План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")

Дильмухаметова Олеся  Хавиловна

 

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.Требования стандарта  второго  поколения ориентирует  на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования.

Одним из направлений решения этих задач является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим мы считаем необходимо учителям овладеть методикой проектно-исследовательской деятельности и применять ее при изучении школьных дисциплин, ровно, как и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_3_klass_okr_mir_prokt.issled_rabota.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Институт  непрерывного педагогического образования

                 

Конспект урока

 по предмету

«Окружающий мир». 3 класс.

по теме: «Изучение оврагов»

(В рамках проекта

« Изучение  рельефа местности  

с использованием  метода маршрутной и полярной  съемки» )

Работу   выполнили

Учителя                                                                    

начальных классов.

Самматова Эльмира Замиловна,

Дильмухаметова Олеся Хавиловна,

г. Набережные Челны

 2009 год

Актуальность: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ  И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ   РЕАЛИЗАЦИИ

ОО «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конспект урока по предмету

«Окружающий мир». 3 класс. По теме: «Изучение оврагов»

Тема: «Изучение оврага»

Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.

Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.

Ход экскурсии

При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.

Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.

Остановка № 1. Определение частей оврага.

Примерное распределение заданий

1-я группа

Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.

Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).

Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага).

Сделайте рисунок оврага.

2-я группа

Измерьте длину оврага шагами.

Измерьте длину одного из отвершков.

Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:

Вершина — ...

Средняя часть — ...

Устье — ...

Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).

3-я группа

Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.

Определите стадию развития оврага; если овраг растущий — меры по приостановлению его роста.

4 группа

Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек.

Примечание

Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) — 10 см (лоб), т.е. h — 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе.

Информация для учителя

При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.

Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.

Рисунок 4. Общий вид оврага.

Причинами образования оврага являются:

а) наличие уклонов на земной поверхности;

б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;

в) отсутствие растительного покрова.

Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.

Выделяют следующие стадии развития оврага:

Промоина — след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага — рытвину.

Рытвина — след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.

Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.

Зрелый овраг — прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.

Старый овраг — балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.

Лог — старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.

На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.

После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.

Схема полярной съемки.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Конспект урока по предмету « Окружающий мир» c использованием интерактивной доски elitPanabord 880.

Урок проведён в 1 классе по теме "Какие бывают животные?"( УМК "Перспектива"). Дети сравнивали, анализировали, группиров...

Конспект урока в малокомплектной школе по предмету "Окружающий мир"

темы уроков: 1 класс - "Что может быть вокруг нас опасным? " 3 класс - "Разнообразие растений"...

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

Проект урока-исследования по курсу "Окружающий мир"по теме "Изучение свойств снега и льда", 1 класс

Проект урока-исследования  по курсу "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Изучение свойств снега и льда. Откуда беру...

Конспект урока в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) программа "Школа России" )

Конспект урока "Растениеводство как отрасль экономики "в 3 классе по предмету "Окружающий мир"(под ред. А.А.Плешакова) п...

План урока "Становление человека" по предмету Окружающий мир в 1 классе

План-конспект и презентация к открытому уроку по предмету Окружающий мир "Становление первого человека"....

Изучение ПДД в сельской местности

«Внимание! Дети!» - С самых первых дней учебного года эти два слова точно выражают главную заботу родителей, учителей, с...

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать...

Урок по предмету: Окружающий мир в 1 классе на тему: Птицы нашего края

На уроке учащиеся закрепят знания о зимующих и перелетных птицах Астраханского края.Более подробно узнают о лебеди-шипун...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии о...