План-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме:
"Звёзды и созвездия", урок, презентация, 2 класс, окружающий мир

Чиркова Ирина Сергеевна

урок и презентация по теме "Звёзды и созвездия" во 2 классе. Работа организована в группах по 4-5 человек. У каждого ребёнка "Дневник наблюдений" (прилагается)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Созвездие – группа звезд

юг

восток запад




север







Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:

1. У меня хорошее настроение

2. Я узнал и запомнил интересные сведения о космосе.

3. Эти сведения полезны для меня.

4. Хочу узнать по этой теме  ещё больше.

Ясным вечером посмотрите на ночное небо -там великое множество звёзд. Звёзды - это тоже солнца, огромные раскалённые газовые шары. Многие из них в несколько раз больше нашего Солнца. Нам жё они кажутся крохотными светя щимися точками, потому что находятся на     громадном расстоянии от Земли. Звёзды представляются нам неподвижными, потому что человече ский глаз не может заметить их движения.

Однако,  если понаблюдать за какой-либо звез дой, то видно, как она перемещается. Но не верь глазам своим! Движутся не звёзды, вращаетесь вы вместе с Землёй.

Стр. 2

Стр. 6

Стр. 4

                _____________

_________                                                            _________

                                              _______________                                                                                                        

Встань в полдень к солнцу ты спиной

Знай, север холодный -  впереди.

Сзади, где солнце – юг, слева – восток,

А вправо на запад ты иди.

Стр. 5

Стр.  3


Предварительный просмотр:

Урок окружающий мир,2 класс

Система РО  Л. В. Занкова

Учитель Чиркова Ирина Сергеевна

.

Тема: Звёзды созвездия.

1. Мотивация

2011 год объявлен в России годом космонавтики. Проверим, что же вы знаете о космосе? Разгадайте чайнворд:

  1. Фамилия создателя первого космического корабля.
  2. Как назывался первый космический корабль, на котором совершил полет Ю. Гагарин?
  3. Как называют специалиста, совершающего полёт в космическое пространства.
  4. Назовите фамилию первой женщины космонавта.

-Молодцы, я приглашаю вас в путешествие в космическое пространство на этом корабле. Наш экипаж разбит на 3 группы. Какие правила необходимы для успешной работы?

-Ускорьте наше отправление. Угадайте, как называется корабль. Составьте слова из букв на вашем столе

-Почему так? (живём на планете Земля, корень земл от названия планеты)

-У вас на парте Дневник наблюдений за полётом. Возьмём его с собой.

2. Целепологание и фиксация затруднения.

-Итак, звучит сигнал к отправлению. Наш корабль выходит на околоземную орбиту.

-Какие космические объекты мы сможем наблюдать в космическом пространстве? (звёзды, планеты, астероиды, луну)

-Для чего люди изучают космические тела? (чтобы знать какое влияние они оказывают на человека; на его здоровье; для развития наук; чтобы уметь ориентироваться в пространстве.)

-Как ориентироваться?

Итак, цель нашего путешествия – познакомиться с теми космическими телами, которые используются для ориентирования,  научиться приёмам ориентирования, познакомиться с созвездиями.

3. Планирование выхода из затруднения.

-Приступаем к исследованиям. Приглашаю всех в исследовательский центр на нашем корабле, где есть библиотека, компьютер, видеозал.

-Что это за светящиеся точки во Вселенной? (звёзды)

-Уточним что такое звёзды. Откройте словарь Ожегова, найдите толкование. (Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как святящаяся точка)

Есть ли другие значения у слова? Какие?

-О многозначности слова поговорим на уроке русского языка.

- Продолжаем исследование.

- У каждой группы есть розовый лист с вопросом. На нём записан вопрос для каждой группы. Обратимся к тексту в вашем Дневнике наблюдений на странице 2. Прочитав текст, обсудите ответ на вопрос в вашей группе (можно подчеркнуть в тексте).

№1 – Какого размера бывают звёзды?

№2 – Почему звёзды кажутся нам крохотными светящимися точками?

№3 – Видим ли мы движение звёзд и перемещаются ли они на самом деле?

Ваш ответ

-Какая ближайшая к Земле звезда? (солнце) Давайте уточним, свои знания об этой звезде.

-В какой стороне света восходит солнце? (на востоке)

-А заходит солнце? ( на западе)

-Как поможет солнце определить стороны света в полдень (солнце в полдень на юге)

-А как определить стороны света ночью? Найдём ответ на этот вопрос

4. Открытие нового знания.

-Работая в группах, мы отметили, что неподвижные звёзды кажутся постоянно перемещающимися на небосводе.

Но есть одна звезда, которая кажется совершенно неподвижной. Это Полярная звезда. При взгляде с Земли кажется, что всё ночное небо вращается вокруг Полярной звезды.

Слайд 5

Почему? Земля Северным полюсом всегда нацелена на неё.

 В нашей лаборатории есть модель Земли – глобус. Покажем в лабораторных условиях, где должна быть расположена Полярная звезда (дети указкой продолжают воображаемую ось и подставляют звёздочку)

-Итак, в какой стороне света находится Полярная звезда? (на севере)

-А как найти направление на север, на Полярную звезду днём? Об этом способе догадались ещё древние астрономы.

Представьте себе жаркий полдень. Мы знаем, что Солнце в полдень в своей высшей точке – на юге. Слайд НАЖАТЬ

Если встать спиной к солнцу, то сзади – юг, впереди окажется направление на Полярную звезду, то есть направление на север. Тогда слева - запад, справа – восток.

Встань в полдень к солнцу ты спиной

Знай, север холодный -  впереди.

Сзади, где солнце – юг, слева – запад,

А вправо на восток ты иди.

5. Релаксация.

Поучимся наблюдать за звёздами.

Физминутка с анимацией (движение звёзд)

6. Открытие нового знания.

Продолжаем путешествие.

- Как же найти на небосводе Полярную звезду среди множества звёзд? Снова нам поможет опыт предков. Давным-давно древние племена подметили неизменность узора звезд, и группы звёзд объединили в фигуру ломаной линией, и получилось созвездие.

Откройте карту звёздного неба в вашем Дневнике наблюдений (страница 3)

Рассмотрите созвездия.

Посмотрите на слайд, здесь видно как соединённые звёзды предстали в виде фигур. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий.

- Как называются некоторые из них, назовите?

-Откуда произошли названия созвездий? Ваши предположения. Со многими из них связаны какие-либо древние мифы и легенды.

-С какого начинаем, угадайте…

Бурая мама по лесу не спеша

Идёт, охраняя своего малыша

А ночью на небо взглянешь ты,

Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы)

Ученик рассказывает о созвездии:

        Давным – давно жил царь. У него была дочь Калисто. Она была красивее всех девушек на свете, прекрасней самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась, что девушка прекраснее её и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Калисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Вместе с Калисто он превратил в медведицу и её любимую собачку. Так появились созвездия Малой и Большой Медведицы. По другой версии в Малую Медведицу Зевс превратил сына Калисто, чтобы и его спасти от гнева Геры.

-Взяв в библиотеке книгу, вы можете познакомиться с другими созвездиями. (показ книги «Созвездия»)

-Начинают с Большой медведицы, потому что в этом созвездии звёзды яркие, их легко найти на небе. Как поможет созвездие Большой медведицы в ориентировании?

-Откройте наш Дневник наблюдений на странице 4. Посмотрите на слайд. Попробуйте соединить линиями звёзды – семь звёзд образуют большой ковш в созвездии Большой медведицы. Теперь если взять 5 раз расстояние между крайними звёздами большого ковша, мы увидим Полярную звезду, которая находится в созвездии Малой медведицы. Соедините. Молодцы.

7. Творческая работа в группах.

А) Готовимся к приземлению. Необходимо проверить, достигли ли мы поставленных целей?

- У вашей группы на столах есть конверт со звездами, лист бумаги, клей.  За время путешествия вы увидели на небосводе яркие звёзды. Давайте объединим их в созвездие и назовём его. (Дети работают)

 Б) В вашем Дневнике наблюдений картинка. Пока приземляемся, помогите мальчику определить стороны света, допишите, где север, юг, запад, восток. Помогите друг другу.

   - Проверьте себя (слайд)

8. Рефлексия.

Земля приветствует своих исследователей.

-Доложите, как вы поработали в космосе; отметьте на странице 5 в Дневнике наблюдений + или – и покажите мне, согласны ли вы с утверждением. (отметьте да +, нет -, не знаю – ничего не отмечать.)

1. У меня хорошее настроение

2. Я узнал и запомнил интересные сведения о космосе.

3. Эти сведения полезны для меня.

4. Хочу узнать по этой теме  ещё больше.

Возможно, кто–то из вас сделает новые открытия в космосе. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


К

О

Р

О

Л

Ё

В

С

О

О

Т

К

М

О

С

Н

О

В

А

Т

А

В

О

К

Ш

Е

Р

Е

ЗЕМЛЯНЕ

Задание космического центра

Познакомиться с космическими телами




Познакомиться с созвездиями




Научиться приёмам ориентирования

«Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как светящаяся точка.»

«Толковый словарь русского языка» Ожегов С. И., Шведова Н. Ю..

1 группа.

Какого размера бывают звёзды?




2 группа.

Почему звёзды кажутся нам крохотными светящимися точками?




3 группа.

Видим ли мы движение звёзд и перемещаются ли они на самом деле?

Видеозапись о солнце

север

ЮГ

СЕВЕР

запад

восток


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в...

Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в...

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывае...

Урок. Окружающий мир. 1 класс. "Что за дерево?"

  Научить детей различать породы деревьев, видеть красоту природы. Прослушать стихи о деревьях, услышать как восп...

Урок. Окружающий мир. 3 класс.

Тема: «Экология и экономика» Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики. Задачи: 1.Образовательн...

Окружающий мир

Проект урока по окружающему миру  "Хозяйство человека" 1 класс. Цель данного урока показать взаимосвязь людей разны...

Окружающий мир

Дети познакомятся с различным видом почв, их составом, природоохранной деятельностью  человека, проведут опыты, буд...

Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная ...

Комментарии

Гвоздеева Елена Анатольевна

Очень интересный урок на мой взгляд, наверное очень урок понравился и детям
Чиркова Ирина Сергеевна

Спасибо за оценку моей работы. Действительно, дети были очень заинтересованы и урок был отличной мотивацией к изучению массы дополнительного материала по теме. Думаю, это очень важно.