РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
рабочая программа (1 класс) на тему

Меджорина Нина Владимировна
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы. Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                        Утверждаю

на заседании                         Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида ст.Казанской Верхнедонского района

(Казанская школа-интернат VII вида)

                                                

МО учителей начальных классов

                                                

                      ____________________________                                                                                          _____________________________

дата                                                                                                 дата

                                                                                                                ____________________________                                   _____________________________

Руководитель МО                                                                                        Директор

С.П.Токова                                                                                                                                                                   С.А.Долженкова

                                                                                                                        М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Составитель: Меджорина Н.В.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                  2011-2012 учебный год

Цели и задачи:

- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать  состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать обучающимся ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  

                                Актуальность программы:

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.        

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

        Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.        

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.

Программу реализует педагог-психолог Меджорина Нина Владимировна.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,  психологического обследования.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных  особенностей детей.

                                                                                                                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

        Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны.

Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Настоящая программа составлена для учеников 1 класса  В классе:  7% обучающихся на высоком уровне, 35.7% на среднем и 57.3% низком уровне готовности к школьному обучению.

Психические процессы

У         Р

Высокий

О        В        Н

Средний

И

Низкий

Память

100%

Внимание

50%

50%

Уровень готовности к школьному обучению

16%

42%

42%

Произвольная сфера

50%

25%

25%

Интеллектуальное

развитие

50%

50%

Воображение

100%

МЫШЛЕНИЕ

тип “мыслителя

тип “образного

мышления”

100 %

        

Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2010/11 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающи

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;нравственно-моральные качества;

* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ

- повыситься:    

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* внимания;

* мышления;

* восприятия;

* произвольной сферы;

* интеллектуального развития;

* воображения.

* работоспособности;

* речевой активности;

* познавательной активности.

 К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

Мониторинг

Знать

Уметь

1

Тема:  « Знакомство  « Я  +  ТЫ = МЫ».

1

6.09

Свое имя, фамилию, отчество и домашний адрес.

Устанавливать межличностные отношения

2

Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. (Упражнения «Золотая рыбка», «Волшебная больница»)

1

13.09

  Навыки уверенного поведения.

Формировать адекватные формы поведения.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

3

Исследование мотивации .

1

20.09

Важность учения

Формировать устойчивость учебной мотивации .

Методика

1.Четвёртый лишний (словесный материал).

2.Последовательные картинки.

3.Продолжи ряд.

4

Исследование    уровня    готовности    обучающихся    к школьному обучению.

1

27.09

Развернутые и конкретные представления  работы с образцами и образами.

Внимательно, не отвлекаясь, слушать.

Ориентировочный тест школьной зрелости КЕРНА-ЙИРАСЕКА.

5

Исследование произвольной сферы и воображения

1

4.10

Восприятие инструкции

Методика "Вербальная фантазия"

6

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

11.10

Приёмы логического анализа, сопоставление, сопоставление существенного, отличие от несущественного

Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать вывод.

7

Тема :  « Школа и школьные правила».

1

18.10

Нормы и правила жизни класса.

Принимать и соблюдать правила жизни класса.

8

Тема:  «Я и ТЫ = Школа».  Экскурсия по школе..

1

25.10

Что такое школа, класс, урок.

Ориентироваться в школе

9

Тема: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться »..

1

1.10

  1. Осознает важность и необходимость                               учения.    Преобладание “Я должен” над “Я хочу”.

 Осознавать требования учителя и соответствовать им

 

10

Тема: « Развиваем пальчики рук».

1

15.11

Владеть предлагаемыми упражнениями.

Правильно переносить простейший графический образ, навыки конструирования, рисования, лепки, владение ножницами и др.

11

Тема: «Дорисуй предмет.
Цветовое изображение предметов».

1

22.11

Графический образ, различие цветов.

Переносить простейший графический образ.

12

Тема: «Путешествие в осенний лес»

1

29.11

Правила и нормы поведения

Принимать инструкции

13

Тема: «Штрихуем контурно – изображённые предметы»

1

6.12

Форму предмета.

Проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях

14

Тема: «Скоморошки» Игровые занятия на свежем воздухе

1

13.12

Удерживать цель, намечать план, видеть  ошибки

Устанавливать межличностные отношения.

15

Развитие памяти. (Упражнение «Голос», игра «Ревущий мотор»)

1

20.12

Особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала.

Уметь организовать смысловое запоминание, выделять смысловые группы.

16

  Тема: «Путешествие по сказкам»

1

27.12

Содержание сказок

Пересказывать полно и последовательно рассказ

17

Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

1

16.01

Адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли.

Исследование адаптации методом Люшера.

18

Тренинг "Домовой"

1

24.01

Навыки уверенного поведения

Устанавливать межличностные отношения

19

Беседа на тему: «Дружная семья»

1

31.01

Определённые эмоциональные состояния

Устанавливать межличностные отношения.

20

Тренинг на тему: «Острова счастья»

1

7.02

Навыки самоподдержки.

Выполнять  правила

21

Сказкотерапия: «Талант»

1

14.02

Определённые эмоциональные состояния.

Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

22

Коррекция интеллектуального развития. (Упражнение «Алфавит»)

1

21.02

Представления о мире (время года, страна, свой город, ф.и.о. родителей и др)

Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы

23

Тренинг «Созвездие»

1

28.02

Определённые эмоциональные состояния.

Проявлять настойчивость в достижении цели.

24

Игры на сплочение класса, создания положительного эмоционального настроя (Упражнения «Веселая зарядка», «Раковина»)

1

     6.03

Навыки общения и достойного поведения.

Подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением .

25

Развитие мышления (вербальное, мыслительные опера ции анализа и синтеза). (Упражнение «Беглость мышле ния», игра «Определи понятие

1

13.03

Смысл изучаемых понятий..

Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы

26

Коррекция склонности к воровству и обману учащихся (Упражнение «Соблюдай правила», игра «Знаю ли я се бя»)

20.03

Положительную и отрицательную оценку поступкам

 Изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе .

27

Развитие концентрации и избирательности внима ния. (Упражнения «Слушай хлопки», «Запретный но мер»)

1

3.04

Владеть предлагаемыми упражнениями.

 Различать звуки  на слух.

28

Коррекция памяти.(Упражнение «Небылицы»)

1

    10.04

Особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала.

Удерживать в памяти небольшие порции информации

29

Игровая психотерапия «Страшила»

1

17.04

Определённые эмоциональные состояния.

Устанавливать межличностные отношения

30

Развитие воображения. (Упражнение «Путешествие по странам»)

1

24.04

Владеть предлагаемыми упражнениями.

31

Тренинг «Огонек моей души»

1

8.05

Отношения с взрослыми и сверстниками

  1.  Подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.

32

Коррекция памяти и внимания.(Упражнения «Сходства и различия», «Четыре двери»)

1

15.05

Особенности своей памяти.

Уметь организовать смысловое запоминание, выделять смысловые группы.

33

Коррекция пространственных представлений, произ вольной сферы.(Упражнение «Пройди путь», «Узоры»)

1

22.05

Ломанные линии, штриховку.

Правильно переносит простейший графический образ, навыки конструирования, рисования, лепки, владение ножницами и др.

34

Развитие воображения. (Упражнение «Нарисуй музы ку», игра «Кляксография

1

29.05

Владеть предлагаемыми упражнениями.

Слышать музыку

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

* нравственно-моральные качества;

* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ

- повыситься:    

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* внимания;

* мышления;

* восприятия;

* произвольной сферы;

* интеллектуального развития;

* воображения.

* работоспособности;

* речевой активности;

* познавательной активности.

 К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
  13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
  14. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  15. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
  16. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.
  18. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М.,  2002 г.
  20. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  21. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  22. Школьный психолог - М., 2003 г

            Программу составила

            педагог-психолог:                                                      Меджорина Н.В.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации к школьному обучению

Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Доклад "Адаптация к школьному обучению"

Как ребенок привыкает к школе     С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...

Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.

Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...

Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО

Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...

Адаптация к школьному обучению. Рекомендации родителям

МБОУ Горковская СОШ      Выступление на родительском собрании1А класса на тему:«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»педагога-психолога А.В. Чекановой...

Социально-психологическая адаптация к школьному обучению

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация...