"В феврале зима с весной встречаются впервой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по окружающему миру, на котором рассматривается  первая встреча зимы и весны по народному календарю(15 февраля). На этом же уроке рассматривается ещё одна встреча, но уже по православному календарю и называется она, праздник Сретения Господня. Детям рассказывается о том, что нашего спасителя Иисуса принесли в один из храмов  на  сороковой день после рождения его родители крестить. Их встретил старец Симеон Богоприимец и проведя обряд Крещения,   произнёс слова о том, что теперь спокойно может отойти в мир иной, т.к. он видел настоящего Спасителя. Урок строится на сравнении встреч по народному и православному календарю. На уроке учитель знакомит детей с народными праздниками весны - Масленицей, рассказывает им какие обычаи и традиции существуют , отмечая  этот праздник другими народами.  В конце урока делается вывод о том, что что мы должны быть добрыми, внимателюными, заботливыми и знать историю, традиции и обычаи своего народа.  На уроке используется электронное приложение по УМК "Перспектива" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока112.26 КБ
Файл презентация1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Воротынск

Бабынинского района Калужской области

Технологическая карта

Для работы по комплекту «ПЕРСПЕКТИВА»

(начальная школа)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 КЛАСС

                                                                                                 Учитель: Новикова Елена Николаевна

 1квалификационная категория

Окружающий мир

Раздел

Зима

Тема

В феврале зима с весной встречаются впервой

Цели

Сформировать представления об  особенностях февраля, его месте в годовом цикле.

Основное содержание темы

Познакомить детей с особым положением февраля в годовом цикле, как отмечали праздник встречи весны восточные народы, традиции встречи весны на Руси

Термины и понятия

Межа, граница, рубеж, Сретение

Местоположение урока в системе уроков: Тема: «В феврале зима с весной встречается в первой» является новой  в разделе «Зима»

Основные дидактические  задачи урока:

1. Обучающие: Обеспечить , осознать и усвоить понятия «межа», «Сретение», «Масленица», по формуле( понимание + запоминание следовательно  правильное воспроизведение, т. е. усвоение).

2.Развивающие:

Формировать умения применять теоретические знания в условиях решения учебных задач

. Формировать УУД в условиях решения учебных задач

. Формировать УУД в условиях решения практических задач

.Повторить (систематизировать ЗУНы и УУД)

.Произвести контроль за степенью усвоения ЗУНов

Воспитательные:

. Формировать уважительное отношение к истории, культуре своего народа, её современной жизни.

Методы обучения урока:

Объяснительно – иллюстративный (беседа), репродуктивный( наглядный материал, презентация)

Планируемые результаты

Личностные умения

1. Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним месяцем года.

2.Знать, когда в народе отмечали первую встречу весны.

 3. Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного,  внимательного, милосердного отношения друг к другу в классе по образу доброжелательных внутрисемейных отношений

Метапредметные умения

1. Характеризовать на основе сведений учебника народные правила и традиции в первой встречи весны.

2. Соотносить старинные и современные традиции в праздновании Масленицы.

3. Моделировать в форме дидактической игры применение знаний о масленичных традициях.

Регулятивные умения

1. Выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания

2. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Познавательные  умения

1. Знать особенности празднования первой встречи весны.

 2.иметь представление  о встрече нового года по восточному календарю

3. происхождение и традиции празднования Масленицы

4. знать и выполнять правила этикета за столом

Коммуникативные умения

1.Формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога используя термины

2. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

3. Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение

Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Волшебная сказка», «Литературная сказка», «Великие русские писатели»

Русский язык

Темы: «Текст», «Язык – главный помощник в общении», «Слово и его значение»

Технология

Темы: «Изготовление Масленицы»

Ресурсы

Информационный материал

Учебник «Окружающий мир»,ч.2 рабочая тетрадь №2

Демонстрационный материал:

Фрагменты музейной комнаты «Русская изба»,чучело Масленицы, «праздничное дерево»

Интерактивный материал:

Электронное приложение к уроку, музыкальное сопровождение(масленичные песни)

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа , узнать о его традициях и обычаях.

 Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа

Технология изучения темы

Этап урока

Цель на этапе

Методы и приёмы работы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация к изучению темы (самоопределение)

Актуализация знаний и умений

Целепологание( способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и что ещё предстоит

Аналитический этап

Планирование:

1.Выявление места и причины затруднения

2. Соотнесение своих действий с используемым понятием  и на основе выявляют и фиксируют в речи причину своего затруднения – те конкретные знания, которых не достает для решения  этой задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация  построения проекта

Проблемная ситуация

Презентация масленицы

Физкультминутка

Рефлексия(самоанализ индивидуальной и совместной работы) по слайду

Домашнее задание: учебник с.40 – 43 тетрадь с. 23

Поздравление гостям

Итог урока

Стимулировать интерес к изучению нового года по восточному календарю.

Проверить  у учащихся  усвоение ранее изученного материала

Создание проблемной ситуация

Анализ – синтез

Наблюдение

Анализ – синтез

Вопрос - ответный

Беседа

Иллюстративный метод

Диалог

Работа по учебнику с.42

(1 ученик читает вслух)

Работа в тетради с 22 №2 1 ученик читает примету

Звуковое приложение слай4, вставка1,2Сретение

Творческая работа в тетради с. 22№1

Самостоятельная работа под звуковое сопровождение

Звуковое воспроизведение текста с музыкальным сопровождением. Китайский новый год

Игровой момент

Анализ, синтез, обобщение

Игровая ситуация

Диалог

Использование ИКТ

5 слайд, вставка3,4

Вопросно - ответный

По слайду

Личностные:

проявить интерес к познанию смыслового значения устаревших слов

Регулятивные: определять цель и формулировать проблему учебной деятельности

Личностные:

Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного внимательного отношения друг к другу

Познавательные:

Вспомнить ранее изученные сведения о последнем  месяце зимы Коммуникативные:

Формулировать собственное высказывание используя термины

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой в творческой работе.

Регулятивные:

Умения регулировать свои действия.

Личностные: самооценка на основе успешности.

Познавательные: Предполагать какая информация нужна для решения задачи своей.

Создавать информационные модели, представлять информацию в форме иллюстрации

Коммуникативные:

Высказывать своё отношение, учитывая ситуацию, уметь обосновывать свою точку зрения

Учет разных мнений

Личностные:  Следование в поведении моральным нормам и принципам

Нравственно – эстетическое оценивание своего результата

Познавательные:

Извлекать информацию из текста, анализировать и сравнивать факты, формулировать цепочки правил.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста презентации, анализировать, обобщать.

Структурирование знаний

Регулятивные:

Познавательная инициатива

Волевая саморегуляция (как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать «понятия», инструкцию во времени).

Цель: смена видов деятельности

Познавательные: познакомиться с русским традициями

Коммуникативные:

Понимание чувства коллектива

Личностные:

Следование и поведение  моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха самостоятельно.

Личностные: Осознавать и называть свои личные мотивы цели и результаты ближайшего саморазвития.

Познавательные:

Создавать информационные модели, представлять информацию в форме иллюстрации

Регулятивные: определять степень успешности работы в привычной учебной ситуации на уроке.

Коммуникативные: работать в паре в роли исполнителя, организовывать взаимодействие.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой в творческой работе.

Регулятивные:

Умения регулировать свои действия.

Личностные: самооценка на основе успешности.

Познавательные: Предполагать какая информация нужна для решения задачи (традиции своей семьи).

На перемене наблюдают за погодой (снег, капель)

Приветствие. Сегодня мы с вами будем путешествовать по календарю2017 года.

Назовите мне все месяцы года в той последовательности, в которой они стоят в календаре.

- Послушайте прогноз погоды в стихах:

«На дворе карусель-

То метель, то капель

То мороз, то опять

Надо шубу снимать.

На дворе карусель-

То январь, то апрель.

Никуда не пойдешь,

А пойдешь, пропадёшь.

Лучше дома сидеть,

Из окошка глядеть.

К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте определим и обозначим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень», «межа».  А каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает февраль в современном календаре?

А теперь давайте прочитаем какое толкование слова» межа» представлено толковом словаре русского языка Межа, - межи, граница земельных участков. ).

Так о каком месяце пойдет речь на уроке? Если дети затрудняются, учитель предлагает прочитать тему урока. Если переделать загадку и посвятить её февралю, то между какими сезонами он оказывается? Давайте обратимся к страничкам народного календаря и узнаем как назывался праздник первой встречи весны?. На какое число он выпадает каждый год?. А сегодня какое число? Значит у нас сегодня праздник встречи  2 сезонов. Почему этот день считался важным в народном календаре?

Это важный день – погодоуказатель. На сретенье утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних. «На Сретение небо звёздное – зима не скоро начнет плакать». Какую примету про капель вы узнали? Найдите её в тетради в №2,там есть и загадка, а отгадкой как раз будет являться подсказка в народной примете , запишите отгадку. Есть ещё одна очень важная примета этого дня_ если солнышко часто выглядывает из –за облаков, то после Сретения прошли последние морозы. Это происходило в язычестве.

.А православные люди называют «Сретением Господня» день когда в храм принесла Дева Мария и отец Иосиф своего сына, как его звали, кто знает? Это как раз произошло 15 февраля, когда Иисусу исполнилось 40 дней от рождения. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Выполните работу в тетради и составьте рассказ используя устаревшие слова

А теперь познакомимся ещё с одной особенностью февраля. Оказывается у некоторых народов   год только начинается в феврале.

Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным новым годом для тех,  к то живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей, узнать окружающий мир. Но некоторые народы исповедуют буддизм, а у них новый год начинается в феврале.

Послушаем рассказ об этом событии.

Но в феврале этого года, по которому мы путешествуем  есть ещё один праздник, какой, догадайтесь, посмотрев на Анечку и Ванечку (одеты в русский народный костюм с картинкой блинов). Если дети не догадываются. То им можно напеть песенки:

Мы давно блинов не ели,

Мы  блиночков захотели!

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!»

Правильно!

Давайте посмотрим и послушаем как встречали каждый день Масленицы на Руси, какое они название имели, какие традиции существовали в праздновании Масленицы.

От какого слова происходит название этого праздника? Почему его так назвали? Кто знает пословицы о Масленице? Какие традиции существуют в вашей семье  в праздновании Масленицы?

Но пока шумят масленичные гуляния,

 мы поучаствуем в проводах зимы.

В старину народ гулял, в хороводе танцевал.

Песни пели и играли, весну красну прославляли!

Давайте и мы сейчас поиграем, масленицу позабавим.

«Ням-ням-ням» говорите, коль нравится. «Фу-фу-фу» - если вам не нравится.

Булочки хрустящие. (ням-ням-ням)

Тапки завалящие. (фу-фу-фу)

Пирожки слоеные. (ням-ням-ням) 

Валенки вареные. (фу-фу-фу)

Шарики сырные. (ням-ням-ням)

Салфетки жирные. (фу-фу-фу)

Пряники вкуснящие. (ням-ням-ням)

Яблоки хрустящие. (ням-ням-ням)

Селедочка пряная. (ням-ням-ням)

Грибочки поганые. (фу-фу-фу)

Шишки еловые. (фу-фу-фу)

Табуретки новые. (фу-фу-фу)

Рваные карманы.

Воза три сметаны. (ням-ням-ням)

Замечательно у нас получилось!

На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Как вы думаете, пригодятся вам знания полученные на уроке в жизни?

Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них – душа, сердце народа!

Пусть с наступлением масленицы над вашими домами  расцветет весна. Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось ваши окошки. Лучики запляшут на столе, рядом с горкой пышных блинов! И еще одна примета: Позовите гостей с хорошим аппетитом и загадайте желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется!

По православным традициям нашего народа мы не можем наших гостей отпустить без подарка. На Сретение по народному календарю солнышко играет ярко и предвещает скорую весну, а блины на Масленице символизируют – солнышко, поэтому мы вас…

С Масленицей поздравляем!
И от всей души желаем
Вкусных, свеженьких блинов,
Чтобы каждый был здоров!

Помириться с тем, кто в ссоре,
Видеть лишь добро во взоре,
Всех простить и быть прощеным,
Ангелом быть защищенным!

Дети называют месяцы в годичном цикле.

Дети высказывают свои версии.

Работа у доски.

Выслушиваются версии детей.

Между зимой и весной. Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто меняется погода в феврале.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети отгадывают загадку и записывают отгадку.

Дети выполняют задание в рабочей тетради на с. 22 №1-(составь короткий рассказ устно о феврале, используя слова «межа», «граница», «рубеж».

Нарисуй картинку к своему рассказу. 92 ученика защищают свою работу)

Прослушивание слайда

Дети отвечают на вопросы учителя.

Делают обобщение о том, что у всех народов ценится гостеприимство, уважение, дружба и любовь  детей к родителям.

Предположения детей.

В ходе дискуссии приходят к мнению, что это праздник Масленицы.

Дети в национальных русских костюмах  по очереди рассказывают о каждом дне масленичной недели, используя слайды из презентации

Дети принимают участие  в беседе, отвечают на вопросы, рассказывают о традициях своей семьи.

Дети разыгрывают

шуточную масляную игру

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Читают 2 ребенка в национальных костюмах

1 ученик

2 ученик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толковый словарь русского языка Межа - граница земельных участков Февраль - снежень , бокогрей , кривые дороги, крутень , межень,снегосей

Слайд 2

СОСУЛЬКА

Слайд 3

В феврале зима с весной встречается впервой

Слайд 4

Сретение Господня 15 февраля По народному календарю По православному календарю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В феврале зима с весной встречается впервой вместе

Конспект урока по окружаещему миру для 2 класса на тему:"В феврале зима с весной встречается впервой". УМК "Перспектива"Готовые презентации к уроку....

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...

Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...

урок по окружающему миру "В феврале зима с весной встречается впервой"

Очень интересный материал , с огромным количеством стихотворений...

В феврале зима с весной встречаются впервой

Тип урока: комбинированныйЦели урока: Сформировать представление о  старинных обрядах и традициях народов России; воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить устанавливат...

Технологическая карта по окружающему миру "В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимний труд" 2 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле; расширение представление о зимнем труде в старинное и современное время.Планируемые результаты...