Главные вкладки

    Материал по окружающему миру (2 класс) по теме:
    "Солнце". УМК Гармония.

    Остроухова Галина Викторовна

    Урок окружающего мира во 2 классе. УМК Гармония.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon solntse._okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            -  -

    Тема урока: «Солнце и его значение для всего

    живого на Земле» (2 класс)

    Цели:

    • Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
    • Систематизировать знания детей о Солнце, как о ближайшей к Земле звезде

    Задачи:

        образовательные:

    • Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
    • Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;

     развивающие: 

    развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;

          воспитательные:

    формировать навыки работы и умения взаимодействия    между учащимися в группе.

     Оборудование: 

    учебник «Окружающий мир» 2 класс О.Т. Поглазова, карточки с заданиями, пректор, интерактивная доска, презентация.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Учитель:  Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

    Нас природа окружает,

    Много тайн она скрывает,

    Чтобы тайны все узнать,

    Надо думать, размышлять.

    Нам урок начать пора,

    В добрый путь, мои друзья!

    2. Постановка темы и целей урока.

    1.Чтение детьми стихотворения (с.98 учебник)

    2.

    -Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

    -Правильно, давайте прочитаем главный вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить.

    (Слайд1)

    -Как вы думаете, а какой ученый смог бы ответить вам на этот вопрос? ( астроном)

    -Каким приборам он для этого будет пользоваться? (телескоп)

    -Попробуем и мы на некоторое время стать астрономами и узнать  как можно больше о Солнце. Прежде чем начать изучение чего-либо, учены должен поставить перед собой вопросы, на которые он хотел бы узнать ответы.  А что вы хотели бы узнать о Солнце?

    (Слайд 2)

    -Как Солнце влияет на Землю?

    -Какое расстояние от Земли до Солнца?

    -Есть ли жизнь на Солнце?

    -Какая температура на Солнце?

    -Где находится Солнце?

    3. Изучение нового материала.

    - С древних времен люди смотрели на небо и пытались разгадать его тайны. Наверняка у них возникали такие же вопросы, что и у вас сегодня, и они пытались ответить на эти вопросы.

    (Слайд 3)У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли Коляда. На Руси верили, что, как и все живое на Земле, Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники.

    В святки, с 25 декабря по 6 января, ряженые ходили по дворам. Переодетые в зверей они громко пели, ударяли в бубны и шумели трещотками. Они пели колядки – песни, прославляющие Коляду – маленького младенца Коло. Для славян он был молоденьким Солнцем, выходящим из плена зимней тьмы и стужи.

    В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

    ( Слайд 3)Когда наступал самый длинный в году день, в ночь на 24 июня, славяне отмечали праздник Ивана Купалы. Они встречали восходящее солнце, любуясь им. В купальскую ночь водили хороводы, прыгали через костер, плели венки... Спуск с горы колеса означал откат Солнца на зиму. После этого дня полуденная высота Солнца становилась все меньше и меньше.

    От древних слов "хоро" и "коло" возникли слова "хоровод", "колесо". "Хоро" и "коло" означают солнечный круг.

    ( Слайд 3 )
    -А что это за праздник?

    -Масленица - древний славянский праздник. Масленица- это время, когда пробуждается природа и солнце. Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

    Как вы наверное заметили, в каждом из этих праздников есть один и тот же символ- круг. Круг в Древней Руси был символом солнца. А кто из вас догадался, какой символ солнца готовят на Масленицу?

    4. Физминутка

    Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).  Солнышко  так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся  солнышку  и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

    5. Изучение нового материала(продолжение)

    -Много времени прошло с тех пор. Астрономы, математики, физики много трудились, чтобы разгадать все загадки нашего Солнца. Давайте и мы попробуем их разгадать.

    (Слайд 4)

    - Что является источником света на каждой картинке?

    -Почему светло около костра?

    -Когда угли костра перестают светиться?

    -А почему свеча светит?

    -Что нужно сделать, чтобы свеча перестала светить?

    -Что светится в электрической лампочке? Ведь в ней же не горит огонь?

    - А что же общего между этими предметами и Солнцем?

    -Давайте узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого прочитаем текст учебника с.100

    (Слайд 5)

    -На какие вопросы помогли нам найти ответы авторы учебника?

    (Слайд 6 «Солнце-это звезда»)

    -Какие вопросы еще остались?

    -Постарайтесь, постарайтесь найти ответы на эти вопросы на с.101 учебника.(Самостоятельная работа)

    ( Проверка- Слайд 7)

    Люди научились оценивать размеры небесных тел, используя угол, под которым эти тела наблюдаются на небе. В поперечнике наше Солнце в 109 раз больше земного шара.

    Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что Солнце очень большое. И все-таки насколько велико? С чем его сравнить? Если бы можно было взвесить на весах Солнце и Землю, то оказалось бы, что масса Солнца в 333 000 раз больше массы Земли, т.е. 333 000 Земных шаров надо было бы взять, чтобы уравновесить Солнце.

    6.Работа в рабочих тетрадях с.36-37

    -Продолжим работу в парах. Ваши тетради открыты на с. 37 задание №17. Рассмотрите внимательно рисунки. Что можете рассказать о солнце по этим рисункам?

    7. Итог урока.

    - Ребята, сегодня мы хорошо потрудились.

    -Удалось ли вам почувствовать себя астрономами?

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    - Что для вас оказалось не новым?

    - Что удивило?

    - А для того, чтобы проверить свои знания, выполните тест, который лежит перед вами на партах. Внимательно читайте вопрос и обводите букву около правильного ответа.

    8. Тест

    1.        Солнце – это...

    с.        Спутник

    ю.        Планета

    o.        Звезда

    2.        Звезда состоит из…

    т.        Газа

    р.        Пыли

    д.        Камней

    3.        Солнце относится к …

    к.        Живой природе

    л.        Неживой природе

    е.        Рукотворным предметам

    4.        Солнце имеет форму…

    у.        Круга

    н.        Овала

    и.        Шара

    5.        Солнце приносит…

    с.        Пользу

    ц.        Вред

    ч.        Вред и пользу

    6.        Ученые, изучающие звезды, называются…

    н.        Астрономы

    м.        Физики

    я.        Биологи

    7.        Для изучения Солнца понадобится…

    к.        Лестница

    щ.       Альбом

    о.        Телескоп

    9. Заключительная часть.

    Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

    Дети! Будьте как Солнце! Пусть ваши улыбки дарят людям тепло и радость. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

    10. Резерв.

    Просмотр видео «Живое солнце»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

    Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели:  познакомить с жизнью ...

    Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. (УМК «Гармония» ) Учитель: Ильинова Ю.Н. Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»

    Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презе...

    "Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"

    Цель: продолжать  закреплять  теоретические знания по теме: « Единицы длины, времени, массы», применяя алгоритм перевода больших единиц в меньшие и обратно.Задачи:а) образовательные:·...

    "Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"

    Цель: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.Задачи:Личностные:воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.Метапредметные:развивать мыш...

    Солнце. Окружающий мир 2 класс УМК "Гармония"

    Презентация к уроку "Солнце". Окружающий мир 2 класс УМК "Гармония"...

    Солнечная система: Солнце (окружающий мир, 2 класс, УМК "Гармония").

    В работе представлен материал для урока  окружающего мира во 2 классе по теме"Солнце". Презентация может быть использована в уроках и внеурочной деятельности в начальной школе в любом УМК....