Рабочая программа по предмету Окружающий мир по УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Михалутина Татьяна Александровна

Рабочая программа по предмету  Окружающий мир по УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»

Рассмотрена на заседании МО

Руководитель МО____________

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2016 г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ «РСШ №2»

______________ Чудаева Н.Д.

Приказ №___

от «___» 20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ОСНОВНОГО ОБЩЕНО ОБРАЗОВАНИЯ, 4-а КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 68, В НЕДЕЛЮ – 2 ЧАСА

УЧИТЕЛЬ МИХАЛУТИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

  1. ФГОС НОО,
  2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010Г

      3.   О.Т.ПОГЛАЗОВА. «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

      4.   УМК ГАРМОНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:

О.П. ПОГЛАЗОВА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: УЧЕБНИК ДЛЯ 4 КЛ. В 2Ч.

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (по ФГОС: личностные, метапредметные, предметные, по ФКГОС: знания, умения, навыки)

Личностные

У выпускников будут сформированы:

  • принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
  • осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания  - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей; 
  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

 Метапредметные

  • способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
  • способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
  • способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
  • умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

 Предметные      

  • усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
  • усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
  • начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты  по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
  • научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;

умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения.

2. Содержание учебного предмета, курса

Ориентирование в пространстве и во времени

Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Пу-тешествия в пространстве и путе-шествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени».

Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, ос-новные и промежуточные сторо-ны горизонта. Открытая и за-крытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёз-дам и местным признакам.

Способы изображения объектов окружающего мира

Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ го-сударств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической кар-ты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического простран-ства, их изображение. Звёзды созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнеч-ной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народ-ном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.

Природные богатства России

Россия на глобусе и карте полу-шарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разно-образие. Месторождения полез-ных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использо-вание металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обу-словленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископа-емых. Рациональное использова-ние полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр род-ного края.

Природные зоны и природные сообщества

Общее представление о природ-ных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лес-ная зона, степь, пустыня на терри-тории России. Климатические условия, особен-ности рельефа, водоёмы, расти-тельный и животный мир, приспо-собляемость растений и животных к условиям обитанияв разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возни-кающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и живот-ных на разных высотах в горах. За-нятия жителей гор.

Представление о природном со-обществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народ-ного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных рас-тительных сообществ. Экологические проблемы, воз-никающие в результате жизне-деятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вы-рубка лесов, пожары и др.). При-родоохранные меры по сохране-нию лесов и лугов. Организация заповедников, национальных пар-ков, заказников с целью сохране-ния природных сообществ.

Особенности природы родно-го края (природная зона, харак-терные природные сообщества, наиболее распространённые рас-тения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологиче-ские проблемы, связанные с при-родными условиями и деятельно-стью людей, возможные пути их решения.

Важнейшие события в истории Отечества

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского го-сударства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные рус-ские города – памятники культуры Древней Руси.Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII

веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторже-ние шведов и немецких рыцарей

в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения рус-ских земель. Иван Калита. Кули-ковская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Москов-ского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепо-щение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый импе-ратор Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского госу-дарства.

Санкт-Петербург – новая столи-ца России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская им-перия времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятни-ки культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобож-дение крестьян от крепостной зависимости, развитие промыш-ленности, науки, образования. Отражение исторических со-бытий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 го-да, приход к власти большевиков.

Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строитель-ства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам)родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государствен-ная Дума, Совет Федерации, пра-вительство. Выдающиеся люди на-шего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств.Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные

люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отно-шение к ним.

Материки, океаны, страны и народы Земли

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в от-крытии новых земель. Первоот-крыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путе-шествия. Имена российских пу-тешественников на карте мира, России и родного края. Природа

материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Меж-дународная Красная книга. Общее представление о разнооб-разии стран и народов современ-ного мира, наиболее многочис-ленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (сто-лицы, главные достопримеча-тельности, расположение на по-литической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

3. Тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Колич.

часов

1

Ориентирование в пространстве и  во времени

7

2

Способы изображения объектов окружающего мира.

9

3

Природные богатства России.

8

4

Природные зоны и природные сообщества

11

5

Важнейшие события в истории Отечества

21

6

Материки ,океаны, страны и народы Земли.

11

7

Резерв

1

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам для 3 кл. УМК "Гармония"

Рабочие программы адаптированы для триместровой системы обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Гармония"

Данная программа разработана в соответсвии тебования ФГОС....

Рабочая программа по предмету Русский язык по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету Русский язык по УМК Гармония...

Рабочая программа по предмету Литературное чтение по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету  Литературное чтение  по УМК Гармония...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК Гармония

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут об...