Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Ravniny_i_gory_Rossii..doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Алькеевский муниципальный район

Верхне – Колчуринская средняя общеобразовательная школа

                                               

КМО, ноябрь 2007 уч. год.

Учитель: Скрипачева О.А.

Цели:

        Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

        Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, работать сообща, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

        Воспитание любви к Родине.

Оборудование:

        Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, солнышко.

        Урок проходит с использованием интерактивной доски.

Ход урока.  I. Организационный момент. Сообщение темы  и целей урока.

На доске появляется изображение физической карты России.

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет  страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой.

 Записать на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России»

- У нас есть спутник,  вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

        - Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.

Где встает солнышко? (Отв. детей). (Слайд «Физическая карта России»)

        - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения  физической карты. Начнем с цветов.

 Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета  вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

        - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Полуостров Камчатка.

        - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

        - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

        - Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Отв. детей).

        - Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)

        - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?

(Слайд физической карты России)

Средне – Сибирское плоскогорье.

        - Что вы видите на карте?  ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

        Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей).

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

        - Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

          - А теперь отправимся  на юг нашей страны.

Горы Алтая и Саян.

        - Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

        - А какие горы?

        - Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)

(Слайд – гора Белуха)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

          - Продолжаем наше путешествие.

(Физическая карта).

Западно – Сибирская равнина.

        - Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Уральские горы.

        - Что вы видите на карте? (Ответы детей)

        - Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

        - Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

                                              Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).

(Показ слайдов «Уральские горы»)

III. Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

IV. Продолжение новой темы.

Восточно – Европейская равнина.

        - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

        - Что особенного вы заметили  в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

        А сейчас держим путь на юго – запад.

(Слайд «Русская равнина»)

Кавказские  горы.

        - Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд «Кавказские горы»)

V. Закрепление.

1.         - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

        - Что такое равнина?

        - Что вы можете сказать о горах?

2. Работа у доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3. Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

4. Игра «Штурманы и географы»

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

        - Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?

        - Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).

Resource id #758

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Урок - путешествие "Золотое кольцо России"

Знакомство детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их  достопримечательностями с помощью презен...

"Путешествие в сказку"

Эта статья посвящена дружному коллективу учителей начальных классов МКОУ Коченёвской СОШ № 13, сыгравших прекрасный спек...

Учитель в наше время

Учительство - это творчество и искусство, актерство. Не случайно М.Звонарев пишет: "В хорошем учителе мы ценим качество ...

Летописи

История летописей...

Карточки с проверочными работами по математике для 2 класса

Проверочные работы по математике для 2 класса по программе "Гармония" даны в двух вариантах. Материал можно распечатать ...

Всеволод Гаршин

О творчестве Всеволода Гаршина...

Приглашаем в наш музей

школьны йкраеведческий музей...

Баба Яга

Что за сказочная героиня...

Роберт Стивенсон

О жизни и творчестве стивенсона (с тестом)...

Твардовский

О жизни и творчестве Твардовского...