Урок по ОРКСЭ "России колокольчики живые звонят о мире и весне"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Туекбасова Мадина Абдуселимовна

урок о толерантности, дружбе народов, мировых религиях, взаимоотношениях между представителями разных религиозных конфессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОРКСЭ урок о толерантности50 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Уттинская СОШ им. В.А.Ширяева»

               

Октябрь, 2010 год

I.  У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мадина Абдуселимовна.

Тема нашего урока сегодня:

                                          «России колокольчики живые,

                             Звонят о мире и весне…»                               (слайд)

У: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

Д:  о России, о мире, о весне…

У: А чтобы понять, о чём будет идти речь, давайте еще раз, вдумчиво прочитаем тему нашего урока.

Д: (читает 1 ученик)

У: Хорошо! Ребята, а есть ли в этой стихотворной строке слова,  употребленные в переносном значении?

Д: колокольчики

У: (записываю на доске в центре) А что это за колокольчики? Почему они живые?

Д: Это люди, народы, каждый человек, которые населяют нашу страну.

У: (записываю на доске) Хорошо! А еще, какие слова употреблены в переносном значении?

Д: звонят

У: Да, колокольчики звонят, а колокольчики  мы выяснили, это народы, люди значит, что делают люди?

Д: мечтают, говорят…

У: Правильно! Какие еще слова, употреблены в переносном значении? (Если затрудняются:    А что такое весна? (Время года). А что происходит с природой весной?  оживает, пробуждается, цветёт…..и т.д.) А как вы думаете в нашей стихотворной строке весна употреблена как время года?

Д: нет

У: А что она символизирует?

Д: Пробуждение, оживление, процветание, жизнь.

У: (записывая на доске) Хорошо! А какое слово употреблено в прямом значении?

Д: Россия.

У: (записываю на доске) А какие слова относятся к слову «Россия»?

Д: колокольчики, звонят, о мире, о весне…

У: (делаю стрелки на доске) Правильно! Ребята, все эти слова употреблены  в переносном значении. Давайте попробуем слово «Россия», тоже сказать в переносном значении.

Д: ….

У: А может мы сказать, что колокольчики звонят, и образуют оркестр.

Д: Да.

У: Значит Россия – оркестр (записывает на доске) А как вы понимаете, что такое оркестр?

Д: ….

У: Оркестр – это группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах (слайд). А в нашем случае, наш оркестр играет на каком инструменте (записываю на доске)?

Д: на колокольчиках

У: Значит, мы можем сказать, что Россия – это оркестр и мы все люди – ее звонкие колокольчики (слайд).

  1. У: Наша страна называется Россия. А как называемся мы, люди, которые в ней живём?

Д: россияне (начинается демонстрация слайда - постепенно)

У: Правильно! Россия – это наша большая Родина. А есть у нас малая Родина?

Д: Калмыкия.

У: Вы, наверное, слышали, что время от времени население, т.е. людей в нашей стране пересчитывают, т.е. ведётся такая всероссийская компания «Переписи населения». Обратите внимание, по результатам переписи в России проживает более 140 млн. человек, а в Калмыкии чуть больше 290 тыс. человек. Давайте сравним эти два числа: намного ли больше людей проживает в России, чем в Калмыкии?

Д: Да

У: А вы представляете, ребята, в России проживает более 160 национальностей, а в Калмыкии – 90 национальностей. Давайте сравним и эти числа: намного ли больше в России национальностей, чем в Калмыкии.

Д: Нет

У: А как вы думаете, для нашей маленькой Калмыкии 90 национальностей  это большое разнообразие?

Д: Да

У: А можно сказать, что у нас спокойный регион?

Д: Да

У: Почему?

Д: ...

У: Да, потому что мы, колокольчики, живем в мире и согласии, хотя мы разных национальностей и разных религиозных взглядов.

Кстати, кто мне может сказать, какие религии самые распространенные в России?

Д: буддизм, христианство, ислам, иудаизм (слайд)

У: Правильно, а теперь вспомним  одно задание у доски.  Ваша задача найти соответствия. В левой колонке я даю вам названия религий, а в правой – название людей, которые исповедуют ту или иную религию.

Д:   Буддизм                                          Христиане

   Христианство                                 Мусульмане

    Ислам                                              Буддисты

У: Правильно, ребята. Обратите внимание на написание слов. К сожалению, много людей, даже среди взрослых, делают ошибки в написании этих слов: Христианство исповедуют: христиане, ни в коем случае не кристиане, не христианцы и т.д., точно так же ислам исповедуют «мусульмане», никак ни исламцы, мусульманцы, точно также буддисты – а не буддийцы исповедуют буддизм.

У: Кстати, ребята, согласны ли вы с утверждением, что если человек христианин, он ни в коем случае не может дружить и общаться с буддистом, мусульманином, и наоборот.

Д: Нет…

У: Почему?

Д: Потому что в каждой религии говориться одно и тоже, только разными словами.

У: Да, ребята, каждая религия призывает к миру, добру, честности и т.д.

Давайте сравним заповеди (правила) мировых религий. Я буду называть заповедь, которая есть и в христианстве, и исламе, а вы дополните ее заповедью из буддизма. Например, в христианстве есть заповедь «не убий», в исламе та же заповедь, но только звучит иначе: «никто не имеет право лишать жизни другого человека».  А  что на это говорит буддизм?

Д: Нельзя причинять страдание живым существам

У: Молодцы! Попробуем еще раз, в христианстве и в исламе есть заповедь: «не укради», только звучит по-разному. А в буддизме?

Д: Буддизм также призывает отказу от воровства.

У: И какую бы заповедь мы не взяли, из какой бы религии она не была, мы обязательно найдем ее отражение и в других мировых религиях. Мы можем сказать, что каждая из мировых религий призывает только к хорошим поступкам, имеет общие цели развития своего народа.

Д: Да….

У: А давайте докажем, что у всех нас, есть что-то общее и поиграем в игру «Чем мы похожи». Игру начну я, а вы продолжите. Выйдите ко мне те, из вас , кто так же как и я любит играть в шахматы, (те кто вышел, говорят свои сравнения (например, один цвет волос, национальная принадлежность, рост, чтение книг  и т.д.)). (В конце игры все у доски).

У:  Вот видите ребята мы все разные, но все-таки смогли найти что-то общее: это и цвет волос, и общие интересы, и цели и т.д.). Ну все, ребята, спасибо, присаживайтесь.

Обратите внимание на экран.

(презентация)

У: Что вы увидели в презентации?

Д: красивые уголки природы, дети в национальных костюмах, красивые здания и т.д.

У: А все ли рисунки были радостными?

Д: Нет

У: Как вы думаете почему?

Д: потому что не везде царит мир и весна. И у этих людей «колокольчиков», не получается влиться в оркестр под названием Россия им мешает их боль, печаль.

У: А почему это происходит ребята?

Д: Потому что не все хотят жить по общим правилам и своими поступками делают жизнь окружающих грустной и мрачной.

У: Ребята, а как вы думаете, что самое главное нужно уметь делать людям, чтобы оркестр звучал красиво и мелодично.

Д: Самое главное правило – умение слышать, слушать и понимать друг друга.

У: Вот мы сейчас и проверим, умеете ли вы слушать друг друга, и поиграем в старую добрую игру «Глухой телефон». Сейчас я попрошу вас выйти к доске. Начну игру я. Первому игроку я скажу слово на ушко, а он соседу тоже слово  и так до последнего игрока. И мы посмотрим, удастся ли вам это слово донести до последнего игрока. (разыгрывается слово»Дружба»). И какое же слово услышал последний игрок?

Д: Дружба

У: Правильно, это – Дружба. Ребята, а что вам помогло правильно донести слово.

Д: умение слушать.

У: А вы хотели услышать? Старались?

Д: Да

У: Ребята, вообще по правилам игры «Глухой телефон» в конце игры мы должны были услышать какое-то  новое слово, и тогда было бы смешно и всем весело, и  можно было бы сказать, что игра не получилась, но с другой стороны мы хотели доказать, что мы умеем слышать, вот мы и доказали. Так как вы думаете, ребята, игра получилась?

Д: и да, и нет.

У: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам стать настоящими колокольчиками. (раздаю колокольчики). Сейчас мы с вами образуем маленький оркестрик, но не забывайте о том, что вы должны не только звонить, но и слушать друг друга. Давайте, приготовились, я начну, вы поддержите.

Д: (звонят в колокольчики)

У: Хорошо, ребята. Из вас получился отличный оркестр. И я надеюсь, что вы всю свою жизнь будете теми самыми колокольчиками России, которые будут звонить о мире и весне.

(читаю стихотворение)

Если останется время

У: Ребята, я знаю, что вы приготовили песню, давайте ее споём.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"

Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....

Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"

Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски.  Это интегрированный урок.Это урок - конференция.  Работа в парах, группах. Подготовка...

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

урок во 2-ом классе по окружающему миру "Кто как весну встречает"

В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью диких животных с приходом весны....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...