Урок с презентацией "Исцеление 10 прокаженных. Сила благодарности"
план-конспект занятия (4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

Конспект занятия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 3

Исцеление десяти прокажённых

Методическая разработка занятия 3

Тема: «Исцеление десяти прокаженных. Сила благодарности»

Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи занятия:

Образовательные:

  • научить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в Его содержании;
  • формировать у учащихся представление о жизни людей во времена Иисуса Христа;
  • раскрыть учащимся содержание таких понятий, как «благодарность» (умение быть благодарным), «преданность» (родным и близким).

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • развивать желание учиться, познавать окружающий мир.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
  • воспитывать умение видеть красоту мира.

Оснащение (оборудование) занятия:

  • географическая карта древнего Израиля;
  • презентация «Репродукции картин и икон на библейский сюжет об исцелении десяти прокаженных»;
  • Библия. Изд. Московской Патриархии. 1956 (у каждого ученика);
  • раздаточный материал (у каждого ученика горсть бобов);
  • рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
  • пьеса Уильяма Шекспира «Король Лир»;
  • музыкальная кассета с хором имени Иоанна Дамаскина  (Православная студия Петербурга).

Тип занятия: открытие» новых знаний

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.


ХОД ЗАНЯТИЯ

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:18).

Учитель: Благодарное сердце – вот что, прежде всего, характеризует православного христианина. Что означает слово «благодарность»? Из каких двух слов оно состоит?

Ученики: «Благо дарить».

Учитель: Благодарность – это чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание и услугу: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). Это – духовный закон. Когда вы благо дарите (ваш посев), благо к вам и возвращается в виде различных благословений (ваш урожай). От умения быть благодарным зависит, будем мы в жизни счастливы или нет.

Сегодня мы поговорим о том, как развить в себе умение быть благодарным, как научиться ценить то, что нам даёт жизнь.

3. Чтение Библии (Евангелие от Луки, глава 17, стихи 11-19).

    Работа с картой древнего Израиля.

Учитель: Давайте прочитаем библейскую историю, которая находится в Евангелии от Луки, в главе 17, стихи 11 – 19. Найдите, пожалуйста, в Библиях этот отрывок.

Ученик: «А мы успеем изучить Библию до окончания четвертого класса»?

Учитель: Один из священнослужителей сказал: «И вечности недостаточно, чтобы изучить Слово Божие». Библия неисчерпаема. Неисчерпаема глубина Слова Божия. На протяжении тысяч лет священнослужители изучают Священное Писание, составляют проповеди. Миллионы книг посвящены тем или иным строчкам из Библии.

Мы живём в хорошее время – можем изучать эту великую Книгу. Так было не всегда. Её сжигали, преследовали тех, кто пытался изучать Библию. И у тебя впереди целая жизнь для погружения в Слово Божие.

(Чтение Библии учащимися по цепочке)

«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали.

И громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.

И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».

4. Словарная работа (толкование лексического значения непонятных для учащихся слов)

Учитель: «Прокажённые – это люди, заболевшие проказой. Проказа нередко встречалась в те времена. Это было тяжелое и заразное заболевание. Оно обычно начиналось с язв на коже; затем образовывались открытые гниющие раны, от которых исходило невыносимое зловоние. Всё тело заболевшего человека постепенно разлагалось. Он терял зубы, нос, уши, руки. Проказа фактически становилась смертным приговором для него. Не случайно проказа в Библии является символом греха! Грех – будь то алкоголизм, наркомания, воровство, зависть или гордыня - тоже может разрушить жизнь человека.

Судьба прокаженного была поистине тяжёлой. Как только у человека обнаруживались первые зловещие признаки этой заразной болезни, его изгоняли из города, и он вынужден был жить в лепрозории (поселение для прокажённых). Прокажённые нищенствовали, жили вблизи мусорных свалок и ели пищу, на которую никто другой даже смотреть бы не стал. Невыразимое страдание причиняло им постоянно испытываемое чувство тоски по оставленным любимым детям, женам, родителям.

5. Комментарий учителя к прочитанному.

Вот таких десять хромающих, грязных, разлагающихся, медленно умирающих мужчин, поддерживающих друг друга, стояли у дороги в ожидании Спасителя. Среди них был, по крайней мере, один самарянин.

Как мы уже знаем, иудеи презирали самарян, считали их «второсортными» людьми, язычниками и не общались с ними. Проказа заставила их забыть, что одни из них иудеи, а другие – самаряне. Они помнили лишь о том, что всех их объединяет страдание, и что всем им нужна помощь. Общее несчастье не знает национальных различий.

Неизвестно, каким образом эти десять услышали об Иисусе Христе. Может быть, какой-нибудь бродячий прокажённый проходил мимо и рассказал им об удивительных исцелениях прокажённых, совершенных Спасителем в других городах и селениях. В любом случае, они каким-то образом узнали, что Спаситель будет проходить мимо и с волнением и надеждой ждали Его.

И вот, наконец, они увидели Иисуса Христа и апостолов. И, когда Он приблизился на расстояние слышимости, они громко закричали: «Иисус, Наставник, помилуй нас!» Они не просили денег, не просили рая после смерти. Они просили о милости!

Я уверена, что Иисус Христос не поморщился при виде этих несчастных, не отвернулся от них. Он посмотрел им прямо в лицо и с великим состраданием сказал: «Пойдите, покажитесь священникам». По иудейскому закону, только священник мог констатировать исцеление человека от проказы. Десять человек послушно направились к священникам.

И по дороге они ощутили в себе поток жизни, здоровья и силы! Один пошевелил рукой, которая уже на протяжении многих месяцев была неподвижна. Другой – перестал хромать. Кровоточащая, разлагающаяся кожа изменилась, и там, где раньше были раны, появилась новая, здоровая кожа. Они почувствовали себя чистыми и живыми. Теперь они могли вернуться домой, вернуться в общество людей!

Как ни в одной другой Евангельской истории, здесь показана человеческая неблагодарность. Ведь прокажённые пришли к Спасителю, страстно желая исцеления. Он исцелил их, а девять из десяти так и не пришли к Нему, чтобы поблагодарить Его. Как часто человек, получивший желаемое, так и не возвращается, чтобы поблагодарить!

6. Чтение школьниками заранее подготовленных стихотворений

Ученик: Стихотворение великого князя Константина Константиновича Романова. Он был президентом Российской Академии наук; на его стихи писали романсы русские композиторы П. Чайковский и С. Рахманинов:

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем,

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?

Учитель: Ребята, как вы думаете, какую же мысль хотел до нас донести автор этого стихотворения?

Ученики: Автор говорит о том, что большинство людей не благодарят Бога за все Его благословения.

Учитель: Да. Но и далеко не каждый способен увидеть эти благословения.

(Чтение стихотворения Дмитрия Мережковского)

Ученик: В этом стихотворении рассказывается о человеке, который благодарит Бога за красоту мира:

«О, Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм.

И ночь, и волны, и зарю …

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, - в ночной тиши

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине своей души».

Учитель: Кто-то просил Бога о знамении. «Если Ты совершишь чудо, я поверю в то, что Ты есть», сказал человек. И день за днём

«Солнце вставало в перламутре и садилось в багрянце,

Звезды выходили ночью в ярком наряде,

Утро всегда питало влагой томимую жаждой траву,

Зерно давало урожай,

А он всё же не увидел ничего».

Говоря о бесконечном Боге, мы касаемся чего-то, превосходящего всё, что мы способны видеть, чувствовать и даже вообразить. «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Мы живём в изобилии Его любви. Падающий снег, мерцающие звезды, щебет птиц, шум моря, благоухание ландыша – всё это великолепие существует для нас.

Учитель: А испытывало ли ваше сердце благодарность? Знакомо ли это чувство вашей душе? Поделитесь своим опытом.

А знаете ли вы, что человек, умеющий быть благодарным, намного счастливее людей, не обладающих этим качеством? Многие ошибочно полагают, что счастье зависит от материального достатка, от достижений в жизни или от того, где мы проводим отпуск. Это вовсе не так; истинное счастье и радость идут изнутри, и благодарность – это отличный способ обнаружить эту радость внутри себя.

Послушайте, что говорит о себе Апостол Павел: «…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:11-13).

Апостол вел скромный, простой образ жизни, однако совершенно ясно, что он был доволен и счастлив. Он мало чем обладал, но это малое он принимал с большой благодарностью. Апостол Павел приоткрывает нам тайну: секрет нашего счастья заключается в благодарности! Его благодарность Богу за любые обстоятельства жизни делала его счастливым. Такой благодарности можно научиться.

7. Знакомство детей с методом развития умения быть благодарным («Бобовый метод»). Инсценировка учителем рассказа лесника.

Учитель: Интересным способом научиться благодарности является «бобовый метод». Этот метод изобрёл один лесник по имени Никифор. Я познакомилась с Никифором, когда работала в Иркутской тайге в качестве лесопатолога, или лесного врача. Он рассказал мне о своём изобретении, и этим помог мне в воспитании чувства благодарения. Его семья всегда была бедной. В годы же после войны в его доме воцарилась настоящая нужда. И всё же это был счастливый человек – благодаря «бобовому методу». (Я вытаскиваю из кармана горсть бобов и показываю детям).

Однажды этот лесник решил для себя: «Настало время прекратить жаловаться на то, чего у меня нет, и начать благодарить Бога за то, что у меня есть». Вот тут-то и пригодились ему бобы.

«Каждое утро - рассказывал он – я набираю полную горсть сухих бобов и кладу их в свой левый карман. После этого я иду на работу. По дороге со мной происходят разные события. Иногда ласковое солнце мне светит прямо в лицо. Иногда – кто-то со мной просто поздоровается и улыбнется мне, или сосед найдет время, чтобы поболтать со мной. Иногда я замечаю по-особенному красивые в этот день облака или белку, перепрыгивающую с ветки на ветку. Каждый раз, когда со мной случается что-то хорошее, я беру один боб из левого кармана и перекладываю его в правый.

Вечером у меня всегда в правом кармане собирается полная горсть бобов. Прежде чем я иду спать, я перебираю бобы и вспоминаю каждое хорошее событие дня. Тогда я замечаю, каким замечательным был день, и я спокойно могу спать».

Таким образом, этот человек внутренне разбогател, он жил в довольстве благодаря такому простому методу! Благодарность за самые незначительные вещи, которые доставляют радость, приносит удовлетворение и счастье.

8. Учитель предлагает детям рассказать о своих мыслях, чувствах, представлениях о благодарности и неблагодарности, опираясь на собственный жизненный опыт.

Учитель: А как вы думаете, на кого больше похожи вы – на самарянина, который вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса Христа за своё исцеление или на тех девятерых, которые ушли, не выразив своей благодарности, а может быть и не почувствовав её? Всегда ли вам удается быть благодарными?

Ученики: Нет, не всегда. Когда как.

Учитель: А к кому или за что вы можете испытывать чувство благодарения?

Ученики: К родителям, учителям, друзьям, за домашних животных.

Ученик: Апостол Павел говорит, что за все надо благодарить. А мой старший брат разозлился на меня и сломал мой управляемый автомобиль. Мне не хочется его благодарить за это.

Учитель: Давай подумаем, чем этот печальный урок может оказаться полезным для тебя. Уверена, ты сам уже так не поступишь, потому что на себе испытал, как это больно и неприятно, когда с тобою так поступают.

Ученик: Конечно.

Учитель: И рассматривай происшедшее как тест на способность прощать. Ты простил брата?

Ученик: Нет, я с ним не разговариваю.

Учитель: А Бог через Апостола Павла говорит нам: «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Видишь, Филипп, повод для благодарности есть и в этом происшествии.

Учитель: Я обратила внимание на то, что вы хором сказали о своём чувстве благодарности к родителям. Это хорошо. Это важно и для вас, и для родителей. Пронесите это чувство через всю вашу жизнь. Написано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Это – одно из условий вашего долгоденствия. И это – условие долгоденствия и ваших родителей. Отсутствие любви и благодарности к родителям может убить их.

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймёте, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью. Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерями, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,

Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.

Насколько больней, чем быть укушенным змеей,

иметь неблагодарного ребенка».

    А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы». Что посеешь – то и пожнешь. Вот вам пример. Сын ведет отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше: там есть телевизор, медсестры, готовая еда». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я когда-то вёл своего отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведёт тебя по этой же дороге».

9. Презентация репродукций картин на библейский сюжет об исцелении десяти прокаженных. Игра: «Мы – экскурсоводы».

10. Творческая работа учащихся. Школьники выполняют рисунки. Они могут рисовать все, что у них ассоциируется с темой благодарности. Приглушенно звучит духовная музыка.

11. Рефлексия.

12. Домашнее задание для заинтересовавшихся.

Учитель: «Попробуйте использовать «бобовый метод» для развития в себе чувства благодарности. На следующем уроке поделимся впечатлениями» (ученикам раздаются бобы).

14. Подведение итогов занятия:

  • позитивная оценка учителем работы учеников;
  • благодарность учителя ученикам за участие в подготовке занятия и заинтересованную, активную работу;
  • просьба к ученикам высказать кратко своё мнение о том, пригодятся ли им в жизни полученные сегодня знания.

Рассказ ученицы (Евы) об использовании ею «бобового метода».

«Как я лечу бабушку»:

Ева: «У меня есть бабушка. Она часто грустила, у неё нередко было плохое настроение, иногда болела»

Учитель: «У некоторых людей почтенного возраста возникает такое состояние. Убывают силы, появляются различные недомогания. Врачи говорят, что, когда у человека наступают «сумерки» жизни, радость уходит.

Ева: «В том — то и дело, что «бобовый метод» вернул ей эту самую радость. Купили мы с бабушкой бобы. Дома я объяснила ей смысл того, что нам предстоит делать, и начала задавать вопросы. Спросила её, любит ли она меня. Она ответила: «Конечно». Я ей сказала: «Вот видишь, у тебя есть классная внучка. А некоторые люди совсем одиноки, Клади боб в правый карман. Потом я спросила бабушку, нравится ли ей её комната. Она ответила, что комната как комната. Я с ней не согласилась, сказала: «У тебя и комната очень хорошая – светлая, теплая, всегда чистая и уютная. Знаешь, сколько бомжей живут на вокзалах, им ни поспать нормально, ни помыться». Еще один боб положили ей в карман.

Потом я притащила и положила ей на колени нашего толстого кота: «смотри и кот у тебя потрясающий». Она стала гладить его, а он замурлыкал. Бабушка заулыбалась. В общем, бобами мы почти полностью заполнили ее карман.

Потом мы договорились, что будем встречаться в её комнате каждый вечер и рассказывать друг другу, почему мы положили в карман каждый боб. И бабушка, и я внимательно ищем положительные моменты. Кто больше наберёт бобов? Мои бобы и сейчас при мне. У бабушки настроение изменилось в лучшую сторону. Ждёт меня каждый вечер, рассказываем друг другу, почему бобы оказались в нашем правом кармане. Вот такая история».

Учитель: «Ева, бабушку лечит и твоё внимание к ней, ежедневное общение. Она наверняка ждёт тебя каждый вечер, чтобы поговорить с тобой».

Спасибо, друзья, до встречи!

Стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок шахмат на тему "Сила коня"

Тема: Сила коня.Цели:1.      Знакомство с новыми словами. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические задания и игры.2.      Раз...

презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс

Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)

Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....

Сценарий единого урока « В единстве наша сила»

День знаний 1 сентября в 1А классе МАОУ СОШ №5...

Всекубанский урок "В единстве наша сила"

Ребята знакомятся с понятием единение народов.Они листают книгу и изучают странички "Объединение", "Мир", "Понимание", "Согласие","Дружба", "Взаимопомощь". затем дети делают плакат "Мы за мир!", а пос...