Порядок выбора родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основам религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

Порядок выбора

родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основам религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porjadok_vybora_roditeljami.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Порядок выбора

родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основам религиозных культур и светской этики»

Введение.

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа  2009  г. № Пр-2009) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики — для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей). В г. Москве с 2012 г. преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», прошедшего в 2009-2011 гг. апробацию в 21 регионе России, вводится во всех учреждениях города с 1 сентября 2012 года (в Зеленоградском административном округе – с 1 апреля 2012 года).

Принципиальной особенностью преподавания религиозных культур и этики  является ориентация содержания образования на запросы и потребности мировоззренческих социокультурных групп в российском обществе, включая последователей основных российских религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения свободного, добровольного информированного выбора предмета родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника. На экспериментальном этапе введения преподавания основ религиозных культур и светской этики в части школ, муниципальных образований, регионов были зафиксированы нарушения прав родителей на выбор со стороны работников школьных администраций, управлений образования, что вызвало ряд конфликтных ситуаций. С целью недопущения подобных ситуаций в будущем в рамках федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России были подготовлены и направлены в регионы методические материалы по данному вопросу, включающие следующие указания.

«Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.  

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества».[1] 

Согласно указанным положениям письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России, администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребенком.

2. Процедура выбора в общеобразовательном учреждении

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования и праве осуществить свободный выбор предмета (модуля) для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация процедуры выбора в школе должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.). По итогам заседания заранее (не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний) следует распространить среди родителей учащихся информацию о введении преподавания основ религиозных культур и светской этики (приложение № 1). Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своем классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию школы и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие учителей и др.). Такие действия недопустимы также для всех других работников школы, органов управления образованием, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т.п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие ответственность родителей за воспитание детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребенка и его личные интересы.  

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения нового учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о введении их преподавания вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть все основные запросы родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей не может быть обоснован рациональными аргументами. В то же время понимание того, что духовно-нравственное воспитание детей в школе необходимо развивать, расширять его возможности в целях подготовки детей к жизни в современном открытом обществе, их духовного развития, защиты нравственности, предупреждения личностных и социальных девиаций — разделяется подавляющим большинством общества. И это необходимо учитывать, уважать даже тем, кто не разделяет такого убеждения. Последним целесообразно предложить для изучения модуль «Основы мировых религиозных культур», что является расширением знаний о религиях, которые дети получают в процессе изучения истории, обществознания, социальной географии.  

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, лучше заранее, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать:  родители всех учащихся в классе;  представитель администрации (желательно директор, по крайней мере, его заместитель); классный руководитель; педагог или педагоги школы, которые предполагаются в качестве учителей по новым предметам; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы все равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление ведущего представителя администрации (директора);

2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули  вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о содержании учебника, образовательных и воспитательных задачах предмета, связи его содержания с содержанием других учебных дисциплин. Следует отметить единую ценностную основу содержания всего комплексного курса, ориентированную на общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий в обществе

В представлении модулей должны использоваться только учебники, прошедшие апробацию и одобренные Межведомственным координационным советом, религиозными организациями (издательства «Просвещение»).[2] 

Можно указать родителям, что данные учебники реализуют содержание экспериментального курса, который прошел апробацию в 21 регионе России с положительными результатами, а также что в перспективе возможно расширение объема преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности с учетом широкого и также положительного опыта преподавания таких курсов во многих регионах России;

3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

4) ответы на вопросы родителей, уточнения.

5) заполнение родителями личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям.[3]

В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращенное название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребенок; фамилия и имя их ребенка; название выбранного предмета; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой;

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы для чего целесообразно выделить отдельного ответственного из числа работников администрации, который вместе с классными руководителями, действующими под его руководством, должен обеспечить сбор всех заявлений. При этом, как указано в методических материалах Минобрнауки России «может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации».

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т.п.

При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (нуль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации общеобразовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) общеобразовательного учреждения и председателем родительского комитета общеобразовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

В установленные сроки в органы управления образования (окружное управление) передаются:

1) лист сводной информации по образовательному учреждению (оригинал);

2) копии протоколов родительских собраний по каждому классу.

В администрации образовательного учреждении по итогам каждого выбора сохраняются:

1) заявления родителей с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;

2) копия листа сводной информации.  

Приложение 1

Информация

о введении преподавания учебных предметов

по религиозным культурам и светской этике по выбору семьи школьника

Уважаемые родители!

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса родителей школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 2012 г. вводится преподавание по выбору нового предмета (модулей в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»):

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики.

Преподавание направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение, если оно имеется.

Первые четыре модуля ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства,  ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций. Остальные два модуля ориентированы на нерелигиозную часть общества. Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов. Другой по основам светской (гражданской) этики направлен на нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.

Преподавать все модули, в том числе по религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

В настоящее время преподавание данного курса в городе Москве предусмотрено с 1 сентября 2012 года в 4-х классах в объеме 34 учебных часов.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован выбор. Если после начала преподавания вы решите изменить свой выбор, то это можно будет сделать с нового учебного года, заранее подав заявление директору.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из модулей нового комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления обязательно. Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей нового учебного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата, место, время родительского собрания: _________________________________

_____________________________________________________________________________

С уважением, администрация  ____________________________________г. Москвы

Приложение 2

Директору

общеобразовательного учреждения

________________________________

города Москвы

________________________________

(Ф.И.О.)

Заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса общеобразовательного учреждения _____________________города Москвы  ______________________________(Ф.И. ребенка), из предлагаемых на выбор модулей нового комплексного учебного курса:

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики

выбираем для своего ребенка изучение:

__________________________________________________________________

Дата «___» _________________ 20___ г.

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

Приложение 3

Протокол родительского собрания ____  «____» класса

___________________(общеобразовательное учреждение) города Москвы

Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся ____  «____» класса новых предметов (модулей комплексного курса по основам религиозных культур и светской этике).

Название модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

Дата «___» _______________ 20___ г.

Классный руководитель

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)

Председатель родительского комитета класса

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)

Приложение 4

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями) учащихся модулей комплексного учебного курса

 «Основы религиозных культур и светской этики».

Общеобразовательное учреждение

_____________________г. Москвы

Название  модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

«___» ______________ 20___ г.

Директор общеобразовательного учреждения _________________  г. Москвы

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

Председатель родительского комитета

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

М.П.


[1] Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации. / Письмо «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования от 30 апреля 2010 г. № 03-831.

[2] В федеральные перечни учебников включены ряд других учебников по новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По религиозным культурам во избежание конфликтных ситуаций с религиозными организациями в настоящее время следует использовать только указанные учебники издательства «Просвещение», поскольку они прошли конфессиональную экспертизу и разработаны представителями конфессий. В будущем при появлении других учебников по религиозным культурам, имеющих гриф соответствующей религиозной организации (например, по православной культуре гриф Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ), можно будет использовать и такие учебники.

[3] Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора. В этом случае классный руководитель должен передать бланки заявлений родителям заранее лично или через ребенка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию предметов и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и сохранять его до подведения общих результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель данной работы - внести изменения в тематическое планирование  курса «Окружающий  мир»  в 1-3 классах в соответствие с темами  курса «Основы религиозных культур и светско...

"Формы и виды организации учебной деятельности на уроках по "Основам религиозных культур и светской этики"

Презентация к выступлению на тему: "формы и виды организации учебной деятельности на уроках по ОРКСЭ"...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)

Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло»....

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...