Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Малаева Анна Васильевна

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак.

Цель

Научить определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями; обсуждать их роль в жизни человека.

Основное содержание темы, термины и понятия

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.

Обсудят роль кошек и собак в нашей жизни.

Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение и Русский язык

Фронтальная, в пара, индивидуальная

Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков;

Рабочая тетрадь № 1 «Окружающий мир», А. А. Плешаков

Методическое пособие: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс, Е. М. Тихомирова.

Наглядный и раздаточный материал: тесты для учащихся;

компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового.

Формы и методы: 
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно – поисковый метод.
4. Применение ИКТ (презентация)

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты, комментарии

1. Организационный момент.

Цель:
Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
 

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Метапредметные:
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
 

2. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Про кошек и собак»

Сегодня мы продолжим разговор

о домашних питомцах. О ком будет

разговор вы узнаете, отгадав загадки:

1.Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.(собака)

2. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.(кошка).

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 84 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.

Узнаем о породах кошек и собак. Научимся различать изученные породы. Обсудим роль кошек и собак в нашей жизни. Будем учиться ответственному отношению к нашим любимцам.

Отгадывая загадки, формулируют тему урока.

Совместно с учителем формулируют задачи урока.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

3. Учебно-познавательная деятельность

Цель-

обсудить  роль кошек и собак в нашей жизни,

научить ответственному отношению к содержанию домашних питомцев.

Актуализация знаний

Что вы знаете об этих животных?

Рассказ по теме урока

С кошкой и собакой человек дружит давно. Вероятно, когда появился дом у самого человека. Вокруг продуктовых запасов стали появляться мыши, а кошки приходили на них охотиться. Кошка была одомашнена в Древнем Египте.

В деревнях и сёлах кошку заводят, прежде всего, для того, чтобы она избавляла человека от грызунов. А городской житель получает удовольствие от общения с ней.

В разные времена в разных странах к кошкам относились по-разному. В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всякие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами. А вот в Европе к кошкам было противоположное отношение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам, считалось, что они приносят в дом несчастье.  На Руси к кошкам относились по-разному: кто-то любил, а кто-то боялся и прогонял. Конечно же, кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь.

Работа с информацией в учебнике (страницы 84-86)

Прочитайте и расскажите: с.86

«Как выглядит кошка? Что бы ещё вы добавили к рассказу в учебнике о повадках этого зверька?»

Существует очень много пород кошек.

Прочитайте текст в учебнике, найдите ответ на вопрос:

«Сколько пород кошек существует?»

Какие породы кошек вы знаете?

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

Кошки живут рядом  с человеком, но не служат ему так, как собаки. Хотя бывают исключения.

Прочитайте рассказ в учебнике «Кошки на работе».

Ответы на поставленный вопрос, используя свои наблюдения и имеющиеся знания.

Учащиеся ищут ответ на поставленный вопрос в тексте учебника.

Заслушиваются  ответы.

Чтение рассказа вслух одним из учеников.

Устные ответы на вопросы.

Из наблюдений добавляют о повадках зверька, например, как кошка показывает агрессию и др..

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Цель:
Смена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей.

Активная физминутка с животными (презентация).

- Группа каких животных участвовала в физминутке?

Повторяют движения за героями из презентации. 
-Группа домашних животных.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

4.Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

Кто из хищников стал первым домашним животным и как это произошло?

Из хищников собака стала первым домашним животным.

Слайд 4

Её предки - различные виды волков -были одомашнены ещё в каменном веке.

Сколько существует пород собак? Найди информацию на с.84 учебника.

Познакомимся подробнее с несколькими из них.

Какими бывают собаки и какую роль играют собаки в жизни человека? Прочитайте информацию  из первого абзаца на с.85 и ответьте на вопрос.

Собаки бывают декоративные, служебные, охотничьи. Для служебной собаки нужны сильные руки. Охотничью должен заводить человек, увлекающийся охотой. А декоративную может взять любой человек.

Объединитесь в пары и обсудите как эти собаки служат человеку и к какой группе они относятся? Кто узнал породу этих собак?

Рассказ учителя о заслугах собак.

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди, так или иначе, выражают свою благодарность четвероногим друзьям. В Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасшему 40 человек в Альпах. В Италии есть памятник псу Верному, который в течение 14 лет приходил на вокзал встречать своего хозяина, погибшего на войне. В Берлине памятником отмечен труд собак – проводников слепых. В Санкт-Петербурге установлена бронзовая скульптура собаки – помощника учёных.

Как нужно относиться к кошке, собаке? Как правильно ухаживать за этими животными? ( 2 абзац с.85)

Чтение рассказа учениками.

Рассказ учащихся, пользуясь иллюстрациями в учебнике.

Коммуникативные УУД

Работа в парах

Индивидуальная помощь учителя учащимся.

5. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала

Цель: проверить понимание изученного материала путем составления синквейна

А сейчас снова поработаем в парах.  

Составление синквейнов.  Работа в парах.

В конвертах находятся заготовки для составления синквейна: кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость: собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг. Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и положите его сверху. – Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и прикрепите их под этим словом во второй ряд. – Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и прикрепите в третий ряд. – Из оставшихся слов составьте предложение из 4-х слов и прикрепите в четвёртый ряд.

Дети представляют по парам  получившиеся синквейны.

кошки

пушистые, нежные

мурлычут, играют, лечат

Кошки ловят вредных мышей.

собаки

умные, преданные

защищают, спасают, охотятся

Собаки охраняют наши дома.

Кошки – для нас радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным собакам и кошкам. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

Работают в парах

Формирование

регулятивных УУД

Выполняют синквейн. Коммуникативные УУД

Работа в паре

Индивидуальная помощь учителя обучающимся  в выполнении заданий

Осуществляют проверку.

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель:
- Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
 

Тест.

(«Окружающий мир. Тесты. 2 класс »)

Путем размышлений отвечают на вопросы теста. Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.
Самопроверка по образцу на доске.

Личностные:
Ответственное отношение к выполнению заданий.
Регулятивные:
Умения вести самостоятельный отбор информации;
Умение выполнять учебное действие;
Контроль деятельности по ходу выполнения задания;
Оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные:
Умение работать индивидуально.
Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Проверка правильности результата при ответе на вопросы теста.

7. Подведение итогов урока.

Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. Какие выводы вы можете  сделать?

 Наш урок подходит  к концу. Подведем итоги. С.87
-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент-Экзюпери.
Человек — часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями.
Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.

Ответы детей.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 87, в рамке).

Личностные:
Проявление познавательной инициативы.
Метапредметные:
Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний.
Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы.
Предметные:
Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках.
Умение оценивать достигнутые результаты.

7. Этап информации обучающихся о домашнем задании. 

Цель: разъяснение д.з. для более успешного самостоятельного выполнения обучающимися

Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о породах кошек и собак  и их уходе на с.84-87.

Обязательно (базовый уровень):  ответить на вопросы учебника на   странице 87; задание 1, стр.58 в тетради.

По выбору (повышенный уровень): составить рассказ о своём домашнем питомце; выполнить задания в рабочей тетради на страницах  58-59.


Дети записывают домашнее задание.

Личностные: Понимание обучающимися цели и содержания д/з.
Проявление познавательной активности при выборе д/з.
Метапредметные:
Умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях.
Предметные:
Повторение пройденного
материала дома.

Домашнее задание носит дифференцированный подход

8. Рефлексия деятельности.

Цель: научить обучающихся:
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности;
сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

— Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево.
Организация рефлексии: 
Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.
Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял.
Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного.

Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.

Вслух читают вопросы из учебника. Фронтальный опрос.
Раскрашивают домики в цвет, соответствующий настроению, в окошечке ставят оценки, которую считают заслуживают за урок.

Личностные:
- Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности.
Регулятивные:
- умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные:
- умения осознано использовать средство устной речи.
Предметные:
- умения систематизировать знания по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)

Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему мы любим кошек и собак» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  знакомство с  разнообразием мира домашних животных; условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами со...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: «Про кошек и собак», 2 класс

План урока по окружающему миру по УМК "Школа России", 2 класс.Тема :"Про кошек  и собак"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему мы любим кошек и собак" (1 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о бережном отношении к домашним питомцам. Узнать как ухаживать за кошкой и собакой. Задачи урока Дидактические: 1.  Расширить и систематизировать пр...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: «Про кошек и собак», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с некоторыми породами кошек и собак....

Технологическая карта урока окружающего мира "Про кошек и собак" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о домашних шивотных.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с породами кошек и собак.Расши...