Пришла зима
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лешкевич Татьяна Павловна

 Цели урока:

  • познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы;
  •  обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
  •  рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishla_zima.docx35.68 КБ
Файл prishla_zima.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-а классе

30 ноября 2016 г.

        

Тема урока

Пришла зима.

Цели урока

  • познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы;
  • обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы;
  •  рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр.

Предметные УУД.:

определять особенности времени года - зима, называть зимние месяцы,  знать правила безопасного поведения во время зимних игр.

Метапредметные  УУД:  

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так пользоваться  энциклопедиями.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; развивать умения контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к родной природе, осознают важность и необходимость безопасности во время зимних игр.

Тип урока:

изучение нового материала.

Методы урока:

частично – поисковый, наглядный, словесный, практический

Место урока:

первый урок по разделу.

Формы урока:

коллективная, фронтальная, парная

Оборудование:

учебники,  картины, компьютер, мультимедиапроектор, слайды, оборудование для опыта «Что такое лёд».

        

Характеристика деятельность учителя

Характеристика деятельность учащихся

  1. Орг. момент

- Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

- Руки …  Ноги … Локти… Спина…

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, а вы любите играть? О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

- Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать  о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь?

(На слайде по мере ответа детей выходят  картинки медведя, лисы, зайца)

- Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во - вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и можно ложиться спать. Жир – это запас пищи на всю зиму.

- Медведь.

- Звери от врагов кто  в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

  • Заяц.  

- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полёвок – находим   мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

- Лиса.  

- Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. А чтобы расселить животных нужно подумать, на какие группы их можно разделить.

- Да.

- Мы говорили о том, как звери готовятся к зиме.

- Медведь.

- Заяц.

- Лиса.

- Слайд на доске. Расселим животных в домики.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Одна седая,

А за нею - молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

- Что это такое?

- Сколько времен года вы знаете? Какие?

- Послушайте еще одну загадку:

             Тройка – тройка прилетела

           Скакуны в той тройке белы.

           А в санях сидит царица,

           Белокоса, белолица,

           Как махнула рукавом,

           Всё покрылось серебром.

- Что это?          

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?  

- Ребята, кто из вас любит смотреть мультфильмы?

- А с этими героями мультфильма вы знакомы?

- Да, Мартышка была очень любопытная, много хотела знать.

Назовите ее друзей.

- Но дети, посмотрите на этот рисунок, что-то они невеселые…

- Как вы думаете, что с ними случилось?

- А может, прочитав это письмо, мы поймем,  над чем задумались наши герои?

«От мартышки, ученикам 1-а класса»

«Дорогие ребята, мой друг Попугай узнал, что к вам пришла зима. А кто такая зима?»

И тут, ребята, она пишет, что обещает позвонить и послушать ответ. А еще есть подарок, но его мы откроем только к концу урока.

- Как вы думаете, почему они не знают, что такая зима?

- Это времена года?

- Есть четыре времени года. Зима, весна, лето, осень.

- Зима.

- Мы будем говорить о зиме.

  1. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений.
  • Работа с учебником.

- Откройте учебник с. 32-33.

- Что же изменилось с приходом зимы?

- Сравните рисунок в верхнем левом углу страницы и центральный рисунок.

- Что общего в этих рисунках?

- Чем рисунки отличаются?

- Что изменилось в природе с приходом зимы?

- Какие краски исчезли, а какие появились?

- Какие звуки исчезли, а какие появились?

- Какие запахи исчезли, а какие появились?

  • Беседа о зимних месяцах.

- В загадке говорилось о тройке. А о какой тройке говорилось в загадке? В зимнем царстве сколько месяцев? А какие, отгадайте.

  • Дни его – всех дней короче,

            Всех ночей длиннее ночи.

            На поля и на луга

           До весны легли снега.

           Только месяц наш пройдёт

           Мы встречаем Новый год!  

Декабрь – «студень», «ветрозим», «полночь года», месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

  • Щиплет уши, щиплет нос,

            Лезет в валенки мороз.

            Брызнешь воду -  упадёт,

            Не вода уже, а лёд.

            Даже птице не летится,

            От мороза стынет птица.

            Повернуло солнце к лету.

            Что, скажи, за месяц  это?    

Январь – «просинец», «перезимье,перелом зимы», самый холодный и ветреный месяц в году.

        Январь – году начало, зиме – середина.

  • Снег мешками валит с неба,

            С дом стоят сугробы снега,

            То бураны и метели

            На деревню налетели.

            По ночам мороз силён,

            Днём капели слышен звон,

            День прибавился заметно.

            Ну, так что за месяц это

Февраль – «лютень», «снежень», «бокогрей», месяц снегопадов,  злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

- Исчезли желтые, красные, зеленые краски, появились белые краски.

- Не слышно пения птиц, жужжания насекомых, зато мы слышим, как скрипит снег под ногами.

- Исчезли запахи цветов, прелой травы, но зимний воздух очень свежий и чистый.

- В зимнем царстве три месяца.

- Декабрь.

- Январь.

- Февраль.

  1. Физкультминутка

  1. Знакомство с зимними природными явлениями.

- Зимой мы можем с вами наблюдать интересные природные явления.

 - снегопад (обильное выпадение снега)

- метель (перенос снега ветром)

- изморозь (рыхлый, снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане)

-гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания)

-оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда)

  1. Опыт со льдом.

- Рассмотрите еще раз рисунок. Обратите внимание на то, как одеты дети.

- Как нужно одеваться зимой?

- Как дети ведут себя во время зимней прогулки?

- Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать?

- А где ты катаешься на лыжах, коньках, санках?

- Что нужно знать, чтобы не случилась беда?

- Что это? В огне не горит и в воде не тонет?

- Что такое лед?

- Какой первый лед?

- Действительно ли первый лед опасен для жизни?

- Проведем опыт.

- Какой можно сделать вывод?

 

- Это лед.

- Это замершая вода.

- Первый лед очень тонкий.

- Тонкий лед опасен для жизни.

  1. Итог урока.

- О каких зимних изменениях в природе мы рассказали Мартышке сегодня?

- Какие изменения происходят в живой природе с приходом зимы?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать во время зимних забав?

Самоанализ урока.

В 1 классе обучаются 24 ребенка. 3 мальчика и 12 девочек. Дети адаптационный период прошли безболезненно. Постепенно микроклимат в классе улучшается, формируется коллектив, есть кому и в чем подражать в классе. Дети постепенно становятся добрее, терпимее друг другу. Уровень подготовленности к школе у первоклассников была разная. 5 обучающихся хорошо читающие, есть обучающиеся, которые  имеют логопедические проблемы. Но хочется отметить, отношение к учебе у детей положительное, учатся с желанием.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым уроком  в изучении темы «Зима». Изучение учебного материала по времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные - труд человека - образцы поведения в природе. В связи с тем, что по такому плану уже пройдена тема «Осень», и ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, дети на уроке работали легко и непринужденно, были активны, делились своими знаниями.

Уроки окружающего мира считаются самыми интересными и сложными при подготовке к уроку. Этот предмет сложен потому, что охватывает очень большой круг вопросов. А интересен тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-либо загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Цели, содержание, методы, приемы на уроке, структура урока были направлены на максимальное выявление индивидуального опыта ребенка в окружающем его мире, в котором он сам проживает.

Главным этапом урока являлся этап – решение учебной задачи. Ребята неустанно готовили все без исключения ответ Мартышке: «Кто такая зима?» Очень выигрышным оказалась постановка проблемного вопроса «Кто» такая зима?». Это противоречие - ошибочное представление о зиме героя мультфильма - сразу вдохновило ребят на помощь, они старательно, иногда нетерпеливо шумно вели разговор о зиме. Далее – при помощи логических действий (анализ, сравнение) под руководством учителя «открывали» знания, что, с приходом зимы, исчезают определенные, только относящиеся к осени - цвета, звуки, запахи, а появляются новые признаки - свой цвет, запах, звуки зимы.

Дивная красота зимней природы прослеживалась в строчках стихотворения – загадки. Ребята вновь задумались, оживленно искали ответ загадке,  но результат их мыслительной деятельности был предъявлен: отгадали - зима. Еще больший эффект дал в восприятии красоты зимы - красивый рисунок. Оживленность держалась и далее - нужно было отгадать еще одну загадку в загадке - о тройке предметов, много было ошибочных представлений, пришлось многократно перечитывать строки. Путем ошибок и проб дети нашли ответ и этому вопросу - это зимние месяцы. Удовлетворение своей деятельностью, что сами «открывают» знания, радость успеха на этом этапе, предвкушая радость встречи вновь с Мартышкой (она должна позвонить), не забывая при этом, что ему нужно объяснение про зиму – все эти эмоции чувствовались у каждого ребенка. Такой настрой несомненно пробудил познавательный интерес - помог запомнить другие старинные названия и описание зимних месяцев (Студень, Просинец, Бокогрейка). Интерактивная доска всегда возбуждает интерес к работе: зимние явления детям знакомы, их названия соединять с изображениями - трудности не выявило. Старалась использовать имеющиеся у ребенка наблюдения: просила рассказать, описать это явление, а потом сама корректно дополняла их ответ.

Каждый этап тщательно продумывала, чтобы они работали на главный - обобщить, систематизировать знания о зиме (готовят ответ на письмо Мартышки):

В этапе актуализации знаний – восстановили знания об осени - для сравнения – выделения отличительных признаков зимы;

- в этапе постановки учебной задачи - дана установка: подготовить ответ о зиме Мартышке (Мартышка должна позвонить);

- в последующих этапах урока – собирали информацию о зимних забавах, правилах поведения на улице - умственные действия подкреплялись практическими. На всех этапах урока учебный материал работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужно создавать для них необходимые условия. И одно из условий – личностно - ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. На уроке я применяла разнообразные организационные формы (индивидуальные, парные, групповые).

Для организации совместной учебной деятельности были задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

На продолжении всего урока технических проблем не возникало, техника работала слаженно.

В процессе познания необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Применение ИКТ активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к изучаемой теме. Ребята очень любят работать на интерактивной доске, даже малоактивных детей воодушевляет к действию флеш-анимационная работа. И этот урок не был исключением. Я старалась вызывать к доске детей, с низким уровнем познания, т.к. после такой работы у них появляется уверенность в себе, в свои возможности и с вдохновением включаются в дальнейший процесс обучения.

Урок целей достиг.

Т.к. урок длится только 35 минут, всех желающих ответить, при всем желании, я не смогла опросить, а детям очень хотелось выговориться. И поэтому после уроков этим ребятам я дала возможность высказаться, поделиться знаниями, удовлетворила их потребности в общении со мной и одноклассниками.

Структура урока, по моему мнению, построена правильно. Если бы повторить урок заново, я бы на этап рефлексии оставила больше времени, чтобы дать возможность «общению» с Мартышкой по телефону всем без исключения, чтобы каждый имел «удовольствия» поговорить и поделиться знаниями о зиме с жителем жаркой страны, который совсем не знает, что такое холод, мороз, зима.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

зима осень лето весна

Слайд 3

Тройка – тройка прилетела Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса , белолица, Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром.

Слайд 5

у ченикам 1-а класса «Дорогие ребята, мой друг Попугай узнал, что к вам пришла зима. А кто такая зима?»

Слайд 6

ДЕКАБРЬ Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь – «студень», « ветрозим », «полночь года», месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Слайд 7

Январь Январь – « перезимье , перелом зимы», самый холодный месяц в году.

Слайд 8

Февраль Вьюги да метели под февраль прилетели. Февраль – « лютень », « снежень », « бокогрей », месяц снегопадов, злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца.

Слайд 9

Зимние природные явления СНЕГОПАД МЕТЕЛЬ ИЗМОРОЗЬ ГОЛОЛЁД ОТТЕПЕЛЬ

Слайд 10

Зимние Забавы

Слайд 11

Будь осторожен зимой!

Слайд 12

Лёд - это...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы...

«Пришла зима»

- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;- развивать практические навыки по проведению опытов.- обобщать  жизненные наблюдения  об изменениях в...

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"...

Сочинение по картине Тутунова "Пришла зима. Детство."

Конспект + презентация урока развития речи во 2кл. "Школа России"....

Презентация к уроку музыки: "Пришла зима"

Презентацию можно использоваь при разработке уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе....

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....