Опасности в природе. Окружающий мир (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Долганова Людмила Алексеевна

Понятие "гром", "Молния", выведение учащихся на уровень понимания: значимость деятельности и поступков человека в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (3 класс)

Тема: Опасности в природе.

Цель: Создать правила поведения в природе.

Задачи:        1. Формировать умение работать с источниками.

                2. Познакомить с понятием «молния».

                3. Учить защищать своё здоровье от опасностей в природе.

                4. Развивать коммуникативные умения.

Ход урока.

Учитель

Ученики

Средства

  1. Организационный момент.

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые.

Повернитесь, ребята к гостям, посмотрите как их много. Подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Меня зовут Людмила Алексеевна. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным.

У каждого человека в жизни есть свои принципы. Я руководствуюсь тремя «У», которые помогают мне жить и работать. Попробуйте назвать  эти слова.

Мне очень понравились ваши предложения. Я добавлю их к солнышку. Пусть это будут ваши принципы, я их уважаю. А свои, я открою в конце урока.

Как вы думаете, что для человека самое важное?

Всё, что вы назвали, действительно для нас очень важно (на доске появляется карточка).

Улыбка, удача, …

Здоровье, семья, жизнь, счастье, родители, ….

1 слайд

(Интерактивная доска)

Учитель

Ученики

Средства

  1. Введение темы и цели урока (актуализация знаний)

Прочитайте фразу.

Как связаны между собой эта фраза и то, о чём мы говорили сейчас?

!      Почему мы начали разговор с самого важного для человека и вдруг продолжили о молниях змеях,…?

Каким знаком можно показать опасность?

Где вы могли видеть такие знаки?

- Что скрывается под словом  «прочее»?

!     Каким одним словом можно назвать: молнии, змеи, собаки, …?

 

Что может нести нам эта природа?

Какие опасности ещё нас могут подстерегать в природе?

Назовите тему урока.

А надо ли нам об этом знать? Зачем?

Какая же цель нашего урока?

!     Мы с вами можем что-то изменить в природе? (Чтобы не было грозы, змей, землетрясений?)

Что же тогда делать? Как с этими опасностями нам жить?

Действительно нам этому надо учиться.  Как?

Это и есть цель нашего урока.

Читают вслух.

Выслушать детей.

ОПАСНОСТЬ для здоровья и жизни человека.

Рисуют на доске

По дороге в школу.

3 слайд  Называют свои предположения

Природа.

Опасность.

Предположения детей.

Опасности в природе.

(Интерактивная доска)

Выслушать детей.

Выслушать детей.

Нет.

Надо учиться защищать свою  жизнь и здоровье.

Придумать правила, знаки.

2 слайд

опасности

слайд:

        ураган

                             буря

                            цунами

                             

(Интерактивная доска)

Интерактивная доска

  1. Формирование нового материала.

Закройте глаза и послушайте,

что происходит в природе?

Что вы почувствовали?

Почему?

Что вы себе представили?

Что бывает раньше, гром или молния?

Оказывается: сначала МОЛНИЯ, потом ГРОМ. К этому открытию мы ещё с вами вернёмся и попробуем доказать. Почему?

Чего больше боитесь? Почему?

А что опаснее при грозе?

Почему?

- Поднимите руку, кто умеет пользоваться словарём?

Найдите что такое МОЛНИЯ? Найдёшь, прочитаешь, поднимешь руку.

А мы с вами попробуем сами предположить, что же такое МОЛНИЯ?

!   Как бы вы нарисовали молнию?

Где вы могли видеть такой знак?

Почему там стоит такой знак?

Что он обозначает?

И молния, и электричество обозначатся одним знаком. Вы не задумывались что же это значит?

Предположите что такое МОЛНИЯ?

Это ваше предположение.

А на самом деле? Составь определение, что такое молния?

Все открытия начинаются со слов ОКАЗЫВАЕТСЯ:  …

- А что такое ГРОМ? Значит почему, сначала молния, потом гром?

Значит, что опасно при грозе?

Какую опасность могут нести собаки и змеи для нашего здоровья?

Растения и грибы?

Землетрясения, наводнения, …

4 слайд

Идёт гроза.

Страх.

От неожиданности, когда грянул гром.

Как сверкнула молния и грянул гром.

Грома (молнии)

Молния.

Молния может убить.

Выслушать детей.

Ребёнок рисует

                                                     

На электрических столбах, световых щитах.

Там электрический ток.

Опасность.

Выслушать детей.

Ребёнок, который работал со словарём на интерактивной доске составляет определение.

Дети делают вывод:

Молния – это …, составляя определение на слайде.

Удары молнии.

Укус, испуг

Отравление.

Разрушение, гибель

Звук грозы.

                     гром

ГРОЗА         молния

!  Оказывается:

  1. Сначала молния, потом гром.

5 слайд

6 слайд

7 слайд картинка

8 слайд

  1. Молния – это электрический разряд.

Учитель

Ученики

Средства

Подготовка учащихся к выдвижению гипотез.

Итак подведём итог: Какие опасности могут подстерегать нас в природе?

Опасностей, действительно много, но сегодня мы остановимся только на самых распространённых: МОЛНИЯХ, СОБАКАХ И ЗМЕЯХ, РАСТЕНИЯХ И ГРИБАХ.  Все остальные, которые вы назвали и ещё не назвали, могут стать частью вашего творческого домашнего задания.

А цель нашего урока?

Как это сделать? Ваши предположения?

Подумайте, чтобы защитить себя от молний, что можно и чего нельзя?

Я  считаю, можно спрятаться от молнии под дерево. А можно или нельзя мы с вами проверим.

Как ещё можно обезопасить себя от молний?

Как можно обезопасить себя от укусов змей?  … Собак?

Как предостеречь здоровье от опасных грибов и растений?

Называют опасности и вред здоровью человека.

Создать правила поведения в природе.

? ….

Выслушать детей, гипотезы вывесить на доску.

9 слайд

                 

               

Учитель

Ученики

Средства

Данные предположения мы с вами должны проверить и доказать.

Как это сделать и где искать ответы?

4. Закрепление, систематизация, применение (работа в группах).

Сейчас вы будете проверять предположения в группах. Вспомним правила работы в группе.

Начинать и заканчивать работу будете по сигналу (сигнал колокольчика).

Каждая группа должна проверить верность наших предположений. Чтобы проверить,  необходимо найти материал в источниках, которые лежат у вас на столах:

  1. Прочитать.
  2. Поставить соответствующий знак на предположении.

- Какими могут быть знаки?

Как это делать? (показываю)

Например: если в группе вы решили, что предположение не верно, ставите: красным маркером вот такой крест, запрещающий знак  - НЕЛЬЗЯ!

- согласны -  ставите зелёным маркером квадрат, разрешающий знак - МОЖНО!

- хотите предупредить, ставите синим маркером треугольник – ОСТОРОЖНО!

Выслушать детей:

- в интернете;

- в учебнике;

- в энциклопедиях;

- в справочных материалах;

- жизненный опыт

Дети получают карточки для проверки.

Знаки  могут быть: разрешающими, запрещающими, предупреждающими.

После инструктажа дети приступают к работе.

Карточка с правилами на доске

10 слайд

  1. Прочитать.
  2. Поставить соответствующий знак на предположении.

            нельзя!

можно        осторожно!

Учитель

Ученики

Средства

Проверка работы в группах.

Почему? (объяснять) Начать проверку с конца, т.е про молнии спросить последних.

Посмотрите сколько открытий мы с вами сегодня сделали. Назовите их.

5.   Домашнее задание вы можете выбрать сами:

  1. Итог урока.

Давайте подведём итог. Поделитесь своими знаниями начиная со слов:

         Самое главное эти правила надо соблюдать!  

Рефлексия.

Посмотрите какое яркое и радостное солнце. Почему?

- Солнце УЛЫБАЕТСЯ вашей УДАЧЕ.

Я была в вас Уверена, что вы обретёте Успех в работе на уроке, а значит получите Удовольствие (открываю свои слова)

А вы довольны?

УВЕРЕННОСТЬ, УСПЕХ, УДОВОЛЬСТВИЕ

Это и есть мои принципы в жизни.

И вам хочу на память подарить маленькие солнышки с большим УСПЕХОМ! С обратной стороны памятка с некоторыми правилами для безопасности в природе. Будьте счастливы, берегите своё здоровье!

Спасибо за урок.

Выслушать детей.

11 слайд

3. Металл  – проводник

электричества.

Домашнее задание:

1. Полученные правила вы можете оформить в знаки.

2. Нарисовать свои знаки по другим опасностям.

3. Выполнить задание в тетради на с.14-15, пользуясь учебником.

12 слайд

  • В природе существуют некоторые…
  • Чтобы быть здоровыми, счастливыми, надо…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в опасности. Урок по окружающему миру. 3 класс

Данный урок содержит элементы проектной деятельности в группах, работу с энциклопедиями, с учебником. Каждый ребенок является творцом собственной памятки об опасностях....

Звездное небо – великая книга природы.- окружающий мир 4 класс

Тема: Звездное небо – великая книга природы.Цели: - Дать представление о звёздах, знакомить с созвездиями как участками звёздного неба;- Научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном н...

Конспект урока по теме "Зима в природе" Окружающий мир 3 класс

Урок изучения нового материала. Соответствует ФГОС....

Презентация к уроку "Зима в природе" Окружающий мир 3 класс

Презентация соответствует одноимённому конспекту урока....

ЦОР «Тест «Сезонные изменения в природе». Окружающий мир. 2 класс».

Цифровой образовательный ресурс  - презентация «Тест  «Сезонные изменения в природе». Окружающий мир. 2 класс»  - это не только контрольно-измерительный материал, но  и справочное ...

«Весенние явления в природе» Окружающий мир 2 класс

Учебно – методическая разработка по методологии ЛИТО...

Кроссворд по теме "Природа" окружающий мир, 2 класс, 2016г.

Кроссворд может быть использован на уроке окружающего мира в разделе "Проверь себя" по теме "Природа", 2 класс (программа А.А.Плешакова)...