Психолого-педагогическая характеристика второклассников
статья (2 класс) по теме
Психолого-педагогическая характеристика второклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_vtoroklassnikov.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическая характеристика второклассников.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности, обладающей хорошо развитым интеллектом, профессионально грамотной, творческой, активной, социально ответственной, высокообразованной. Младший школьный возраст - начало активного становления новой личности. Важнейшим институтом социализации личности является школа.
Ведущая деятельность детей 8 - 9 лет — учение, в процессе которого формируется познавательная сфера личности, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. . Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми ( его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Характерна быстрая утомляемость при выполнении письменных работ. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Известно, что уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за собственной работой, но и за работой одноклассников, а также может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре со сверстниками.
Развитие познавательных процессов учащихся 8 – 9 лет | |
1.ВОСПРИЯТИЕ | Восприятие очень конкретно, ситуативно. Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности . Второклассники недостаточно способны анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы через наблюдение. Характерны ошибки в восприятии пространства, чисел, времени. Второклассники склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки. |
2.ВНИМАНИЕ | Доминирует непроизвольное внимание, произвольное не прочно. Внимание отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью, Ребёнок может сосредоточиться на 10-20 минут. Если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на всё яркое, новое. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. К концу 2 класса объём и устойчивость, переключаемость и концентрация внимания возрастает. |
3.ПАМЯТЬ | Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам). Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес. Большую роль в этом играет сочетание наглядного и словесного обучения. Идёт развитие памяти в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Ребёнок хорошо запоминает сведения, факты - всё то, что чем- то мотивировано, значимо. Прекрасный возраст для заучивания стихов наизусть. |
4.МЫШЛЕНИЕ | Доминирует наглядно-действенное ( чувственное) и наглядно-образное мышление (всё изучаемое нужно увидеть и потрогать). Начинается развитие словесно- логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Учащиеся много работают с наглядными образцами. Обобщения происходят под сильным давлением броских признаков предметов. Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие. Абстрактное мышление развито плохо, поэтому ребёнок с трудом понимает переносное значение слов, смысл фразеологизмов и пословиц. Практически всё сказанное понимает буквально, поэтому надо быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («Как ты мне надоел», «Я тебя не люблю», «Глаза б мои тебя не видели»). Любит задавать вопросы: «А правда ли это?», «Почему?» |
5.ВООБРАЖЕНИЕ | Воссоздающее (репродуктивное) воображение находится на двух стадиях. 1 стадия охватывает начало 2 класса: воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект (бедны деталями). 2 стадия наступает в конце 2 класса - значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. |
6.РЕЧЬ | У второклассников на первый план выступает потребность в общении, которая определяет развитие речи - беседы, слушание, рассуждения, споры. Ребёнок любит слушать взрослого. Необходимо учитывать, что порог слышимости и остроты слуха ещё не достигли своих наибольших величин. |
Развитие личности второклассников.
САМООЦЕНКА | Самооценка второклассника зависит от его успеваемости, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей, его положения в классе. Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности. Во втором классе у школьников резко снижается самооценка в учебной деятельности (это временное явление называется «феноменом вторых классов»). В первом классе было безотметочное обучение. Все они были «умничками» и «молодцами». А со второго класса появляются за работу оценки, и не всегда то, что хотелось бы. Школьник, порой, не может понять — вчера ему поставили «пятерку», сегодня — «тройку», почему так? Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. В конце 2 класса самооценка становится более развитой, зрелой, более структуированной, чем у первоклассников, и вместе с тем целостной. |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую оценку взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребёнок нуждается в любви и опеке. Старается помочь по дому маме, а в школе-учителю. Дети этого возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Ребятам 8-9 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение. |
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | Дети этого возраста психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил поведения и к их повседневному выполнению. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Мнение учителя наиболее существенно и безаппеляционно. Ученики безоговорочно признают его авторитет. Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в играх и групповой деятельности. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Он общается с теми, кого взрослые одобряют. Ребёнок гордится своей семьей, желает быть с семьей. Кроме общения в школе, информационное поле учеников занимает Интернет. Из-за разных темпов развития девочки и мальчики иногда испытывают трудности в общении друг с другом ( проявление симпатий, «секреты» ), и интернетовский чат (сеть «В контакте») становится для них идеальным местом для коммуникации. |
Анализируя психолого-педагогическую характеристику второклассников, можно сделать следующие выводы. Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе. Любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - характерные черты этого возраста. Новообразование: У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика класса(ШАБЛОН)
Шаблон для психолого-педагогической характеристики класса...
Психолого- педагогическая характеристика уч-ся 1 класса
Работая над составлением воспитательного плана, каждый год приходится писать психолого-педагогическую характеристику класса. Предлагаю примерный вариант характеристики....
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Статья, раскрывающая основные характеристики младшего школьного возраста....
Психолого - педагогическая характеристика. Структура
Данная структура написания характеристики поможет педагогам при ее составлении...
Пример психолого-педагогической характеристики класса
В данном варианте отражены основополагающие моменты, на которых строится краткая характеристика класса....
психолого-педагогическая характеристика
Образец психолого-педагогической характеристики класса....
Психолого-педагогическая характеристика второклассников.
Психолого-педагогическая характеристика второклассников. ...