конспект открытого урока по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Мягкова Алла Владимировна

Конспект открытого урока в 4 классе по ОРКСЭ " Отношение христиан к природе" .Урок  проведен на семинаре - практикуме" Формирование духовно - нравственной культуры школьников средствами курса ОРКСЭ" для учителей города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_gorod_po_orksm.odt26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

–Ребята! Урок основ православной культуры, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и пообщаться духовно, выразить свое мнение и прислушаться к мнению каждого из нас.. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

– Положите руки друг другу на плечи.

– Опустите голову.

– Закройте глаза.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Откройте глазки.

– Улыбнёмся друг другу.

  • Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.
  • Улыбнитесь и поприветствуйте наших гостей — открытых, доброжелательных  людей.
  • Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

 II. Проверка домашнего задания.

  • Улыбка украшает человека. А есть места на земле, которые украшают ее. Их называют праобразом рая на Земле. Это храмы, церкви и...( монастыри).
  • Их много в России? В Мордовии?
  • Самые известные назовите. В Саранске есть?
  •  Что такое монастырь?( ответы детей)
  • Почему их так называют — уголок  рая?
  • Монастыри бывают женскими и мужскими и живут там...Кто? ( монахини и монахи)
  • Что это за люди?            
  • От чего они отказываются?
  • На прошлом уроке нами был составлен синквейн. Позволю себе напомнить вам, ребята, и показать нашим гостям итог коллективной работы. Итогом синквейна было словосочетание « Божий человек»
  • Я попросила нескольких ребят подготовить сообщения о таких праведных людях.

Выступления детей:

О Власии, благословляющем зверей.

О Святом Неофите

О Сергии Радонежском.

III. Вхождение в тему урока.

  • Что общего между этими христианами, жившими несколько веков тому назад?

(Жили в гармонии, т. е. в согласии с природой, излучали доброту и любовь. Поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери. Даже самые свирепые становились кроткими и мирными)

  • А мы простые люди, христиане восхищаемся и удивляемся, что эти люди могли творить чудеса. А сами как должны себя вести по отношению к природе?Так и звучит название нашей темы урока.

IV. Работа над новым материалом.

-Как вы понимаете слово ответственность?Что такое ответственность?

  • Как вы считаете, за что каждый из вас отвечает?
  • Перед кем человек должен держать ответ?
  • Поработаем в парах.( задание на карточках)

Задание парам:

  • В трех нарисованных овалах, расположенных один над другим, впиши слова: « ПРИРОДА», « БОГ», « ЧЕЛОВЕК» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому( чему) служит.

Будьте внимательны к музыкальному сопровождению.( звучит запись песни «Чудесный дом»в исполнении Л. И С. Ершовых)

Учитель вывешивает ряд ответов на доске.

  • Есть другие варианты ответов?
  • Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, внимательно читая текст урока № 26( с.84), кто был прав, отвечая на задание.

V. Работа с учебником

  • Дети самостоятельно читают текст учебника, чтобы в дальнейшем ответить на вопросы:
  • Итак, кто главный творец и создатель всего на Земле?

Слайд 12

-Какие книги по словам великого русского ученного М.В. Ломоносова создал Бог?

Слайд 14

-Как вы думаете Ломоносов был верующим человеком?

-Как ты это понял?

Слайды 15 — 20

  • Подумай: удается ли человеку делать мир более удобным и безопасным для себя?
  • Что — то вызывает тревогу?

Слайд 21

- Что обязан выбрать человек, преобразуя природу: выгоду и большие экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении природы и приумножении ее богатств?

Слайд 22

  • Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным хозяином мира является Бог, а не человек?Почему?

Слайд 23

  • Зачитайте из учебника ответы.

Слайды 24 — 29

  • Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки — степи и леса, акулы — море, орлы — горы., в том числе и от человека.

          Слайды 30 — 31

-Можно ли сказать, что уже сегодня( а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает?В чем это проявляется?

  • -Что может сделать маленький человек, ребенок, школьник или дошкольник, для христианского отношения к природе? Давайте поработаем в группах. Подумаем вместе, как поступить в той или иной ситуации

. РАБОТА В ГРУППАХ.

 Задания:

  1. Ты пришел в лес. Какие правила поведения в природе надо выполнять?
  2. На день рождения тебе подарили маленького котенка( щенка), о котором ты так давно мечтал. Но твои родители — против. Как можно убедить своих родителей изменить свое мнение?
  3. Может быть ты хочешь взять в дом лисенка или бельчонка? Подумай: стоит ли это делать?Обоснуй свое мнение.
  4. Бог — творец мира. У каждого божьего создания можно поучиться чему — то хорошему. Чему полезному можно и должно поучиться у бобра?

У лисицы?

Может ли нас чему — нибудь хорошему научить верблюд?

-Спасибо за работу группам, продолжаем работать на своих рабочих местах.

VII .Закрепление изученного.

Слайды 32 — 36

Все о чем вы сейчас говорили- очень важно и нужно для каждого из нас и для планеты Земля в целом. Создана  специальная наука, которая изучает взаимоотношения человека и природы. Как она называется?

Слайды37 — 42

Вам знакомо выражение» экологический кризис»?

« Эко» в переводе с греческого — дом, жилище.

« Кризис» - тоже с греческого- «суд».

 Значит « суд Божий». Бог так говорит человеку. ЧТО ЧЕЛОВЕК НАРУШАЕТ И ЗАПОВЕДИ ,И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.

А ведь был на Земле уже экологический кризис. Когда? Об этом тоже рассказывается в вашем учебнике. Прочитаем рубрику « Это интересно»( с. 85)

VII .Рефлексия.

  • Подведем итоги всему нашему разговору небольшим тестом по теме.

 Вопросы теста:

1. Как может проявляться  «образ Божий» в человеке по отношению к природе.

  1. Если человек будет походить на Бога, вся природа сама будет подчиняться ему
  2. Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен стремиться подчинить  этот мир себе
  3. Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.  
  4. 2. .Должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир?
  5. Нет, потому что человек должен брать  от мира и от природы  все, что только можно, а ответственность за мир будет мешать ему
  6. Нет, потому что человек может жить отдельно от природы
  7. Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен исполнять этот  завет с прилежанием  и благоговением
  8. 3. Почему человека называют «венцом творения»?
  9. Потому, что подобно венцу, человек должен возвышаться над  всем  миром, и мир должен быть человеком порабощён
  10. Потому что человек, как  самое главное творение, имеет венец. И цель жизни каждого человека это венец  найти
  11. Потому что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, как самое разумное  существо, и поставил человека над всем живым на земле. Бог увенчал, то есть завершил им творение мира
  12. 4. Как человек не должен относиться к природе?
  13. С любовью. Не только сохранять  красоту природы, но и стараться облагородить  ее
  14. Потребительски, то есть брать от природы все, что она дает, и не заботиться о ней
  15. Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"

Цель урока:Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.Формировать навыки самостоятел...

План-конспект открытого урока по ОРКСЭ по теме: Защита Отечества.

Данный урок  был проведен   для  родителей и коллег  в 4-х классах.  Учащиеся  принимали активное участие в подготовке урока и его проведении....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс

Цель урока: Познакомить  учащихся с православным пониманием сущности  Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий.  Религии мира и их основатели»...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...