Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 1 класс) по теме

Антонова Наталья Викторовна

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитатель

группы продлённого дня

 г. Санкт – Петербурга

 Антонова Наталья Викторовна

ГБОУ гимназия №271 им. П.И. Федулова

«Правила дорожного движения – закон жизни»

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает. Поэтому  обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей (Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко).

Россия занимает 4 место в мире по дорожно-транспортным происшествиям. Только в 2011 году на дорогах России погибло 26 084 человек из них 2365 детей, а 31547 детей получили ранения.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна.

Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на улице является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, № 198 – ФЗ.

С 2010года согласно новым принятым Федеральным государственным требованиям дошкольного образования, раздел «безопасность» является обязательным при составлении программ дошкольного образования.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Одними из факторов, обеспечивающих эффективность образования,  является его непрерывность и преемственность в обучении, в том числе, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что под   преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (ДОУ – начальная школа и т.д.) (Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Денякин Л.М.). Безусловно,  достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего; начального и основного общего образования и т. д.

В  последние  годы  проблема  формирования  социальных  представлений,  а  именно  к  ним  относятся  представления  о  безопасном поведении на улице,  в  той  или  иной  степени  решается  в  программах  дошкольного  воспитания  и  начального школьного образования («Детство»,  «Радуга»,  «Основы  безопасности  жизнедеятельности» и т.д.). Так  же  эта  проблема  находит  своё  отражение  в  методической литературе (Стеркина  Р.Б. , Князева Н.Л. , Фролов М.П. , Авдеева Н.Н. ,Якупов А.М. , Поддубная Л.Б. , Хромцова Т.Г., Майорова Ф.С.).  В  них, наряду  с  традиционными  задачами  охраны  и  укрепления здоровья, выдвигается  требование  формирования  у  детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста  знаний  и умений  безопасного  поведения  на  улице.  Однако,  данные  задачи в  меньшей  степени  обращены  на  преемственность  детского сада и  школы в этом вопросе.

В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения проблемы преемственности, по различным вопросам, включая  исследование В.Я. Лыковой, А.Б.Николаевой, В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. Широко и разносторонне разработана теоретическая концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Однако, насколько нам известно, вопрос преемственности в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста специальному исследованию не подвергался.

Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы.

В зависимости от решения администрации образовательного учреждения программы могут быть интегрированны в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вместе с тем, анализ литературы и практики показывает, что, к сожалению или  беде нашей, в образовательных учреждениях обучение детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляются поверхностно или вовсе не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов.

При этом важнейшими условиями обучения являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, системность и профессионализм. Но, как уже отмечалось, в силу различных причин, эти условия в образовательных учреждениях не выполняются.

        Проблема преемственности – одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из  главных условий его успешного осуществления.

 Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.        

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

Следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы, родителей и т.д.

Исходя из результатов диагностики выпускников первого класса, которые и были, год назад детьми подготовительных групп из ближайших  детских садов показали, что представления первоклассников носят фрагментарный, нечёткий и часто искажённый характер, чем на конец дошкольного возраста. Причиной низкого уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения на улице является отсутствие системных занятий по обогащению представлений. Работа по данному направлению не ведётся,  и представления детей не обогащаются, лишь частично закрепляются за счёт учебного интегрированного предмета «Окружающий мир» и бесед во внеурочное время. Образовательная среда в школах обеднена, недостаточно ориентирована на решение задач данной темы, что и затрудняет накопление и самостоятельное применение детьми знаний, навыков и умений по правилам дорожного движения и безопасного  поведения на улице.  

Таким образом, для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности и  обучения основным правилам безопасного поведения на улице,  необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введения факультативного курса. Но возможнее всего это, через учебно–воспитательную работу в группе продлённого дня – то, что  допустимо финансовой стороной начального школьного образования и не отражается на учебном плане.

Цель нашей работы: разработать и апробировать систему учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленную на  обогащение представлений о правилах безопасного поведения на улице детей младшего школьного возраста, обеспечивающую преемственность ДОУ  и школы в этом вопросе.

Мы полагаем, что выполнение цели, возможно  при условии организации специальной деятельности в группе продленного дня, предполагающей:

  • организацию педагогом группы продленного дня совместной деятельности с детьми, способствующих успешному освоению детьми знаний и умений  безопасного поведения на улице,
  • использование специального комплекса дидактических и подвижных  игр,
  • обогащение развивающей среды литературой и методическими пособиями,  соответствующего содержания
  • включение родителей в данный процесс.

Разработанная  нами  система учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленная на обогащение представлений  детей младшего школьного возраста  о правилах безопасного поведения на улице базируется на следующих принципах:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности учащихся.
  • Возрастной  адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах,  с усложнением,  соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

        Все вышеизложенное определило 3 направления работы:

1направление: Провели методическую  работу с воспитателями группы продленного дня и учителями 1-х классов. Формы:

- Разработали диагностические анкеты для детей, воспитателей, учителей и родителей

- Организовали  встречу воспитателей ДОУ, ГПД и учителей первых классов («Круглый стол»).

- Разработали с воспитателями перспективный план работы, исходя из установленных данных о полученных знаниях в ДОУ, у детей первого класса.

- Провели  консультаций с воспитателями ГПД по теме.

- Обогатили  развивающее пространство в группах ГПД по теме: «Безопасное поведение детей  на улице».

- Организовали  выставку художественной литературы и специальной литературы по теме.

2 направление: Провели просветительскую работу с родителями. Формы:

- Обогатили информационные стенды.

- Провели  родительское собрание  на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» с приглашением инспектора ГИБДД.

- Провели совместный творческий проект «Дом – школа».

- Организовали выставку художественной литературы и специальной литературы по теме.

3 направление: Обогащение представлений  детей младшего школьного возраста  о правилах безопасного поведения на улице, на основе имеющихся знаний.

 Использовались следующие методы и формы работы, которые представлены в циклограмме:

Формы и методы взаимодействия с детьми

Часы в месяц

1

Занятия

1 раз в месяц

2

Беседы

1 раз в месяц

3

Экскурсии (наблюдения)

1 раз в 3 месяца

4

Настольные игры

Ежедневно (и как для самостоятельной деятельности)

5

Подвижные игры

1 раз в неделю

6

Дидактические игры

2 раз в месяц

7

Рассматривание иллюстраций, плакатов

2 раза в месяц

8

Развлечения по ПДД (викторины, КВН)

1 раз в четверть

9

Чтение художественной литературы

2 раза в месяц

10

Изобразительная деятельность

1 раз в месяц

11

Просмотр видеоклипов,  презентаций

1 раз в месяц

12

Использование игрового модуля «Азбука дорожного движения»

Ежедневно

13

Музыкальный репертуар

1 раз в неделю (как фоновая музыка при самостоятельной дея – ти)

14

Тематические физминутки

На каждом занятии

15

Контрольно – оценочные занятия (совместно с родителями)

2 раза в год

Таким образом, контрольный срез показал, что низкие уровни представлений детей о правилах безопасного поведения на улице  исчезли,  а большинство детей достигли высоких показателей.  Дети   активно используют игры, игровой модуль «Азбука дорожного движения» в самостоятельной игровой деятельности, в изобразительной деятельности, в творческих проектах с родителями, с воспитателями ГПД. В результате использования разнообразных форм и методов работы по обогащению представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице, внесения в развивающую среду дидактических игр, пособий, материалов,  дети стали более осторожны, внимательны, активно применяют полученные знания в практической деятельности,  об этом свидетельствуют высказывания родителей по завершении работы.

 Таким образом, можно отметить, что  планомерная организация учебно – воспитательной работы в ГПД, сотрудничество родителей и школы  в данном направлении, положительно сказывается на обогащении представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице.

Проводимая нами  работа позволяет наметить пути дальнейшей деятельности, связанная с разработкой условий, в вопросе  обогащения представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения в быту, природе, в общении с незнакомыми людьми.