пути формирования у первоклассников с отклонениями в развитии базовых графических навыков
методическая разработка по теме

 

1.      Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, развитие слухового внимания и слухо-моторной координации и пространственной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafiti.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования у первоклассников с отклонениями в развитии базовых графических навыков.

Основным способом формирования базового графического навыка у детей с отклонениями в развитии являются многократные упражнения и тренировка отдельных действий. Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических координированных действий с карандашом, ориентировке на листе бумаги. Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

  1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

  1. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением:
  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение назвать каждый палец на руке, выполнение согласованных действий пальцами обеих рук. С детьми проводятся следующие пальчиковые игры с речевым сопровождением: «Сорока – белобока», «На блины», «Гости» и другое.
  2. формирование согласованных действий обеими руками, чередования позиций рук: «Кулак - ладонь», «Камень, ножницы, бумага», «Солнце, заборчик, камешки», «Лодочка» и т. д.
  3. обучение выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию. Используются следующие игровые задания: «Собираем сливы», «Мы делили апельсин», «В лес за грибами» и др.
  1. Формирование дифференцированных движений пальцев рук:
  1. Дети учатся нанизывать бусы, пуговицы, колечки на шнурок в определенной      последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги).
  2. Обучению расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, молнии, шнурки.
  1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

  1. Дети учатся собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2-3  частей), узнавать и называть собранный предмет.
  2. Обучение соотнесению геометрических форм с предметами. Детям предлагаются следующие игровые задания: «Подбери, что круглое» (подсолнух, колесо), что овальное (ежик, рыба), что похоже на полукруг (шляпа гриба) и т. д. Также необходимо формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции). Педагог предлагает детям выкладывать в определенном порядке геометрические формы, где чередование элементов предусматривалось не только по форме, но и по цвету: «Выложи на верхней строке листа следующие формы – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа следующие формы: синий овал, красный квадрат, желтый треугольник».
  1. Развитие пространственной ориентировки.

  1. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях, знакомятся со стрелкой как указателем направления (Куда бросишь мяч? Куда надо идти за игрушкой? Куда уехала машина? Что бывает вверху,  а  что бывает внизу?)
  2. Обучение детей ориентировке на различных плоскостях. На листах бумаги в тетради. Эти задания предлагаются детям по речевой инструкции: «Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки -  внизу», «Расставить зайчиков слева, а морковки – справа», «Разложи елочки справа, а цветы – слева» и т.д. предлагаются наглядные пособия с трафаретами, которые можно перемещать в разных направлениях: «сверху – вниз», «по диагоналям». «слева – направо», «справа – налево».
  1. Развитие слухового внимания и слухо-моторной координации.

  1. Обучение отстукиванию ритма по слуховому образцу и соотнесению звука с графическим действием (проведен6ие различных линий на листах бумаги). Вначале важно отработать с детьми движения руками в пространстве (по воздуху), ориентируясь на звуковой сигнал;
  2. Дети учатся воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (громко, тихо, длительно, коротко и др.)
  3. Обучение выполнению графических заданий с ориентацией на свойства звуковых сигналов (долготу звука): проведение различных линий карандашом на листе бумаги в соответствии с произнесенным педагогом гласным звуком: «Пою долгий звук «и» - вы проводите непрерывную прямую линию на листе бумаги – вот так. Когда я буду произносить короткий звук «и» - вы проводите короткие прерывистые линии». Также педагог предлагает детям выполнять аналогичные задания, изображая различные линии (волнистые, ломанные). Детям предлагаются задания «Осы», «Улитка», «Радуга» и т. п.
  4. Детям предлагается изобразить на строке в тетради в клетку чередование графических элементов: «Палочка – клеточка», «Точка – тире», «Квадрат – круг», «Вертикальная линия – горизонтальная линия».
  5. Учатся выражать графически свойства слов: короткие – длинные слова. Педагог объясняет и демонстрирует детям на доске, как необходимо изобразить произнесенное слово: «Когда я произношу короткое слово – вы ставите точку, когда я произношу длинное слово – вы рисуете линию». Детям предлагаются следующие варианты слов: «дом – матрешка», «кот – машина», «сок – пирамидка» и др.
  1. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

  1. Дети учатся проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом); между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2, 5 до 1,5 см); непрерывные линии между двумя ломанными линиями, повторяя изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломанной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги. задания: «Пройти по лабиринту», «Извилистая дорога», «Лесная тропинка», «Прокати лисичку по лыжне» и т.д.
  2. Дети учатся обводить по контору различные предметы, используя трафареты, линейки, лекала. Задания: «Мячи для слона», «Зоопарк», «Волны», «Ленточки» и т.п.
  3. Дети изображают предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу. Задания: «Дорисуй неваляшку (дом, лист, дерево, машину, снеговика)», «Угадай, что нарисовано?» и т.п.
  4.  Учатся воспроизводить из заданных форм целостные предметы. Задание «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы (два круга, три полукруга, два треугольника)» и т.д.
  5. Обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо, ориентируясь на стрелку, контуры простых предметов ( яблоко, груша, воздушный шар и т. д. );
  6. Обучение раскрашиванию по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, учитывая индивидуальные предпочтения при выборе цвета.
  7. Обучение шнуровке – продергиванию шнурка через отверстия (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест-накрест «Сапожок» и д.р.
  8. Дети учатся срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.

Поэтапное планирование коррекционной работы по формированию готовности к овладению навыками письма у детей с ЗПР обеспечивает последовательность и системность усвоения детьми программного материала.