Зона арктических пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Борина Ольга Вячеславовна

Урок по окружающему миру 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Зона арктических пустынь.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

Задачи:

  • познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;
  • учить характеризовать природную зону по плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

  • показывать природную зону на карте природных зон;
  • иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • извлекать информацию из карты и схемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • рассказывать о природной зоне по плану;
  • представлять информацию в виде таблицы;
  • готовить сообщения.

Личностные:

  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
  • проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
  • понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер для учащихся, электронное приложение к учебнику, карточки с различными видами одежды, карточки с названиями групп, раздаточный материал, атлас-определитель, карта природных зон.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание  деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности.

Мы начинаем урок окружающего мира.

- А для чего мы изучаем этот учебный предмет? Эти знания важны для нас?

- А как вы узнаете что-то новое для себя?

- Вы задаёте вопросы и находите на них ответы в разных источниках информации.

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что видим мы вокруг,

Все знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как и почему,

Кто, что, когда и где?

Ответы детей (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

(читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей, находим информацию в книгах)

2.Проверка домашнего задания.

- Давайте с вами вспомним, какой  раздел мы изучаем?

- Ответьте на вопросы, которые задают нам авторы учебника окружающего мира:

- Как называется большое пространство ровной поверхности?

-Когда был создан Дальневосточный морской заповедник?

- Кто обитает в Ильменском заповеднике?

- Где можно найти дополнительную информацию при подготовке к уроку?

-Почему происходит смена природных зон?

Природа России

Равнина

В 1978 году

Рыси, косули, лисы, барсуки, глухари …

Энциклопедии, Интернет, дополнительная литература

Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли.

3.Самоопределение к деятельности.

.

Видео северного сияния

На доске появляется запись:

Зона арктических пустынь.

Цель урока

Слайд 3

-Ребята, послушайте отрывок из сказки, попытайтесь догадаться в какой природной зоне жила героиня  сказки и сформулируйте  тему урока.

«Стены намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Как холодно, как пустынно здесь было. Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной залы находилось замёрзшее озеро. Посреди озера стоял трон прелестной женщины, которая была вся из ослепительно белого льда. Здесь и сидел, почти почерневший от холода мальчик. Он возился  с плоскими остроконечными льдинками, укладывая их на всевозможные лады…»

-Кто узнал героиню произведения?

-В какой природной зоне жила героиня?

- Что вы уже знаете об этой природной зоне?

- Сформулируйте тему  нашего урока?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что может быть источником дополнительной информации по теме?

-Итак, мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

В Арктике

Ответы детей

Мы должны изучить климатические условия пр.зоны, найти информацию о растит. и жив. мире.

Доп.лит-ра, справочники, энциклопедии.

4.Открытие нового знания.

На доске:

Арктос – медведь.

Слайд 4

Схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Слайд 5

Учебник стр. 71

5.Физминутка.

6.Работа в группах.

Подбирают острова

Подбирают одежду для человека, пол.сияние, пол.день

Рис.с изображением растений

Рис.с изображением животных, птиц

1.Актуализация знаний.

- А кто из вас знает, что означает  слово Арктика.

 

В переводе с греческого «Арктос» - медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой медведицы, т.е вокруг Северного полюса.

 

 - На севере Арктики  льды никогда не тают, но приближаясь  к югу можно заметить подтаивание льда  на несколько недель в году.

- Как вы думаете, с чем же это связано?

-Молодцы, ребята!

2.Знакомство с планом изучения природной зоны.

- Кто помнит план изучения природной зоны?

-Откройте учебники на стр.71 и прочитайте ещё раз план изучения природной зоны.

 

-Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, я предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя роль:

1) географы;

2) синоптики;

3)зоологи;

4) ботаники.

-Как вы думаете, чем будут заниматься географы?

-Что должны будут узнать синоптики?

- О чем нам расскажут ботаники?

-О чем нам расскажут зоологи?

Поднимайтесь,4 класс!

Слепим мы снежки сейчас!

Снежок – первый, вот – второй,

Покрутили головой!

Снежок – три, снежок – четыре,

Руки разведём пошире!

Снежок – пять, а вот и шесть,

У нас силы ещё есть!

Семь снежок, а вот и восемь,

Помощи мы не попросим!

Ох, устали мы резвиться,

Дальше будем мы учиться

-Итак, мы начинаем нашу экспедицию. Как вы думаете, в какую одежду мы оденемся?

 В конце своей работы вы должны будете представить отчет-картину.

-Какими источниками  информации вы будете пользоваться при работе?

- Как нужно работать в группе?

Далее каждая группа получает раздаточный материал – вопросы и текст с пропущенными словами на карточках.

Географы:

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

Синоптики:

1.Почему здесь царство снега и льда?

2.Погодные условия зимой.

3.Погодные условия летом.

Ботаники:

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

Зоологи:

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Ответы учащихся: Солнце неравномерно освещает Землю. У северного  полюса солнечные лучи падают на поверхность Земли под наклоном. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают  её.

Ученики читают план

1.Название, изображение на карте.

2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа)

3.Использование природы данной зоны человеком.

4.Экологические проблемы и охрана природы.

будут работать с картой и найдут месторасположение зоны

будут изучать климат

будут искать информацию о растительном мире

расскажут нам о животных Крайнего Севера

Геогр.карта, учебник, приложение СD, энциклопедии.

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте:

Арктика – это район Земли, примыкающий к ….  . Это огромное пространство ….       Океана, с …..       и  ….. . На карте Арктика обозначена ….  Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: …….  . Арктика расположена …  от нашего края.  

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом картинками:

Солнце направляет на эту зону … лучи. Оно …, но не … . Зимой в Арктике … . Темноту освещают луна, звёзды и …  . Дуют …, бушует … . Температура опускается до … градусов. Летом в Арктике … , но … тоже нет. Это зависит от географического … арктической зоны. Температура лишь на … выше … .

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом изображений растений:

На островах прямо на голых … встречаются … , они очень … . Также приспособились к жизни на камнях … и ….. . В толще воды, не покрытой …, большое количество …. .

Дети заполняют карточку- подсказку, читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом изображений животных и птиц:

Животных арктической зоны кормит …  . Морскими водорослями питаются …, а ими - … . Основная пища птиц и животных – это … . На скалистых берегах собираются …, … и …, здесь они выводят … . Птиц с необычайными клювами называют … . Все звери – прекрасные … . От холода их защищает … . Это … и … . На тюленей охотится … .  У них длинная густая шерсть …. Цвета и … лапы, чтобы удобнее было …

7.Первичное закрепление.

Сообщения учащихся

Слайд 8

Слай 9, 10,11

Слайд 12, 13, 14, 15

Учитель дополняет выступления групп.

Отчет географов.

Отчет синоптиков.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.

Отчет ботаников.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.

Отчет зоологов.

  Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря – перепонки между пальцами, длинные  когти, широкий клюв.

   Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.

   Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокают, а в мороз не замерзает.

Прикрепляют острова, показывают на карте природную зону, называя острова, на кот. Она располагается.

Прикрепляют полярное сияние, пол.день, человека в теплой одежде.

Приклеивают растения

Приклеивают животных, птиц, рыб

7.Подведение итогов урока

Вернуться к  цели урока

Слайд 17

- Наше небольшое исследование закончено, пришло время обобщить полученные вами сведения.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что мы хотели узнать о данной природной зоне?

-Добыли интересующую вас информацию?

-А может быть кто-то захотел узнать поподробнее об Арктике?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

10.Рефлексия

(оценивание работы группы)

Слайд 18

- Кто из вас был сегодня настоящим исследователем?

- Сделайте вывод по теме урока.

Д.з.

Слайд 19

Р.т.стр.39-41.

Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь. Освоение Арктики в современных условиях (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Природные зоны: зона арктических пустынь

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Пошлазова) по теме "Природные зоны: зона арктических пустынь"....

презентация "Зона Арктических пустынь Ледяная зона"

Цель Узнать о природных условиях Арктики,растительном и животном мире ледяной зоны....

Тест по окружающему миру по теме "Природные зоны. Зона арктических пустынь. Тундра"

Тест по природным зонам. Составлен по материалам учебника УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс....

"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."

Урок-путешествие в зону арктических пустынь...