" Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Лобанова Элла Николаевна

«Развернутый план урока в соответствии с ФГОС  по окружающему миру во 2 классе по теме: НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon " Наша дружная семья"120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развернутый план урока в соответствии с ФГОС

 по окружающему миру во 2 классе

по теме: НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Краткая аннотация………………………………...…………….………… 3  

2. Развернутый план урока в соответствии с ФГОС……………………….7

3.Приложения………………………………………………………………...14

  1. Краткая аннотация

В современном мире происходят существенные изменения в области промышленности, культуры, спорта, науки и многих других.  В связи с этим меняется и само общество, как взрослые, так и дети. Дети развиваются в условиях современного кинематографа, под влиянием инновационных технологий, увлекаются современными компьютеризированными средствами досуга. Таким образом, придя в школу, им сложно и неинтересно воспринимать процесс обучения в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Поэтому возникла потребность в изменениях и в области образования. Появилась необходимость совершенствования начальной ступени обучения. Так Министерством образования Российской Федерации в 2011 году был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому меняется и структура урока. Поэтому тема мини- проекта «Развернутый план  урока  в соответствии с требованиями ФГОС» является актуальной и важной в процессе обучения.

Учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. его накопленный педагогический опыт и его наработки не подходят к новому УМК и не соответствуют требованиями ФГОС.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений по своему предмету.

     Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Наша дружная семья» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

     При создании проекта были поставлены   следующие задачи:

- изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

- определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику Плешакова для 2 класса по теме «Наша дружная семья».

- разработать дидактический материал для проведения данного урока.

Продуктом проекта будет технологическая карта урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Дидактический анализ и содержание материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: дать представление о семье и семейных ценностях.

Задачи:

Образовательные: формирование представления  о семье как части общества, о роли и месте семьи  в жизни человека.

Развивающие: развивать  у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление.

Воспитательные: воспитание любви и уважения к своей семье

Планируемые результаты :

Предметные: усвоения основных понятий по данной теме (род, семья, родословная, семейные традиции; показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;представить образ семьи, как великую духовную  ценность.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

        Технология: ИКТ, проблемно- диалогическая, игровая, проектная.

Методы обучения, используемые на уроке: 

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с историческими сведениями и пословицами.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне. 

Применение наглядного материала на уроке. На данном уроке применение ИКТ делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт использования образа ромашки и рассказа о Петре и Февронии Муромских увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Данный урок входит в систему уроков по теме «Общение» и является первым уроком по курсу.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока. Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету. Огромную роль в решении основных задач играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенный в ходе урока рассказ о Петре и Февронии Муромских вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса в течение урока.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с текстом.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится физминутка

Циклограмма урока

1.Организационный этап. (1 минута)

2.Формулирование темы и цели урока .( 2 минуты )

3.Открытие нового знания: беседа + самостоятельная работа с раздаточным материалом- (15 минут)

4. Физминутка.( 3 минуты )

5. Первичная проверка понимания. (8 минут)

6. Первичная проверка усвоения. (5 минут)

7. Рефлексия учебной деятельности (5 минут)

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. ( 1 минута)

Оборудование:

1) Учебник

2) рабочие тетради,

3) раздаточный материал для самостоятельной работы (ромашки)- (приложение1)

4 ) карточки для работы в группе(приложение 2)

5) презентация

6) сигнальные кружки для рефлексии  

УУД

Личностные: формирование мотивации, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, ориентация в системе моральных норм и ценностей  ,уважение личности и ее достоинства.

Регулятивные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

Познавательные: расширить знания о семейных ценностях, подбирать примеры, основываясь на свой личный опыт.

Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, использование языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.


Технологическая карта урока по предмету окружающий мир для 2 класса

Тема урока «Наша дружная семья»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.(слайд1)

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Взаимодействуют с учителем

Целеполагание

Регулятивные:контроль

 Личностные:самоопределение к деятельности 

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формулирование темы и цели урока

- Сегодня у нас с вами новая тема, а вот о чем вы будете говорить , мы узнаем, отгадав загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья) (слайд 2)

- Какая тема нашего урока?

 -Какая цель нашего урока?

Отгадывают загадку, целеполагание

Взаимодействуют с учителем

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Регулятивные: самоопределение к деятельности, целеполагание, мотивирование

Личностные: желают приобрести новые знания, умения.

Открытие нового знания

1.Работа с понятием «семья»

Проблемный вопрос

-«Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Ребята , обычно мы с вами в учебнике ищем определения новых слов , но вот про слово СЕМЬЯ авторы учебника почему –то забыли . Давайте попробуем сами сформулировать лексическое значение нового слова.

- Что же такое семья ? (СЛАЙД 3)

(заслушиваются ответы детей)

Семья –группа лиц, связанных родственными отношениями, общим бытом и взаимоответственностью.

Беседа

- как вы понимаете это определение? Что значит связаны общим бытом и взаимоответственностью?

- А для чего нужна человеку семья?

2. Работа с раздаточным материалом (приложение 1)

Ребята, перед вами лежат ромашки, напишите на каждом липесточке членов своей семьи , а серединку пока оставьте.

- Поднимите вверх ваши ромашки. Похвастайтесь друг перед другом  какие у вас большие семьи, сколько в них лепестков. Скажите, а почему лепесточки не распадаются ? Что их объединяет ? Правильно серединка. --- Напишите в серединке вашего цветка какое –то понятие , которое объединяет членов вашей семьи .

(заслушиваются ответы детей – любовь , помощь, доброта , уважение, понимание и т.д)

3.Рассказ учителя

Молодцы ребята. С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. Прикрепите  свои ромашки на доску , смотрите какое ромашковое поле у нас получилось . А много таких ромашек у нас в стране? Можно сказать что мы одна большая семья? У нас в стране даже есть официальный праздник , который называется ДЕНЬ ЛЮБВИ, СЕМЬИ И ВЕРНОСТИ.(слайд 4)

В этот день церковь почитает двух святых –Петра и Февронию , которые стали образцом супружеской семьи . (кратко рассказать о Петре и Февронии) Посмотрите на слайд и скажите , что является символом этого дня ? ( ромашка ) А почему ?

Формулируют определение , ведут диалог с учителем

самостоятельная работа детей с раздаточным материалом

Слушают внимательно учителя

Делают предположения

Взаимодействие друг с другом и учителем

Учатся отстаивать своё мнение, делать предположения

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других.

Физминутка

 Игра «Аплодисменты»

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты»
Встаньте те
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кого зовут  так же, как дедушку? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- кого зовут  так же ,как бабушку? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты

Смена видов деятельности

Взаимодействуют с учителем

Умение слушать и слышать

  Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Первичная проверка понимания

Работа с пословицами, объяснение их смысла. (Работа в группах.)

Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах. У вас на столах таблица , состоящая их двух колонок. В первой- начало , во  второй- конец  пословиц. Но работа  хитрая , графы колонок перепутаны.Соберите пословицы и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц, но объясняет она  ту, которую просит учитель).(приложение 2)

Закрепляют на практике полученные знания.

(проверка по образцу)

Взаимодействие в группах

Учаться выслушивать мнение другого.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: ориентироваться в своей

системе знаний: определять

границы знания/

незнания

Регулятивные :Принимать и выполнять поставленную учебную задачу

Проверка усвоения

Работа в парах

Стр.42 работа с картинкой, обсуждение в парах,

Выполняют задание учебника , обсуждают выход из затруднения

взаимопроверка

Взаимодействие в парах

Сохраняют учебную задачу и цель

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рефлексия.

- Что вам особенно запомнилось из  сказанного на уроке?

- Для чего человеку семья?

-У вас на партах лежат кружки поднимите красный ,если вам понравился сегодняшний урок и синий , если вам было скучно.

- Поднимите красный кружок те, кто  заинтересовался происхождением вашей фамилии

- Поднимите красный кружок те, кто  заинтересовался традициями своей семьи, кому захотелось заглянуть в свой семейный альбом.

- Поднимите зелёный  кружок те, кому захотелось нарисовать родословную своей семьи.

-на стр. 43 фотографии накройте кружками те сюжеты , которые бывают в  вашей семье

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Взаимодействуют с учителем

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Объясняет технологию выполнения домашнего задания: проектная работа по одной из тем:
1) составить родословную

2) узнать о происхождении своей фамилии

3) подготовить рассказ «О чём рассказала мне семейная фотография?»

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.


Приложения

Приложение 1

Приложение 2

ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СЕМЬИ - ПУСТОЦВЕТ.

ССОРА В СВОЕЙ СЕМЬЕ

А ЧЕЛОВЕК СЕМЬЁЙ.

ЗЕМЛЯ БЕЗ ВОДЫ МЕРТВА,

КОГДА НАД НЕЙ КРЫША ОДНА.

ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ,

ЕДА ВКУСНЕЕ.

СЕМЬЯ СИЛЬНА,

ТАК ИДЁТ ДЕЛО ПРЕКРАСНО.

В СЕМЬЕ СОГЛАСНО,

ДО ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Наша дружная семья" Автор Смородинова Елена Эдуардовна

Праздник для  детей и их родителей, бабушек и дедушек, посвящён Дню семьи. В сценарии использованы стихи, песни, частушки инсценировки....

Наша дружная семья

Урок окружающего мири во 2 классе с привлечением родителей для знакомства с традициями семьи.. К уроку есть презентация (офис 2007)....

"Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы.

 "Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы....

Классный час "Наша дружная семья"

Классный час для учащихся 2-4 классов, посвящённый семье....

Наша дружная семья

Внеклассное мероприятие...

Наша дружная семья

Это сценарий мероприятия...

Внеклассное мероприятие .Наша дружная семья.

В сценарии подобраны стихи и песни о семье и ее членах. Была проведена большая работа по подготовке.Родители подготовили представление своих семей, выпустили Семейные газеты, среди ребят прошел конкур...