Стратегия визуального мышления на уроках ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс) по теме

 ОРКСЭ

Опыт учителей по теме. Выступления на  семинаре 23.10.2017

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегии визуального мышления на уроках ОРКСЭ

Слайд 2

Формы мышления, как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования, можно назвать визуальным (зрительным) мышлением. Основы такой формы мышления – наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

Слайд 3

Наше образование направлено на формирование творческой личности, способной постичь все многообразие окружающей реальности и увидеть мир каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Для этого необходимо совмещение чувственного и рационального в познании мира. И это совмещение возможно посредством визуального мышления.

Слайд 4

В данном аспекте большое значение имеет использование произведений изобразительного искусства. Оно выступает как особая знаковая система, а процесс понимания произведений искусства, как раскодирование художественной информации. Визуальное мышление выступает здесь как стимулятор развития интеллекта и личности в целом

Слайд 5

В использовании произведений искусства на уроках визуальное мышление стоит рядом с использованием наглядности. Но это не значит, что они похожи. Наглядность – демонстрация конкретных предметов, представление готового образа. Визуальное мышление – свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ.

Слайд 6

Изображение картины В.Васнецова «Три богатыря». Использована технология скрайбинг

Слайд 7

Существуют различные технологии, которые используются в визуальном мышлении: Диаграмма График Таблица Карта Схема Инфографика Скетч Калаж Визуальная матрица Плакат Опорный конспект Графическая презентация

Слайд 8

Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.

Слайд 9

Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Слайд 10

опорные конспекты- это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в видже модели, формулы, таблицы и схемы.

Слайд 11

Учеными уже давно доказано, что более 80% информации воспринимается визуально. Исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через 3 дня слушатели в состоянии вспомнить 10% услышанного, 35% от увиденного, но могут вспомнить 90 % содержания презентации, если информация излагается в виде устного рассказа и подкрепляется визуальными образами.

Слайд 12

Четыре шага визуального мышления Посмотреть Собрать и отфильтровать информацию Просканировать общую картину. Определить границы видения. Выбрать первоначальное направление действий Увидеть Отобрать и сгруппировать информацию Отфильтровать по степени полезности и важности. Классифицировать и упорядочить . Выявить закономерности и сгруппировать данные Вообразить Увидеть то, чего нет Провести аналогии. Использовать закономерности. Найти объединяющую структуру. Стимулировать новые идеи и интерпретации. Показать другим Объяснить Четко сформулировать идеи. Выбрать структуру и изобразить идеи на бумаге. Ответить на вопросы: кто/что, сколько, где, когда, как, зачем/почему? Проверить, совпадает ли донесенное ожидаемым.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение стратегии визуального мышления на уроках ОРКСЭ Шкарина А.М, учитель начальных классов МБОУ Ясенецкой СШ 2017

Слайд 2

Стратегия визуального мышления — это тщательно продуманная и научно обоснованная последовательность вопросов и специально подобранные ряды произведений искусства . Восприятие произведения искусства — сложнейший процесс, в котором участвуют эмоции, воображение, память, мышление, ассоциативные механизмы.

Слайд 3

«Визуальное мышление» - первые шаги мышления эстетического при помощи рассматривания предметов. « Стратегия» - это приемы визуального мышления, которые дают возможность исследовать и обсуждать широкий круг вопросов искусства, устанавливать между собой и искусством некие важные связи, развивает длительную связь с ним.

Слайд 4

исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). даётся возможность ребенку (начинающему зрителю) использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства.

Слайд 5

Во время рассматривания произведения Дети отвечают на вопросы, которые задает им учитель. Последовательность вопросов строго продумана. Обсуждение начинается с простых вопросов и может доходить до разворачивания целой дискуссии.

Слайд 6

Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них самостоятельно убеждается в возможности существования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета.

Слайд 8

Перифраз - самая важная функция учителя. Перефразировать ответы детей учитель должен так чтобы смысл их не был искажен, тем самым учитель не просто дает понять ребенку, что его ответ услышан, но и придает ответу особое значение, усиливает его

Слайд 9

Цель программы - создание условий для развития личности ребенка в процессе самоформирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства.

Слайд 10

Предполагаемая стратегия включает в себя 4 принципа, которые нужно хорошо понимать и строго придерживаться: Задавать предусмотренные программой вопросы, вовлекая детей в активный процесс поиска и открытий. Внимательно слушать, что говорят дети, и показывать, что их понимают: разглядывать картины вместе с ними, показывать указкой те детали, о которых они говорят и перефразировать их высказывания. Направлять обсуждение, увязывая между собой схожие мысли и подчеркивая различие между несхожими точками зрения, тем самым помогая детям составить несколько разных мнений о картине. Вдохновлять учащихся на дальнейший поиск и познание, оставляя во время обсуждения некоторую недосказанность, предлагая продолжить подбор информации из внешних источников.

Слайд 11

Любая работа с картиной проходит четыре этапа: 1.Эмоции (что чувствую?) 2.Предмет (что изображено?) 3.Сюжет картины (о чем картина?) 4.Символика (зачем автор нарисовал картину?)

Слайд 12

Вопросы в точной последовательности: Кто, что? (объект); Когда? (время); Где? (пространство); Как? (образ действия); Зачем? (установление причинно-следственных связей).

Слайд 13

Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание: не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и перифраз; обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию.

Слайд 14

Методы: фасилитированная дискуссия; перефразирование ответов учащихся; «линкинг» (связное обобщение); коллегиальное обсуждение.

Слайд 15

Стратегия вопросов. – Что (кого) вы видите? – А что еще? Кто видит что-то другое? – Что происходит на этой картине? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? – Кто этот человек? – Где это происходит? (Кто, что и где?) – Когда это происходит? (Где и когда?) - Где находился художник, когда писал эту картину? - Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? - Каков смысл происходящего? - Как бы вы назвали эту картину?

Слайд 16

Картина У. Смолла «Добрый самарянин»

Слайд 17

- Что вы видите на картине? -А что еще? Кто видит что-то другое? - Что происходит на этой картине ? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать ? - Что заставляет тебя так думать? -Кто эти люди? -Что позволяет тебе это утверждать ? – Где это происходит ? – Когда это происходит (век и время года)? - что позволяет тебе утверждать, что это осень? -Где находился художник, когда писал эту картину ? - Что , как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете ? - Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? -Каков смысл происходящего? -Как бы вы назвали эту картину ?-

Слайд 18

Икона С.Ушакова "Тайная вечеря"

Слайд 19

- Что вы видите на иконе? - Что позволяет тебе утверждать, что это ученики Христа ? - Почему у всех есть нимбы, а у одного нет ? Что позволяет тебе так думать? - Что происходит на картине? - Почему вы решили, что это ужин? - Что вы видите на столе? - Почему вы думаете, что это вино, а не вода? -Что за человек сидит в центре? Что позволяет тебе так думать ? – Где это происходит? Что позволяет тебе так думать? -Почему Иисус в окружении только своих учеников? Ведь его любили , слушали, а ужинает он только в окружении учеников? -Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете ? - Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? -Как бы вы назвали эту икону?

Слайд 20

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.

Слайд 21

За счет перифразов достигается сразу несколько результатов: Признание и уважение учителя окрыляет любого ученика. Таким образом, вы доказываете, что понимаете и цените каждую мысль, и это заставляет начинающего зрителя поверить, что слова его не бессмысленны – а это главная предпосылка того, что он захочет участвовать в дальнейших обсуждениях. Если вы научитесь перефразировать и бережно, и четко, то вы сможете превращать каждый, иногда очень не внятный и «спотыкающийся» ответ ребенка в высказывание меткое, ясное и грамотное и это поможет расширить словарный запас, «подчистить» грамматику и повысить чутье к языку, но при этом ребенка не будет угнетать чувство того, что он сделал ошибку, и его «исправили ».

Слайд 22

«В преподавании искусства, также как и в преподавании других предметов, лучший учитель не тот, кто выплескивает на ученика всё, что он знает, и не тот, кто удерживает при себе всё, что он мог бы дать, но тот, кто подобно мудрому опытному садовнику терпеливо наблюдает, оценивает и помогает в тех случаях, когда помочь необходимо». Джером Брунер



Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово Носовой Е.А.

Стратегия визуального мышления на уроках ОРКСЭ

(работа с картинами и другим иллюстративным материалом)

«Учебная картина – параграф учебника, написанный кистью»  

(В. Н. Бернадский)

       Работа с картинами (иллюстрациями) – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

        В модуле «ОПК», который я веду, второй год тексты и картины (иллюстрации) - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

       В основе классификации ведущих визуальных материалов находится 3 иллюстративных модуля:
а) ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;
б)
ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие: активизировать внимание обучающихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия обучающегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т. д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.
в)
репродукции картин известных художников, которые воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор обучающихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких-то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.

      При подготовке к уроку я тщательно рассматриваю используемый иллюстративный материал, продумываю структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подбираю вопросы и задания, руководствуясь основными шагами визуального мышления и основными дидактическими функциями учебных иллюстраций:


а) Картина может работать как пояснение текста.

  • Тема Милосердие и сострадание.

К.С. Петров-Водкин. Богоматерь умиление злых сердец

  • Тема Проповедь Христа. И.К. Макаров. Нагорная проповедь
  • Тема Православие о Божием суде. Д. Баутс Святой Христофор

б) Картина может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

  • Тема Икона. Используется презентация с визуальным рядом картин и икон для сравнения. Например:

C:\Users\Нелли\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0133.jpg

в) Картина  призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

  • Тема Чудо в жизни христианина. Андрей Рублев. Икона. Троица

г) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

  • Тема Храм. Фотографии с изображением иконостаса, кануна, алтаря, кадила
  • Тема Христианская семья. Фотография венцов для венчания

д) Картина должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

  • Тема Защита Отечества. В.П.Гурьянов Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. М.В.Нестеров. Святой князь Александр Невский.

         В.М. Васнецов. Богатыри

      При работе с картинами (иллюстрациями) на уроках курса «Основы православной культуры» я использую следующие формы работы: фронтальная, в парах, в группах, самостоятельная, индивидуальная. Использую следующие приемы:

1) нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т. п.);

Тема Христос и Его крест. Иллюстрация иконы. Спас Нерукотворный

     А как же появилась эта икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

Задание в группах

                                  Проанализируйте иллюстрацию

Тема Православная молитва. С.В.Симаков. Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

1 группа

 Какое место занимает выбранный художником эпизод в истории?

2 группа

На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене? Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?

3 группа

Какой эмоциональный настрой иллюстрации? Какое впечатление она производит?

4 группа

Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?

2) сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов

  • Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя, наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.

3) работа  по плану, предложенному учителем;

                               План работы

  1. Что собой представляет сюжет картины?
  2. Уточнение сюжета картины.
  3. Какие персонажи изображены на полотне, опишите их.
  4. Как автор картины показывает природу? Какова её роль?

4) подбор картин  на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных обучающихся;
5) подбор пословиц и поговорок к иллюстрации;

Тема Православное учение о человеке. В.М. Васнецов. Иван Грозный

  • «Не одежда красит человека»
  • «Злой человек – как уголь: если не жжёт, то чернит»

Тема «Любовь и уважение к Отечеству»

  • «Человек без Родины, что соловей без песни»
  • «На чужой стороне Родина милей вдвойне»
  • «Кто за Родину горой, тот истинный герой»

6) подбор ключевых слов (терминов) по иллюстрации;

7) составление кроссвордов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

8) «мозговой штурм» по какому-либо изображению

  • Расскажи, что знаешь!

9) определение «звучания» картины

Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?

Тема Православное учение о человеке. А.А.Дайнека. Автопортрет. У человека боль в душе.

10) «вхождение в картину»

  • Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?

Тема Золотое правило этики. В.Д.Поленов. Христос и грешница

11) «жизненные ассоциации» (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта)

Тема как христианство пришло на Русь. В.М.Васнецов. Крещение Руси

12) цветовое выражение своего восприятия

  • Нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь.

Тема Библия и Евангелие. В.М. Васнецов. Христос Вседержитель

       Своё выступление мне бы хотелось закончить словами, которые я стараюсь донести до своих учеников: «В нашей православной культуре выросли герои, великие подвижники разных областей жизни. Если посмотреть на икону «Всех святых», в земле Русской просиявших, мы видим на горизонте множество нимбов, и нет им конца. Это значит, что каждому человеку есть место в этом изображении, и в этом самое великое призвание – встать плечом к плечу рядом с теми, кого так чтит Русская земля!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....

Статья. "Стратегия визуального мышления в системе развивающего обучения"

Материал предназначен для педагогов начальной школы, знакомит с курсом "Стратегия визуального мышления(VTS), помогает познакомить детей с миром искусства, а также даёт возможность практически использо...

Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»

В  этом учебном  году я работала над  методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...

Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...

Использование стратегий критического мышления на уроке английского языка в 3 классе по теме "типы транспорта"

Представленная работа это трансляция опыта применения стратегий критического мышления на уроках английского языка в начальной школе. Работа включет в себя теоретичесикй материал и практическое использ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ

Мастер-класс о возможностях использования некоторых приёмов развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОРКСЭ...