Принцип краеведения в преподавании предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
статья по орксэ на тему
Принцип краеведения в преподавании курса ОДНК НР в 5 классе представлен в трёх уровнях: всероссийский, региональный, районный. В статье раскрывается использование этого принципа при изучении некоторых разделов и тем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Э.А.Акбулатова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ д.Три Ключа», Шаранский район
Принцип краеведения в преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
При обучении пятиклассников курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» этот принцип остаётся актуальным, так как продолжающаяся социализация ребёнка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов.
Одна из ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Ознакомление с конкретными примерами в нашем регионе, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
При изучении раздела «В мире культуры» мы рассказываем о том, что великая культура России – плод труда разных народов. В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России [1, с.8]. Дети знакомятся с деятельностью известных деятелей российской науки и культуры М.В.Ломоносова, А.Рублёва, А.С.Пушкина, К.Брюллова, Д.Шостаковича, а также М.Карима, К.Давлеткильдеева, М.Нестерова, Ф.Шаляпина, Ф.Гаскарова. Я рассказываю о деятельности наших земляков – писателя И.Абдуллина, поэта Д.Исламова, художника Г.Топольникова, певца Ф.Валиахметова [2].
В нашей школе обучаются дети пяти национальностей, изучают башкирский, родные (чувашский и русский) языки. При анализе пословиц и поговорок на нравственные правила, мы вспоминаем фольклор разных народов. Дети подбирают русские, татарские, башкирские, чувашские, марийские пословицы и поговорки. Сравниваем национальные традиции, обычаи. Так мы приходим к выводу, что законы нравственности не зависят от национальности или религии.
В процессе знакомства с историей и культурой своей страны человек растёт духовно. Без знаний о жизни предков, об их подвигах во имя Отечества нельзя воспитать чувство любви к Родине и гордости за своих соотечественников [1, с.25]. Изучение темы «Жизнь ратными подвигами полна» я начинаю с рассказа о Сергии Радонежском и Дмитрии Донском, об их роли в победе русского войска в Куликовской битве. Затем говорим об Отечественной войне 1812 года. Школьники узнают об участии башкирских кавалеристов в этой войне, в том числе и нашего земляка Аслая Бакирова из д.Шаранбаш-Князево, ставшего кавалером ордена Святой Анны [2, с.93].
Особый интерес детей вызывает материал о Великой Отечественной войне. Обсуждаем с ребятами о том, что победа над врагами складывалась из совместных усилий всех людей, независимо от национальностей. При этом, вера человека в Бога помогала совершать им благородные и смелые поступки [1,с.35]. Пятиклассники готовят доклады, составляют проекты «Правнуки Победы о своих прадедах», «Вклад моей семьи в дело Победы», оформляют презентации. Интересные проекты, фотографии мы используем во время проведения общешкольных мероприятий «Служу России», «Поклонимся великим тем годам». Часть работ хранится в школьном музее «Родники».
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Самым ценным считается – трудолюбие.
Анализируя вместе с детьми содержания сказок и былин, текстов учебника об отношении к труду разных народов и религий, мы пришли к выводу, что в труде проявляются нравственные качества человека, его благородство. Многие религии призывают человека трудиться. Из бесед с детьми я узнаю о работе их родителей, как дети помогают им по хозяйству. На родительских собраниях родители, в свою очередь, рассказывают об особенностях трудового воспитания в их семье.
На примере жизни и деятельности Х.Лаптева, Г. Цыбикова, К. Циолковского мы с детьми убеждаемся в том, что в жизни есть место и трудовым подвигам. Затем мы провели исследовательскую работу по теме «Трудовые подвиги наших земляков во время Великой Отечественной войны и в мирное время». Ребята искали сведения о своих родственниках, которые работали в годы войны и послевоенное время. Итогом нашей работы стало оформление альбома.
Таким образом, организация обучения с учётом краеведческого принципа
способствует воспитанию уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; пониманию роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Литература:
- Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.: ил.
- Миннигалиев Н.Х. Край родной, навек любимый. – Уфа: «Мир печати», 2011. – 572с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...