Методика "Графический диктант"
материал (1 класс) по теме

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_graficheskiy_diktant_d._b._elkonina.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

(проведена  декабря  200.. года  в 1-б классе)

Цель:   исследование  ориентации в пространстве, определение  умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

          Для проведения методики детям  выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Сначала   дается предварительное объяснение: «Сейчас мы  будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с детьми выясняют, где у них правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

 

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте  рисовать узор сами».

 

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает детям исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставьте  карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

 

«Поставьте  карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

 

«Теперь поставьте  карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

 

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

 

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0–3 баллов – низкий;

3–6 баллов – ниже среднего;

7–10 баллов – средний;

11–13 баллов – выше среднего;

14–16 баллов – высокий.

                                      Результаты  диагностики (20 чел.)



1 балл


2 балла


3  балла


4  балла

Оценка результатов

1 чел

1 чел

3 чел

15 чел


0-3 б

3-6 б

7-10 б

11-13 б

14-16 б


Итоговый показатель


1 чел.


2 чел.


2 чел


14 чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Арифметический диктант диктанты

Арифметические  диктанты для начальной школы...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...