Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omrk_kashitsyna.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию по основам религиозных культур и светской этики.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

класс создана на основе Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы  курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» для 4–5 классов А.Я. Данилюк, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Учебно-методический комплект используемый для реализации программного содержания:

  1. Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 197, [3] с.: ил.
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией  А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011.

На изучение курса отводится по одному часу в неделю - 34 часа в год. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

        Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

        Предметными результатами изучения курса.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование по основам мировых религиозных культур (34 часа)

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Основное содержание

Домашнее задание

Характеристика деятельности

по плану

по факту

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа).

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с содержанием священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют  умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

1.

Россия – наша Россия.

(с.4-8)

Россия, Родина, мировое дерево, образ мироздания, родословное древо.

Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

Составить и изобразить родословное древо.

2.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

(с.9-16)

Культура, духовные ценности, идол, религия, религиозная культура, этика.

Ответить на вопрос  № 2 с. 16:  «Почему мы должны внимательно относиться к духовным ценностям разных народов»

3.

Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».

(с.17-20)

Съезд лидеров мировых и традиционных религий, диалог, взаимопонимание.

Написать сочинение-миниатюру «Что я хочу пожелать людям всего мира…»

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов).

4.

Древние верования и религиозные культы.

(с. 23-29)

Мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.

Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные  источники

Нарисовать иллюстрацию к одному из мифов.

5.

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.

(с.30-33)

Аборигены, картина мира.

Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представление о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.

Подготовить сообщение на тему «История, культура и природа Австралии»

6.

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.

(с.34-39)

Майя, ацтеки, инки, цивилизация.

Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизация майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.

с. 39 задание 4: подготовить сообщение на тему: «Культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки»

7.

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.

(с.40-45)

Синтоизм.

Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь.

8.

Саша рассказывает о верованиях древних славян.

(с.46-52)

Славяне, капища, идолы.

Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.

с.52 задание 2 (I вариант): найти и прочитать сказку, где представлены персонажи верований древних славян, подготовить пересказ.

с.52 задание 4 (II вариант): подготовить сообщение о религиях Древнего Египта и Древней Греции.

Раздел 3. Иудаизм (5 часов).

9.

Представление о Боге в иудаизме.

(с. 55-59)

Иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.

Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представление о Боге в иудаизме.

С. 58 задание №4: подготовить сообщение о географии и достопримечательностях Израиля.

10.

Мир и человек  в иудаизме.

(с.59-63)

Шаббат, Тора, душа.

Представление о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.

С. 63 ответить на вопросы 1, 3, 4.

11.

Тора и заповеди.

(с.64-70)

Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет.

Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники. Десять заповедей. Иерусалимский храм. Стена Плача.

С.70 задание 3: подготовить рассказ о пророке Моисее.

12.

О чём говорит иудейский Закон.

(с.71-76)

Мессия, цдака, кашрут.

Правило Гигеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Отношение к природе и живым существам в иудаизме.

С. 76 ответить на вопросы 1-4

13.

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

(с.77-82)

Бар-мицва, бат-мицва, синагога, раввин.

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва, бат-мицва, свадьба.

Синагога. Происхождение и назначение, отличие синагоги от храма. Значение в религиозной и повседневной  жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство. Правила поведения в синагоге. Раввины и их роль.

С. 82. Задание 4: подготовить сообщение о традиционных иудейских праздниках.

Раздел 4. Христианство (6 часов).

14.

Представление о Боге и мире в христианстве.

(с.85-91)

Христианство, Библия.

Христианство и его распространение в мире. Основные направления: православие, католицизм, протестанизм. Представление о Боге. Библия. Представления о сотворении мира и человека, о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.

С. 91 ответить на вопросы 1-4.

15.

Представление о человеке в христианстве.

(с.92-96)

Спасение, любовь.

Первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос – Спаситель. Основные Заповеди. Человеческая жизнь  и достоинство как важнейшие ценности. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке.

С.96 задание 4: сделать поделку по описанию: «Как люди выражают свою любовь»

16.

Библия – священная книга христиан.

(с. 97-100)

Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета и Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия.

С. 100 ответить на вопрос 3.

17.

Православие.

(с.101-107)

Православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.

Православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.

с.107 задание 3 (I вариант): найти информацию о православных монастырях.

с.107 задание 4 (II вариант): подготовить сообщение о православных праздниках.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

18.

Католицизм.

(с.108-113)

Католицизм, Ватикан.

Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.

С.113 задание 4: Подготовить сообщение о Государстве Ватикан.                                              

19.

Протестантизм.

(с.114-118)

Протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство, адвентизм.

Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания. Проповедческая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.

С. 118 задание 4.

Раздел 5. Ислам (5 часов).

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с содержанием священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют  умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

20.

Представление о Боге и мире в исламе.

(с.121-124)

Ислам, мусульмане, Коран.

Ислам. Мусульмане. Рапространение ислама в мире. Представление о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.

С.с. 121-124 читать; с. 124 ответить на вопрос 4.

21.

Пророк Мухаммад.

(с.125-128)

Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад – «печать пророков». Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».

С. 128 задания 4, 5.

22.

Коран и Сунна.

(с. 129-132)

Коран, Сунна.

Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.

С.190-191 прочитать исламскую притчу, объяснить вы понимаете её смысл.

23.

Столпы ислама. Праздники ислама.

(с.133-137)

Шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешение во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.

Подготовить сообщение о мусульманских праздниках.

24.

Священные города и сооружения ислама.

(с.138-142)

Мекка, Кааба, Медина, мечеть.

Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Чёрный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.

С. 142 задание 4: подготовить сообщение об одной из мечетей расположенных на территории России.

Раздел 6. Буддизм (4 часа).

25.

Жизнь Будды.

(с.145149)

Буддизм, срединный путь, просветление.

Буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сидхартхи. Четыре встречи. Испытания Сидхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды.

С.145-149 читать, с. 149 ответить на вопросы 1, 2.

26.

Учение Будды.

(с.150-155)

Четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма.

Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки – истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы – ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.

Нарисовать один из восьми символов буддизма.

27.

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.

(с.156-162)

Лама, Потала, бодхисатва.

Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни  буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.

С.162 задание 3, 4: подготовить сообщение о буддийских монастырях и традиционных буддийских праздниках.

28.

Священные тексты буддизма.

(с.163-166)

Трипитака.

Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путём». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.

С.194: прочитать буддийскую притчу, объяснить её смысл и нарисовать иллюстрацию.

Раздел 7. Подведение итогов (6 часов).

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

29.

«Золотое правило нравственности»

(с.168-171)

Общечеловеческие ценности.

Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире.

С. 171 задание 3. Нарисовать иллюстрации к уроку.

30.

Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

(с.172-180)

Красота, культура, культурные ценности.

Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная  и культурная значимость для современного человека. «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим – город трёх религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.

Подготовка к защите проектов.

31.

Итоговая презентация проектов  по разделу «Иудаизм».

Понятия по теме «Иудаизм»

32.

Итоговая презентация проектов  по разделу «Христианство».

Понятия по теме «Христианство»

33.

Итоговая презентация проектов  по разделу «Ислам».

Понятия по теме «Ислам»

34.

Итоговая презентация проектов  по разделу «Буддизм».

Понятия по теме «Буддизм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: "Основы мировых культур и светской этики", автор Данилюк А. В....

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики ( Модуль основы православной культуры) учебник А.В. Кураева,4 класс

Рабочая программа по основам православной культуры для 4 класса составлена  в соответствии с миссией МОУ «КСОШ №55», с учетом методических материалов сайта поддержки модульного курса ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики ( Модуль основы православной культуры) учебник О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина

Программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных у...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...