Подведение  итогов,  выявление  лучших  авторских работ,  активных участников и  передача  накопленного  материала  в  школьный  музей.

Литература

1. Аксёнов Н.А.  Исповедь  пера – Курган,  2005.

2. Богомолов О. А. Зауралье на карте России. – Курган: Зауралье, 2004.

3. Ветер времен – Курган. Изд-во: «Зауралье», 2003 г  368 с.,  64 цв. вкл.

4. Григорьев А.П.  Наш  край – Челябинск,  1985.

5. Есетов  В.А.  Метинки – Куртамыш,  2005.

6. История  земли  Курганской (1917 -98) – Курган,  2001.

7. История  земли  Курганской (с  древнейших  времён  до  начала XIX в) – Курган, 1997.

8. История  Курганской  области (1861 – 1917) - Курган,  1996.

9. Курган – Мишкино. Издание  Администрации  Мишкинского  района  Курганской  области.  Сост. А.Н.Карасёв, 2003.  

10. Курганская  область.  Сост-ред.  Г.П.Устюжанин,  А.И. Букреев - Курган  «Парус – М»,  1993.

11. Литературное  Зауралье – Курган,  1960.

12. Масасин С.И.  Музыка  Молчания – Троицк,1994.

13. Мишкинский  район.  К  85 – летию  со  дня  основания.  Курган – Мишкино. Сост. А.Н. Карасёв,  2008 г.

14. Мишкинский  район  (По  залам  музея) – Мишкино,  1985.

15. Найданов П.Г.,  Сычев А.П. Страницы  истории  Мишкинского  района  - Мишкино,  2001 г.

16. Очерки  истории  Курганской  области - Челябинск,  1968.  

17.  Павленина В. Чистый  источник.  Очерки  и  рассказы. 2006 г.

18. Программы по учебным предметам: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост Р.Г.Чуракова.  – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

19. Потанин В.Ф.  Избранное – Москва,1982.

20. Потанин В.Ф.  Собрание  сочинений  в  5-ти  томах – Курган,  2007.

21. Символы  Родины – Курган,  2001.

22. Справочный атлас Курганской области – Курган, 2003.

23. С  фотоаппаратом  по  городу. Курган: Областная  организация  Союза  журналистов  СССР,  1973 г.

24. Томилов Н.К. История  села  родного.  Челябинск,1974 г.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373.

26. Хрипко Л.С.  …На  пике  тысячелетий – Челябинск,  2006.

27. Хрипко Л.С.  Серебряные  нити – Челябинск,  1997.

Интернет – ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://zauralonline.ru/index.php
  3. http://persona.kurganobl.ru/index.php
  4. http://www.kurgangen.org/History
  5. http://mishkino.org/o-mishkinskom-rayone.html
  6. http://semyarossii.ru/component/k2/item/203-мой-прадед-–-солдат-победы.html
  7.  http://heraldry. hobby. ru/index. html – Гербы городов Курганской области.
  8. http://oldkurgan.ru/page/27 - «Старый  Курган» - фото  старого  Кургана  и  Курганской  области.
  9. http://www.kultura.kurganobl.ru/199.html - Управление  культуры  Курганской  области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина  «Моё  Зауралье».

  1. Назови  автора  сказок «Белочка – умелочка»,  «Как  ёжик  стал  колючим»?      (Леонид Куликов)
  2. С  какими  областями  граничит  Курганская  область?                                                                             (Сврдловская,  Тюменская,  Челябинская,  Казахстан)
  3. Какой  город  Курганской  области  расположен  на  реке  Исеть?   (Шадринск)
  4. Сколько  населённых  пунктов  Курганской  области  имеют  титул  города?     (Девять)
  5. Доктор медицинских наук, руководитель Курганского филиала научно-       исследовательского института экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии. (Илизаров Гавриил Абрамович)
  6. Курган был местом ссылки декабристов. Сколько человек было в ссылке? (тринадцать)
  7. Какое  животное  изображено  на  гербе  Курганской  области?  (Куница)
  8. Когда  образована  Курганская  область?  (6 февраля  1943 г)
  9. Первый  населённый  пункт, основанный  в 1644 г  монахом. (Далматов  монастырь)
  10. Назовите  города  Курганской  области.   (Курган,  Шадринск,  Куртамыш,  Катайск,  Макушино,  Далматово,  Щучье,  Петухово)

Викторина «Знай  и  люби  свой  край!»

  1. Когда  состоялось открытие  мемориальной  доски  на  здании  школы  в  память  о  погибших  выпускниках  1941 года выпуска?  (19 мая  1967 г)
  2. В  каком  году  была  установлена  скульптура,  посвящённая  партизанам – войнам  Великой  Отечественной  войны?  (1965 г)
  3. Кому   первой  было  присвоено  почётное  звание  Заслуженного  учителя  школ  РСФСР?  (Карелия  Васильевна  Власова)
  4. День рождения  спортивного  клуба  «Кировец». (24 ноября  1965 г)
  5. Открытие  первой  школы  в  селе. (1847 г)
  6. Какое  название  было  присвоено   палаточному  летнему  лагерю?  (Звёздный)
  7. В  каком  году  с.Воскресенское  было  переименовано в  с.Кирово?  (1935г)
  8. Когда  был  установлен  памятник  С.М.Кирову?  (В сентябре 1938 г)
  9. Когда  была  открыта  библиотека-читальня  в  Воскресенской  слободе  Челябинского  уезда?  (В  январе  1915 г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...