программа
рабочая программа (3 класс) на тему

программа ДО "Секрет моего успеха" - духовно-нравственное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekret_moego_uspekha.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.ТОММОТ                                                     

                                                           

                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                               Директор школы

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2014-2015 учебный год

духовно - нравственное направление

«Секрет моего успеха» 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 8 г.Томмот

Ёлгиной Валентины Васильевны

Класс 3 «Б»

Духовно – нравственное направление

«Секрет моего успеха»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу рабочей программы положена программа Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Программа «Секреты моего успеха» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа «Секреты моего успеха» разработана на основе программы формирования психологического здоровья у детей О.В. Хухлаевой  и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Основная цель программы: формирование  позитивного отношения к себе и школе,  сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Основные задачи:

  • Формирование психологического здоровья.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Формирование позитивное отношение к своему «Я».
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  • Предупреждение и снижение тревожности и страхов  детей.
  • Развитие навыков социального поведения.
  • Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
  • Создание возможностей для самовыражения.
  • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
  • Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
  • Развитие познавательной мотивации.
  • Раскрытие творческого потенциала.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Секрет моего успеха» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы «Секрет моего успеха»

Одним из результатов является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира.
  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: входная и  итоговая диагностика, опросы, тестирования,  тренинги, ролевые игры.        

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

«Секрет моего успеха»

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Я - школьник.

15

2

Мои чувства.

18

3

Вспомним разные чувства.

5

4

Чем люди отличаются друг от друга?

15

5

Какой я? – Какой ты?

15

Содержание  и тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по классам

Содержание  программы

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Я-школьник

Знакомство. Введение в мир психологии.

Как зовут ребят моего класса?

Зачем мне нужно ходить в школу?

Мой класс.

Какие ребята в моем классе?

Мои друзья в классе.

Мои успехи в школе.

Моя учебная сила.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Мои чувства

Радость. Что такое мимика?

Радость. Как ее доставить другому человеку?

Жесты.

Радость можно передать прикосновением.

Радость можно подарить взглядом.

Грусть.

Страх.

Страх. Его относительность.

Как справится со страхом.

Страх и как его преодолеть.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

Может ли гнев принести пользу?

Обида.

Разные чувства.

Развитие умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера.

Способствовать снижению уровня страха.

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

Вспомним чувства

Чувства

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Хорошие качества людей.

Самое важное хорошее качество.

Кто такой сердечный человек?

Кто такой доброжелательный человек?

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Я желаю добра ребятам в классе.

Очищаю свое сердце.

Какие качества нам нравятся друг в друге?

 Какими качествами мы отличаемся?

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Познакомить детей с понятием «качества людей».

Исследование своих качеств и особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе.

Какой я? – Какой ты?

Какой Я?

Какой Ты?

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

Школьные трудности.

Домашние трудности.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Календарно-тематического планирования

№ п/п

Дата проведения

Название темы

Место проведения

Время проведения

План

Факт

1/1

Знакомство.

Школа, класс

Вторая половина дня

1/2

Введение в мир психологии.

1/3

Я – школьник.

1/4

Зачем мне нужно ходить в школу?

1/5

Зачем мне нужно ходить в школу?

1/6

Мой класс.

1/7

Как зовут ребят моего класса?

1/8

Какие ребята в моем классе?

1/9

Мои друзья в классе.

1/10

Мои друзья в классе.

1/11

Мои успехи в школе.

1/12

Мои успехи в школе.

1/13

Мои успехи в школе.

1/14

Моя учебная сила.

1/15

Моя учебная сила.

2/16

Радость.

17

Какая бывает радость?

18

Как ее доставить другому человеку?

19

Радость можно передать прикосновением.

20

Радость можно подарить взглядом.

21

Умею ли я радоваться?

22

Как я дарю радость.

23

Что такое мимика?

24

Жесты.

25

Грусть.

26

Когда мне грустно?

27

Страх. Его относительность.

28

Как справится со страхом.

29

Страх и как его преодолеть.

30

Гнев. С какими чувствами он дружит?

31

Может ли гнев принести пользу?

32

Обида.

33

Эмоциональная сфера человека.

34

Разные чувства.

35

Чувства.

36

Навыки саморегуляции.

37

Уровень самоконтроля.

38

Самоконтроль.

39

Чем люди отличаются друг от друга?

40

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

41

Хорошие качества людей.

42

Хорошие качества людей.

43

Самое важное хорошее качество.

44

Кто такой сердечный человек?

45

Кто такой доброжелательный человек?

46

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

47

Я желаю добра ребятам в классе.

48

Очищаю свое сердце.

49

Какие качества нам нравятся друг в друге?

50

Какими качествами мы отличаемся?

51

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

52

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

53

Какими качествами обладаю я.

54

Какой Я?

55

Какой Я?

56

Какой Ты?

57

Какой Ты?

58

Трудности третьеклассника в школе, дома, на улице.

59

Школьные трудности.

60

Как преодолеть школьные трудности.

61

Домашние трудности.

62

Как преодолеть домашние трудности.

63

Трудности на улице.

64

Как преодолеть трудности на улице.

65

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

66

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

67

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

68

       

Обобщение.

Дополнительная литература:

1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.

2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.

3. Жизненные навыки. Уроки психологии / Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-208 с.

4. Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2», 2004. – 456с.

6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000г. – 160с.

7. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001г. – 128с.

9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

10. Флейк-Хобсон К и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. М., 1992г.

11. Фрайберг С. Волшебные годы: понимание и руководство проблемами раннего детства. М., 1997г.

12. Интернет ресурсы