урок по окружающему миру 4 класс "Великая Отечественная война 1941-1945 год".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кузавлева Екатерина Ивановна

Подвиг легендарного танкиста Героя Советского Союза Бухтуева Михаила Артемьевича .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г.

Цели:

1) Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне.

2) Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.

3) Развивать речь, мышление, память, воображение.

Задачи:

  • познакомить учащихся с героическим прошлым Родины, родного края,познакомить с подвигом Героя Советского Союза М.А.Бухтуева
  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство патриотизма..

Оборудование: учебникА.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь,мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные задания – сообщения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

             - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

              - Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять,

                Интересное узнать.

  1. Актуализация опорных знаний.

 - Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?                                                             - Какие события произошли в России в начале ХХ века?                                                                 - Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень   тяжёлый для нашей страны.                                                                                                                             Прошла война,                                                                                                                                  Прошла беда,                                                                                                                                Но боль взывает к людям.                                                                                                            Давайте, люди, никогда                                                                                                                         Об этом не забудем!

1 слайд

-    Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому  радио были прерваны  все передачи и люди услышали сообщение:

-Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.

Дети слушают запись сообщения (звучит голос Левитана)                                                                                               Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

                                                       

                                                         2 слайд

Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

            - Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.

3 слайд

            - Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

               Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.

1.Целеполагание.

4слайд

        - Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.

       - Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)

 -  Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?) - В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.                             В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.

      В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы. Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра. С этого момента наступил перелом в войне. Наши войска перешли в наступление

                                                                       5 слайд

        Сегодня на территории Подмосковья возвышаются памятники, которые отражают все события битвы под Москвой.   К 25-летию победы под Москвой в 1966 году у Яхромы на Перемиловской высоте была сооружена памятная композиция в честь доблестных бойцов первой ударной армии. Центром композиции стал памятник Воину-освободителю, на постаменте которого написано:

  • Запомните: от этого порога,

 в лавине дыма, крови и невзгод

Здесь,  в сорок первом,  началась дорога

 в победоносный,  сорок пятый год.

               

                                                    Физминутка

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

       Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за нашу Родину. Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Но сегодня на уроке я хочу рассказать вам о подвиге нашего земляка тоджинца, Героя Советского Союза Михаила Артемьевича Бухтуева.

                                                         6 слайд

Михаил Артемьевич Бухтуев – легендарный танкист. Родился Михаил Бухтуев 23 ноября 1925 года в семье рабочего в поселении Карагаш Тоджинского кожууна Тувинской Народной республики. 8 июня 1943 года Михаил Бухтуев ушел на фронт. В танковом училище на Урале овладел специальностью механика – водителя и был направлен в действующую армию. Механик-водитель Бухтуев вошел в экипаж лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового корпуса 65-й армии.
                                                                7 слайд
      24 июня 1944 года после мощной авиационной артиллерийской подготовки 65-я армия из района южнее поселка Паричи перешла в наступление и прорвала вражескую оборону. В прорыв был введен 1-й гвардейский танковый корпус, в составе которого наступала и 15-я гвардейская танковая бригада. Танкисты ломали сопротивление противника и в первый день наступления сумели продвинуться на 20 километров.
В первый день наступления Комарова первым ворвался в деревню Тумаровку и нанес противнику тяжелые потери. Бухтуев по пути следования раздавил несколько артиллерийских орудий.
       На рассвете 25 июня 1944 года танкисты продолжили наступление. Головным шел танк Комарова. На подступах к станции Черные Броды Октябрьского района Гомельской области находившейся на станции бронепоезд врага открыл сильный огонь по наступавшим нашим войскам. Однако танкисты продолжали продвигаться вперед. Но вот в башню «тридцатьчетверки» попал снаряд. Ранило заряжающего и командира орудия. Передав раненых санитарам, Комаров вдвоем с Бухтуевым продолжили наступление.
Несмотря на активное огневое сопротивление противника, танк под командованием лейтенанта Дмитрия Комарова, одним из первых прорвался к станции. На подступах к станции, танковый прорыв наших войск был встречен огнем из пушек фашистского бронепоезда. Попаданием вражеского снаряда из бронепоезда, танк лейтенанта Комарова был подожжён, а сам командир ранен.
      Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель танка Михаил Бухтуев приняли единственное решение. На максимально возможной скорости, объятый пламенем Т-34 протаранил фашистский бронепоезд. Две бронеплощадки, сойдя с рельсов, опрокинулись. Бронепоезд был остановлен. Противник, лишившись бронепоезда, поспешно оставил опорный пункт
Вдохновлённые подвигом товарищей, танкисты 15-й гвардейской бригады ринулись вперёд, и в 15.00 Чёрные Броды были освобождены.
При таране бронепоезда геройски погиб механик-водитель М. Бухтуев. Лейтенант Комаров, отстреливаясь от фашистов из пистолета, скрылся в лесу, расположенном рядом со станцией и там, от потери крови, потерял сознание. Командира танка, на седьмые сутки, нашли и подобрали в лесу советские разведчики.

слайд 8


Это был первый и единственный в истории войн танковый таран бронепоезда.


     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии сержанту Михаилу Артемьевичу Бухтуеву было присвоено звание Героя Советского Союза. На тот момент Михаилу Бухтуеву было 19 лет.                            

                                    слайд 9
       
Именем Героя названа улица в поселке Сарыг-Сеп и средняя школа №1 в городе Кызыле. На здании школы установлена мемориальная доска. На станции Черные Бороды в честь подвига бесстрашных танкистов воздвигнут обелиск.
Приказом Министра обороны СССР М. А. Бухтуев навечно зачислен в списки личного состава танковой части.                                                                                                                  Вспомним всех поименно,

горем

     вспомним

          своим...

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!

Вспомним

     гордо и прямо

погибших в борьбе...

        


                                                                   слайд 10

         В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около сорока крупных наступательных операций. Битва под Москвой (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 года), битва за Ленинград (10 июля 1941 - 9 августа 1944 года), Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года), битва за Кавказ (25 июля 1942 - 9 октября 1943 года), Курская битва (5 июля 1943 - 23 августа 1943 года), битва за Днепр (август - декабрь 1943 года).

  1. Итог урока.
  1. Работа в группах.              слайд 11

Учитель. Подводя итог нашего урока, выделим те черты характера, которые подходят к защитнику Родины.

      На карточках записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.                                        слайд 12

  • Трусость,
  • патриотизм,
  • решительность,
  • слабость,
  • бдительность,
  • смелость,
  • находчивость,
  • безответственность,
  • храбрость                                                                                                                              Учитель. Когда мы отмечаем праздник “День Победы”?                                                                                                   слайд 13

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.                                                           слайд 14

Девятое мая - великая дата!
Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом,
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы!

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

  1.   Прослушивание грамзаписи песни “День Победы”.
  1. Домашнее задание: Объединитесь в группы и подготовьте рассказы о наших героях – земляках.

Использованная литература

1.Учебник «Окружающий мир»А.А.Плешаков 4 кл.

2.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 кл.

2.Фронтавики таежной Тоджи автор А.Д.Кашкак.

3.Фотографии из музея МБОУ «СОШ с.Тоора-Хем» и личные.

4.Рисунки детей 4 «б»класса, посвященные подвигу М.Бухтуева.

5.Стихи Р.Рождественского , А.Твардовского, песня «День Победы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Великая Отечественная война"

Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по УМК «Школа России». На уроке формируется представление о Великой Отечественной войне и ее героях. Учащиеся знак...

Презентация к уроку по окружающему миру "Великая Отечественная война"

Презентация дополняет конспект урока по окружающему миру по теме "Великая Отечественная война"....

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Класс: 4ОС Л.В.ЗанковаУчебный предмет: окружающий мирАвторы учебника: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Цель: углубить знания детей о ходе  и главных этапах Великой Отечественной войны.Задачи:1)о...

Конспект урока по окружающему миру " Великая Отечественная война 1941-1945"

Конспект по окружающему миру на тему: "Великая Отечественная война 1941-1945"...

Конспект урока по окружающему миру ТЕМА «Отечественная война 1812 года» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоно...