Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме:
Зимние явления в природе.Урок- соревнование .

Гусева Галина Александровна

Разработка урока -соревнования в классе.или между классами по теме "Зима в природе". К уроку дана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-igra_priroda_zimoy_2_klass.doc56.5 КБ
urok_-igra_priroda_zimoyprezentaciya.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Урок -игра «Природа зимой»

                                    2 -3 класс.

Цель

-обобщить знания учащихся об изменениях, которые произошли в жизни животных с приходом зимы;
- развивать мышление, память, наблюдательность;
- воспитывать любовь к природе, милосердие к братьям нашим меньшим.

Оборудование:

-костюмы животных,

-проектор,  компьютер,

-книги о природе,

-рисунки, иллюстрации,

- презентация

Класс делится на группы по 5 человек. Обязательно придумывается название, эмблема, девиз, выбирается капитан.

Домашнее задание к игре:

Каждая группа организует свой выставочный зал. В него входят:

1)книги о зиме

2)рисунки детей на тему «Зима в моём крае»

3)природоохранительные знаки

4)репродукции картин о зиме

5) книжки – малышки с пословицами, поговорками, загадками, ребусами  о зиме.

6)готовят инсценировку 1 из диалогов.

Дети должны знать:

1)фамилию, имя, отчество художника, писателя, поэта

2)названия представляемых произведений

3)содержание прочитанных книг.

4)животных и птиц, остающихся зимовать

5)признаки зимы в неживой природе

Дети должны уметь:

1)представить команду

2)сделать рекламу прочитанной книге (рассказать о книге, чем понравилось, что узнали)

3)защитить свой природоохранительный знак (что и почему нужно охранять зимой)

План игры

1.Представление команд

2.Разминка – викторина

3.Диалоги (представляют подготовленные заранее дети)

4.Конкурс капитанов. Игра «Да – нет»

5.Защита выставки

6.Кроссворд

7.Конкурс загадок

8.Конкурс знатоков зимних примет

9.Подведение итогов

                                                 Ход игры.

             Оргмомент.  Сообщение о плане урока-игры.

1.Представление команд. Дети выходят командами, представляют своё название, девиз, эмблему. Оценка - 5 баллов. Критерии оценки

-дружно

-соответствует теме

2.Вопросы к викторине. Презентация. Слайды3 -18.

 1 правильный ответ- 1 балл

1.Какие животные белеют к зиме? (Заяц, песец, горностай).

2.Отчего на коре деревьев зимой образуются трещины? (От мороза).

3.Какие травянистые растения зимуют зелёными?  ( Различные виды мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква, копытень европейский, осока волосистая, щитовник игольчатый, зеленчук жёлтый, кислица обыкновенная)

4.Перечислить 10 зимующих птиц. ( Сорока, воробей домовый, синица большая, галка обыкновенная, свиристель, голубь сизый, снегирь, дятел белоспинный, поползень обыкновенный,  синица гаечка).

5.В поле лиса неторопливо ходит по снегу. Она часто останавливается, прислушивается. Вдруг зверь подпрыгивает и быстро – быстро начинает рыть снег. Вопрос: чем занимается лиса? ( Ловит мышей)

6.Еловые леса зимой любят дятлы, клесты, лесные мыши и полёвки, белки. Почему? (Зимой у  ели созревают семена, которые очень любят эти животные).

7.Почему зимой многие дикие животные и птицы перебираются ближе к жилью человека?

8.Отгадайте загадку.

   Есть у родственницы елки неколючие иголки.

   Но в отличие от ёлки опадают те иголки.

                                (лиственница)

К каким растениям – хвойным или лиственным относится это дерево?  Почему?  (Хвойное, листья - хвоинки).

9. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

10. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

11.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)

12.. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)

13. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

14. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

15 Как узнать дерево зимой (по стволу, плодам, семенам).

3.Диалоги Н.Сладкова.

Разыгрывают дети. Каждая команда готовит один диалог и свой вопрос по этому диалогу. ( Например. Кто разговаривает?  Что узнали из диалога?). Оценка- 10 баллов. Критерии оценки

-выразительность

-костюм

-интересный вопрос.

Команда, которая отвечает, за правильный ответ получает 1 балл.

Н. Сладков «Белка и Медведь»

- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я – то? Да ем!
А днём?
И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда …

Н. Сладков «Сорока и Заяц»

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья.

Н. Сладков. «Лиса и ёж».
-Всем ты Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
- А, что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, что бы некрасивый…
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то - что бы неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками – то?
- Да какой – то ты с ними, брат, несъедобный!

«Заяц и полёвка.» Н.Сладков.

-Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать, листиков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна – за горами. За морями…

- Не за морями, Заяц, не за горами, а у тебя под ногами. Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная и земляничка, и одуванчик.  И нанюхаешься и наешься.

«Заяц и оляпка». Н.Сладков

- О-ох, Оляпка, никак купаться вздумала?

-И плавать, и нырять!

-А замёрзнешь?

-У меня перо тёплое!

-А намокнешь?

- А у меня перо водоотталкивающее!

-А утонешь?

-А я плавать умею!

-А, а, а…проголодаешься?

-А я для того и ныряю, чтобы водным жучком закусить!

«Яблонька и воробей». Н.Сладков.

-Слушай, Воробей, ты мужичок умный, среди людей крутишься. Не слыхал ли ты, что они про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

-Ой, яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник! С его крысиными зубами впору только кору глодать.

- Кору?! Ох, чуяло моё сердце. Обгложет он меня зимой со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

3.Конкурс капитанов. Игра «Да – нет». На вопросы надо отвечать быстро. За каждый правильный и быстрый ответ -1 балл.

-Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм (нет)

-Кукушка и ласточка – зимующие птицы (нет)

-Снегири едят семена рябины, клёна. С наступлением весны они улетают на север (да)

-Поползни и синицы делают осенью запасы и отыскивают их зимой (да).

-Барсук всю зиму спит в своей норе (нет, иногда просыпается)

-Рыбы зимой замерзают вместе со льдом и спят во льду, а весной оттаивают и начинают плавать (нет)

-Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма (да)

-Кормушки для птиц надо располагать в одном и том же месте (да)

-Зимой медведь сосёт лапу и питается соком из лапы (нет).

4.Защита выставки.

Дети выходят командами и рассказывают о своей работе. Оценка по 10- балльной системе. Время на защиту -2 минуты.

 Критерии оценки

-выставка сделана по теме, много экспонатов

-команда сумела рассказать интересно, представить все работы, книги, репродукции.

-в подготовке выставки участвовала вся команда

-команда сумела защитить свой природоохранительный знак и ответить на вопрос, что и почему надо охранять зимой.

5.Кроссворд "Погода" 1 балл за каждое правильно отгаданное слово.

Напиши словами.

Задания

Ответы: 1. Ветер. 2. Снег. 3. Туман. 4. Град. 5. Дождь. 6. Гололед.

6. Конкурс загадок о природе зимой. Команды загадывают друг другу загадки  по схеме АБВА. За каждую загадку – 1 балл, за правильную отгадку – 1 балл.

Примерные загадки.

1. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

2.. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

3.. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

4. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

5.Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

6. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

7. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

8. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

9. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

7.Приметы зимы. Презентация. Слайды19, 20.

От каждой команды по 2 человека называют зимние приметы. Команды получают по 1 баллу за каждую названную примету.

  1. Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  2. Дым из трубы столбом – к морозу.
  3. Если ночью был иней – днем снега не будет.
  4. Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.
  5. Кошка клубком – будет мороз.
  6. Снегирь зимой поёт – к снегу, вьюге и слякоти.
  7. Если зима снежная. Лето будет дождливое.
  8. Утром кричит синица – к морозу.
  9. Снег прилипает к деревьям – к теплу.
  10. Если дрова в печи горят с треском – к морозу.
  11. Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.
  12. Если ворона прячет нос под крыло, будет сильный мороз.

8.Подведение итогов

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Урок -игра «Природа зимой» 2 класс. Презентация подготовлена учителем начальных классов Гусевой Г.А.Школа№124 Санкт-Петербург. 2011 План игры1.Представление команд.2.Разминка – викторина.3.Диалоги.4.Конкурс капитанов. Игра «Да – нет».5.Защита выставки.6.Конкурс зимних загадок.7.Конкурс знатоков зимних примет.8.Подведение итогов.
Викторина 1.Какие животные белеют к зиме? Заяц Горностай Песец 2.Отчего на коре деревьев зимой образуются трещины? От мороза 3.Какие травянистые растения зимуют зелёными? Клюква, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, копытень европейский, осока волосистая, щитовник игольчатый, зеленчук жёлтый, кислица обыкновенная, мох. 4.Перечислить 10 зимующих птиц. Сорока, воробей домовой, синица большая, галка обыкновенная, свиристель, голубь сизый, снегирь, дятел белоспинный, поползень обыкновенный, синица- гаечка. 5.В поле лиса неторопливо ходит по снегу. Она часто останавливается, прислушивается. Вдруг зверь подпрыгивает и быстро – быстро начинает рыть снег. Вопрос: чем занимается лиса? Ловит мышей 6.Еловые леса зимой любят дятлы, клесты, лесные мыши и полёвки, белки. Почему? Зимой у ели созревают семена, которые очень любят эти животные 7. В понедельник жители одной из деревень могли увидеть двух косуль прямо на улице. Одна из них прибилась к палисаду одного из домов, где её и застали люди. В этот же день было получено сообщение о массовом выходе косуль к дорогам в районе деревни Жаворонки. Вопрос. Почему зимой многие дикие животные и птицы перебираются ближе к жилью человека? Ледяная корка и снег затрудняют движение и добычу пищи. 8.Есть у родственницы елки не колючие иголки. Но в отличие от ёлки опадают те иголки Лиственница 9. Как муравьи готовятся к зиме? Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу 10. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней Ничего не ест. Она зимой спит.
11.Что ест зимой жаба? Ничего не ест. Она зимой спит. 12. Куда на зиму исчезают летучие мыши? Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей. 13. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит, также как и многие другие животные 14.Все ли зайцы белы зимой? Белеют только беляки, русаки остаются серыми По стволу
По семенам
По плодам

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Урок окружающего мира (3 класс) Тема: « Зимние явления в природе»

 Цели:1. Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях.         ...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности...

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать проис...

Открытый урок "Прикоснись к природе сердцем"

 ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы...

Урок. Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени.

Тема урока: "Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени"....

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных Росси...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презе...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Круговорот воды в природе"

Цель: Формирование понятия о круговороте воды в природе....

Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»

Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой....